Компании, не вошедшие ни в одну из отраслевых категорий
"
МегаФон 7 место Выручка $3730 млн
Сотовый оператор «МегаФон» появился позже двух главных конкурентов—МТС и «ВымпелКома», но лицензию на сотовую связь на территории всей страны он получил первым. Конфликт между акционерами после приобретения блокирующего пакета акций структурами группы «Альфа» задержал развитие этого оператора. Сейчас у «МегаФона» меньше клиентов, чем у ею соперников. Но в скором времени на сотовом рынке предстоит новая «сдача карт» — переход к связи третьего поколения. Так что все еще может измениться.
Группа «Илим» 24 место Выручка $1650 млн
Совладельцы группы «Илим» (до недавнего времени она носила название «Илим Палп») Захар Смушкин и братья Борис и Михаил Зингаревичи могут гордиться тем, что отстояли компанию в борьбе с одним из самых умелых мастеров поглощений в России Олегом Дерипаской. Затянувшаяся на три года война за «Илим Палп» стоила огромных сил и средств, поэтому акционеры предпочли найти сильного и обеспеченного партнера. Минувшим летом было заключено соглашение о продаже 50% акций группы «Илим» американской компании International Paper за $650 млн.
Буровая компания «Евразия» 48 место Выручка $990 млн
«Евразию», бывшую «Лукойл-Бурение», у Вагита Алекперова выкупил президент компании «Петроальянс» (тоже занимается бурением) Александр Джапаридзе и несколько бывших топ-менеджеров Halliburton. Рынок сервисных услуг для нефтяников растет, и вместе с ним растет бизнес буровиков. За $40 млн «Евразия» купила плавучую буровую установку «Астра», которая может работать на глубине до 45 м. А осенью компаньоны, больше половины заказов которым по-прежнему дает «Лукойл», собираются провести IPO.
Фирма Илиев 93 место Выручка $630 млн
Деньги, которые приносит столичному предпринимателю Зараху Илиеву и его партнерам Черкизовский рынок, вкладываются в коммерческую недвижимость. За последние годы под контроль группы Илиева перешли торговые центры «Гранд», гостиница «Украина», бизнесмены построили огромный ярмарочный комплекс «Москва», одноименный автомобильный торговый комплекс и большой торговый центр на площади Европы. Правительство Москвы обещает закрыть Черкизовский рынок не позднее декабря следующего года, но Зарах Илиев, похоже, к этому уже готов.
ACT 101 место Выручка $600 млн
Легче перечислить виды бизнеса, которыми основатель группы «ACT» Тельман Исмаилов не занимался, чем те, что входят в сферу его интересов. Телекоммуникационная компания, рынок, типография и чулочно-носочная фабрика соседствуют в его группе с торговлей элитным алкоголем и стоматологическим центром. Впрочем, будущее «ACT» связано с недвижимостью: Исмаилов купил 3500 га земли в Клинском районе Подмосковья и, как многие другие инвесторы, собирается поучаствовать в программе «Доступное жилье».
Телебалт 109 место Выручка $590 млн
Особая экономическая зона в Калининградской области в конце 1990-х стала излюбленным местом для размещения заводов по сборке бытовой электроники: для подобных производств действуют большие таможенные льготы. Пользуясь ими, калининградский завод «Телебалт» стал одним из крупнейших сборщиков кинескоп-ных телевизоров. Сейчас «Телебалт» производит и жидкокристаллические модели, а также DVD-проигрыватели и другую технику.
Rolsen 118 место Выручка $530 млн
Эта компания зарегистрирована в Южной Корее, но создана русскими предпринимателями. Главный совладелец Rolsen Сергей Белоусов получил сингапурское гражданство. Оперативное управление компанией он передал менеджерам. На заводах Rolsen производятся телевизоры и другая электроника и под своей маркой, и для сторонних заказчиков, например для LG. Примерно 60% продаж техники, собираемой на заводах компании, приходится на Россию.
Видео Интернешнл 145 место Выручка $440 млн
Рекламная группа, созданная Юрием Заполем и Михаилом Лесиным, контролирует около 60% рынка телерекламы, имея эксклюзивные права на ее продажу на Первом канале, каналах «Россия», СТС, «Домашний», «Спорт», «Муз-ТВ», ДТВ, Euronews, а также 90 региональных станциях. Компания отложила IPO дочерней фирмы «Видео Интернешнл Трэнд», которая занимается продажей региональной рекламы. Еще бы, деньги есть и без IPO — в будущем году Россия станет мировым лидером по темпам роста цен на телерекламу: ее стоимость увеличится на 60%.
Crocus Group 149 место Выручка $420 млн
Торговля одеждой и аксессуарами становится для Crocus Group все более важным направлением бизнеса. В прошлом году стала развиваться сеть магазинов демократичной одежды JLO by Jennifer Lopez, появились два мультибрендовых магазина компании в московских торговых центрах «Времена года» и Lotte. Но главным проектом семьи Агаларовых остается освоение Мякининской поймы в Подмосковье: новый павильон Crocus Expo стал крупнейшим выставочным сооружением в мире, строится 22-этажный отель с развлекательным комплексом, бизнес-центр и даже новая станция метро.
Проф-Медиа 158 место Выручка $390 млн
«Бизнес «Проф-Медиа» —исключительно развлекательные ресурсы, ни в коем случае не политизированные, они <...> менее чувствительны к различного рода начальственным пожеланиям», —объяснял владелец группы Владимир Потанин в сентябре 2007 года. Компания продюсирует сериалы, скупает развлекательные телеканалы и интернет-порталы, при этом избавилась от «Известий» и «Комсомольской правды», хотя свою деятельность начала с их приобретения.
Альянс Русский текстиль 166 место Выручка $380 млн
Делать текстиль в России — занятие неблагодарное. Заработав первоначальный капитал на торговле среднеазиатским хлопком, предприниматель из Казахстана Зеин Ахабаев купил четыре большие текстильные фабрики в России, получив сразу 20% рынка хлопчатобумажных тканей. Но за пять лет ему так и не удалось сделать этот бизнес прибыльным. Полгода назад стратегия «Русского текстиля» изменилась: компания решила стать оптовиком, поставляя ткани из Юго-Восточной Азии. Часть производств уже закрыта.
Восток-Сервис 167 место Выручка $380 млн
Почти в каждом городе России, где что-то добывается или активно строится (всего 51 населенный пункт), есть магазины «Восток-Сервиса». Продукция компании, созданной выпускниками МАИ, жизненно необходима для рабочего класса — куда без противокислотного костюма, каски «Труд-У» и обуви, которую не разъедает щелочь? Большую часть своей продукции «Восток-Сервис» изготавливает на предприятиях в Спасске, Чаплыгине, Сапожке, Кара-чеве и других малых городах.
Группа «Руиз» 169 место Выручка $370 млн
Группа «Руиз», которой еще только предстоит перейти на единую акцию,—это юридически самостоятельные предприятия, объединенные в единую технологическую цепочку по производству ювелирных украшений. Пермский прииск «Уралал-маз» добывает алмазы, пермская «Кама-Кристалл» и московская «Руиз Даймондс» делают из них бриллианты, Московский ювелирный завод делает и продает через собственную сеть магазинов украшения с бриллиантами. Все эти компании принадлежат одному из крупнейших представителей мирового алмазного бизнеса, израильскому бизнесмену Льву Леваеву.