Менеджеры доведенного до банкротства крупнейшего речного пароходства России получили в суде 24 года лишения свободы на четверых
""В Самарском областном суде завершился начатый в мае этого года судебный процесс против четырех ведущих менеджеров ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», которые нанесли государству и акционерам компании ущерб почти в 10 млрд. руб.
Приговором суда 18 октября с.г. бывший начальник самарского филиала пароходства Владимир Коряков, главный бухгалтер Любовь Базильская, начальник службы безопасности Евгений Артюхов и руководитель судоходной политики «Волготанкера» Юрий Исаичев признаны виновными в мошенничестве в особо крупном размере, а также в легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления.
По словам старшего помощника прокурора Самарской области Валентины Калгатиной, в период 2001–2004 годов обвиняемые организовали проведение фиктивного тендера и передачу танкерного флота в коммерческую эксплуатацию зарегистрированной в Королевстве Дания компании «Волготанкер Марин Сервисиз А/С», принадлежащей гражданину США Илье Кацнельсону. Эту иностранную компанию фактически контролировали владельцы самарского пароходства. Целью проведенной операции стал увод денежных средств с территории России, сокрытие фактической прибыли пароходства от налогообложения и невыплата дивидендов акционерам.
В течение трех лет обвиняемыми готовились и направлялись в налоговую инспекцию фиктивные документы. В результате только из госбюджета было похищено путем необоснованного возмещения НДС и взаимозачетов более 800 млн. руб.
Добытые преступным путем денежные средства были легализованы через офшорные компании, а также путем получения вознаграждений и использования в хозяйственной деятельности. В результате «Волготанкеру» и государству, владеющему 20% акций компании, был причинен ущерб на сумму свыше 9,5 млрд. руб.
Кроме того, в 2004 году члены этой преступной группы организовали получение под залог большей части нефтеналивного флота пароходства и взяли в одном из зарубежных банков кредит в размере 120 млн. долл., которые направили в свои аффилированные фирмы, поставив «Волготанкер» на грань банкротства и распродажи нефтеналивного флота.
Несмотря на отрицание подсудимыми своей вины, суд согласился с доказательствами обвинения и признал подсудимых виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 ч. 4, 174-1 ч. 4 УК РФ, назначив Корякову семь лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима, Базильской – шесть лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, Артюхову и Исайчеву шесть и пять лет лишения свободы соответственно условно. Всем осужденным назначен штраф в размере от 300 до 500 тыс. руб.
Правда, трое высших должностных лиц пароходства – подельников осужденных – скрываются за границей. Еще в феврале 2005 года прокуратура Самарской области заочно предъявила обвинение в мошенничестве и легализации доходов бывшему председателю совета директоров «Волготанкера» Александру Александровичу, исполнительному директору управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрею Азарову и Илье Канцнельсону. Поскольку они скрылись в Великобритании, их объявили в международный розыск.
Ранее ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» являлось одним из самых больших в Европе речным перевозчиком нефтепродуктов. 80% акций пароходства принадлежит офшорным компаниям, которые контролируются менеджментом компании. Общая стоимость имущества «Волготанкера» составляет 1,3 млрд. руб. Весной 2006 года на него был наложен арест. После этого производственная деятельность компании была прекращена, из 10 тыс. человек персонала 8 тыс. были уволены.
В этом году власти Самарской области вышли на федеральные органы с предложениями принять меры по реанимации «Волготанкера». Они нашли поддержку у первого вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова и министра транспорта Игоря Левитина. Была инициирована процедура банкротства в отношении пароходства, которое остановило погашение долгов и дает предприятию возможность работать. В конце августа Арбитражный суд Москвы начал процедуру банкротства пароходства, введя в отношении него процедуру внешнего наблюдения.
Суд признал обоснованными требования Федеральной налоговой службы к «Волготанкеру» в размере 3,033 млрд. руб., из которых основной долг по налогам составляет 2,012 млрд. руб., а остальное – штрафы и пени. Межведомственной комиссией принимаются меры по финансовому оздоровлению предприятия, выводу его из кризисного состояния и усилению влияния государства на его деятельность. Ожидается, что пароходство может быть продано осенью этого года. По информации Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, есть потенциальные инвесторы, которые готовы вложить деньги, обновить флот, а все, что не нужно, утилизировать." "