С продуктами в России — как с бензином: цены на них замораживают на пике стоимости
"“И народное ликование не покинет больше нас” — так и хочется переиначить некогда популярную песенку на новый лад. А все почему? Потому как правительство, как объявлено, договорилось с производственниками и торговцами о замораживании цен на продукты питания.
Впрочем, сначала о хорошем. Не позднее чем послезавтра правительство одобрит соглашение о заморозке цен на социально значимые товары, которое заключат между собой крупнейшие торговые сети и отечественные продовольственные компании. Не больше нескольких недель потребовалось нашим чиновникам, чтобы решиться на такой шаг, о котором до того писал “МК”. В группу “социалки” попали, как стало известно, нежирные кефир и сметана, молоко с жирностью до 2,5%, белый и черный хлеб, подсолнечное масло, сахар, сыр и яйца. Торговцы пообещали, что их наценка на эти товары станет минимальной — 10%. Производители в ответ также сделали “щедрый” жест — сказали, что их отпускные цены во время “водяного перемирия” расти не будут.
Может, до среды в “социальный список” успеет втиснуться еще что-нибудь, это пока неизвестно. А список ведь можно и расширить, например, за счет тех же макарон, что делаются из подорожавшей муки. Или того же молока из категории детского питания (“Агуша” — жирн. 3,2%), что по показателям жирности никак не укладывается в “социалку”, хотя более социального продукта на магазинных полках не найти.
Еще одна хорошая новость — в четверг после заседания правительства глава Минфина Алексей Кудрин пообещал выделить аж 1 млрд рубл. на поддержку закупок сельхозсырья, которое идет на переработку. Читай — на производство того же молока, сметаны, сыров и прочая.
На этом хорошее заканчивается. Начинается плохое. Ситуация с продовольствием один в один напоминает “аттракцион неслыханной щедрости”, которое наше правительство уже устраивало. Только в прошлый раз это было с бензином. Тогда, если вы помните, как раз на пике мировых цен на топливо на правительственный ковер пригласили глав ведущих нефтяных компаний, которые у нас являются вертикально интегрированными и хозяйничают на всем цикле от добычи нефти до розничной продажи автовладельцам бензина. И грозно попросили “не шалить”. Те так же дружно отрапортовали, что они замораживают. И потом, как стоимость нефти ни падала в мире, наши ценники гордо возвышались на завоеванных высотах.
Такая же картинка и тут. Взять, к примеру, зерно. Последние две-три недели мировые цены на него падают. Уже опустились на 40—50 долларов за тонну. Для рекордной стоимости в 360—370 баксов, согласитесь, это показатель. Тем более что и доллар сам падает. Думаете, батон будет стоить дешевле? Не угадали. Торговля и производители совместными усилиями не допустят такого. Потому что социально значимый продукт — и цены на него заморожены.
Отдельное мерси за миллиард. Рублей. Что в переводе на мировую валюту чуть больше 40 миллионов долларов.
Для государства, у которого теперь уже наверняка больше 440 млрд. долларов золотовалютных резервов (уж бог с ним, со Стабфондом, обязанным что-то стабилизировать), в котором после повышения цен на продукты уже добрая треть балансирует за чертой бедности или споткнулась об нее, выделить 0,009% на поддержку производства продуктов питания — на это надо решиться. Еще раз повторяю. Наши чиновники не управляют процессами, не анализируют их и не работают на опережение, а следуют в фарватере событий. При этом продолжают жить так, что на них самих их же решения в отличие от народа не отражаются.
Ну, а на закуску самое интересное. И оно же еще более плохое, чем все, что написано ранее. Сейчас цены заморозят. Но через неделю, максимум две после выборов в парламент и победы сами знаете какой партии они резко пойдут вверх. Под соусом традиционного предновогоднего повышения. И торговля с производителями на потребителях отыграются за все обиды и унижения, которым их подвергли чиновники.
Опохмелившийся и пришедший в себя где-то к 20-м числам января народ, доевший праздничные салаты, обнаружит, что в кошельке, холодильнике и желудке одинаковый вакуум. И ужаснется от нового ценового рекорда на продовольствие. И тогда на авансцену выступит главное действующее лицо страны вместе с “преемником”. Оно потребует от “преемника” “разобраться и принять срочные меры”. И будьте уверены — тот не оплошает, обдаст ледяным дыханием производителей и торговцев, грохнет увесистым кулаком, да так, что цены даже к марту немного упадут (вполне возможно, перед выборами-то, да и почему не опустить на 10%, если до этого поднять на 50%).
И народное ликование не покинет больше нас. Правда, опять ненадолго."