"Попытка открыть второй, внутренний люк атомной подлодки "Курск" и проникнуть в корабль норвежским водолазам не удалась. Работы остановились после вскрытия внешнего люка. Пространство между двумя оболочками подлодки в этом месте затоплено. Тел моряков там нет. Об этом сообщил в британский координационный центр спасательной операции представитель штаба ВМС по Северной Норвегии капитан Йон Лиэн.
На глубине 108 м работают сейчас трое водолазов из элитных подразделений ВМС Норвегии.
Эксперты приходят к выводу о правильности заключения российской стороны, что в результате удара подлодки о грунт и взрыва на борту, центровка внутренней обводки "Курска" и внутренней оболочки сместились.
Спасательные работы на подводной лодке "Курск" продолжаются. Сегодня в 7:45 мск норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека подводной лодки "Курск", сообщил командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Он отметил, что действиями водолазов руководили с борта судна Seaway Eagle норвежские и российские специалисты. В шлюзовой камере люка никого не обнаружено, хотя ранее предполагалось, что там может находиться человек, отметил В.Попов. "Следующим этапом технической операции будет вскрытие нижней крышки аварийно-спасательного люка девятого отсека", - добавил Вячеслав Попов. По его словам, сегодня Yтром подошло норвежское судно Normand Pioneer, на борту которого находится английская спасательная субмарина LR-5.
Целесообразность ее спуска на подлодку "Курск" будет обсуждаться. В связи с открытием люка "ситуация изменилась, и надо нам по-новому посмотреть на нее с технической стороны", - сказал Попов.
"Нижний люк - это последний рубеж входа в девятый отсек подводной лодки", - заключил он. Личное мнение командующего, что отсек заполнен водой, но это нужно проверять вскрытием люка.
Всего на месте трагедии работают 12 норвежских водолазов.
Ранее им удалось отвернуть вентиль спасательного люка АПЛ "Курск", однако не хватило технических возможностей для того, чтобы сдвинуть крышку люка. Были также опасения, что норвежские водолазы не смогут проникнуть внутрь подлодки "Курск", поскольку их водолазные костюмы для этого не приспособлены.
Между тем, слова руководителя английской спасательной миссии Тима Читендена внушают надежду. Он считает, что в незатопленных отсеках лодки могут быть живые члены экипажа. После того как водолазы проникнут внутрь лодки, ее внутреннее состояние будет определяться по манометрам, закрепленным между отсеками "Курска". По ним будет понятно, есть воздушные пузыри в субмарине или нет. По сведениям спасателей, на данный момент шестой и седьмой отсеки лодки залиты водой, как и вся ее передняя часть, однако есть надежда, что живые члены экипажа могут находиться в восьмом и девятом отсеках. Как заявил заместитель начальника пресс-службы Северного флота Игорь Бабенко, по данным подводных обследований, практически вся лодка затоплена, атмосферное давление в "воздушных мешках" на борту очень высокое. В то же время эксперты высказывают надежду, что в некоторых "воздушных мешках" давление сохранилось на приемлемом для человеческого организма уровне.
Попытка открыть люк, скорее всего, будет предпринята с помощью британской LR-5. Об этом сообщило BBC со ссылкой на официального представителя штаба обороны Северной Норвегии Йона Лиэна. По его словам, в ближайшие часы будет принято окончательное решение касательно того, какой именно глубоководный аппарат - британский или норвежский - будет использован для выполнения этой задачи. Й.Лиэен также подтвердил вывод экспертов о том, что внутри шлюзового отсека есть воздух. Британский министр обороны сообщил, что пока команда английских спасателей на борту Normand Pioneer не получала никаких вводных. "Операцией руководит российская сторона, мы готовы вступить в дело по первому ее сигналу", - сказал корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель ведомства. LR-5 ждет только команды. Им потребуется от 5 до 7 минут, чтобы начать погружение.
Вчера ближе к вечеру все члены комиссии под председательством вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова с борта крейсера "Петр Великий" прибыли в Североморск, где на заседании были проанализированы данные, полученные во время проведенной норвежскими водолазами глубоководной разведки.
Действия спасателей мы все смогли оценить. Кадры, облетевшие весь мир, показали, как работают норвежские водолазы. Оперативность, согласованность действий и прочее. У норвежских подводников возникли проблемы с инструментами - понятно, что имеющиеся в их распоряжении не всегда подходят для выполнения необходимых работ на корпусе российской субмарины; немедленно в специальной мастерской на судне Seaway Eagle были изготовлены необходимые инструменты.
Мы не будем подробно останавливаться на версиях о причинах аварии; сейчас главное - проблеск надежды на то, что хотя бы кого-то из моряков удастся спасти. Напомним только, что вице-премьер И.Клебанов сегодня подтвердил, что наиболее вероятной версией катастрофы считается "внешнее динамическое воздействие" и в качестве основной рассматривается версия столкновения "Курска" с мощным плавающим подводным объектом" водоизмещением от 8 тыс. тонн и более... "