"Президент Украины Леонид Кучма дал указание спецслужбам до окончания парламентских выборов разобраться с теми, кто развалил крупнейшую в стране финансовую структуру – акционерный коммерческий банк “Украина”. "Я заинтересован в деле банка "Украина" поставить жирную точку. Страна должна знать своих героев", — сказал Кучма.
Что ж, FLB провело собственное расследование по этому вопросу и виновных мы уже нашли. Это некогда крупнейшие в стране нефтетрейдеры, благодаря целому ряду манипуляций получившие громадных размеров “невозвратки” (невозвратные кредиты), которые собственно и потопили банк.
Украинский аналог «СБС-Агро»
Банк “Украина” представлял собой правопреемника Агропромбанка СССР (украинское отделение) и являлся одним из трех крупнейших финансовых учреждений Украины. Будучи по сути украинским аналогам почившего после дефолта 1998 года “СБС – Агро”, банк "Украина" обладал крупнейшей филиальной сетью в Украине, которая покрывала фактически каждый районный центр страны.
В систему банка входили головной офис, 26 региональных дирекций и более 1100 безбалансовых отделений. Акционеры банка – более 337 тыс. лиц.
Валюта баланса банка по состоянию на 1 апреля 2001 г. составила 4,5 млрд. грн., объем кредитного портфеля – 1,37 млрд. грн. (из них более 70% – кредиты предприятиям АПК), уплаченный уставный фонд – более 70,3 млн. грн.)
Клиентами банка являлись более 1,7 млн. физических и более 200 тыс. юридических лиц, в том числе российские компании и фзилица. Все они пострадали от развала финансового института и безнадежно надеются дождаться своих денег вложенных в банк.
МВФ закрыл “Украину”, а обвинили в этом Ющенко
В конце мая прошлого года Леонид Кучма при всем честном народе обвинил правительство в чрезмерном затягивании решения проблем банка "Украина". Обвинения трудно было назвать беспочвенными.
На работу банка отрицательно повлияла практически безнадежная задолженность по кредитам, выданным под правительственные гарантии. Кроме того, сказался и финансовый кризис 1998 г.
Международный валютный фонд и Всемирный банк по сей день с завидной регулярностью называют нерешенные проблемы АК АПБ "Украина" чуть ли не главным препятствием в возобновлении своего кредитования государства Украины.
В конце концов, управляющий директор МВФ Херст Келер, потребовал от правительства Ющенко в ультимативной форме закрыть банк. Соответствующая нота была направлена Кабмину и её копия имеется у корреспондента FLB.
В результате в июле 2001 года Национальный банк Украины начал процедуру банкротства, за что тут же был подвергнут критике со стороны Леонида Кучмы. При этом президент отметил, что НБУ имел и имеет монопольное право на контроль состояния банков, в связи с чем он ответственен за падение "Украины".
Кучма также сказал, что на Нацбанке также лежит часть вины за масштабную утечку капитала и тенизацию Украины в прошлые годы.
Он сказал, что фактически все олигархические группы созданы при непротивлении банков. "Что, были слепые?", — поинтересовался президент.
Одновременно часть политиков обвинили в банкротстве "Украины" Виктора Ющенко, который возглавлял НБУ в 1993-1999 годах и уволенного в начале этого года министра финансов Украины Игоря Митюкова.
Нельзя сказать, что Национальный банк Украины в свое время не беспокоило состояние банка «Украина», но многократные попытки НБУ привлечь для банка частного инвестора не увенчались успехом.
Нефтяные кредиты
Реальным злым гением развалившим “Украину” и наделавшим так много шума в незалежном государстве оказалась совсем не одиозная фигура премьера, а целый ряд неизвестных широкой общественности нефтетрейдерских компаний.
Большая часть невозвращенных АКБ «Украина» кредитов приходится на компании, которые занимались поставками нефтепродуктов украинскому агропрому. Но документально подтвержденное наличие кредитных ресурсов не всегда означает, что долги будут возвращены, потому что не у всех должников есть на то желание.
По данным Главного управления Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями МВД Украины (ГУ ГБЭП), из 558 млн. грн. ($1 = 5,2 гривни) кредиторских долгов банку «Украина» более 280 млн. не возвращено компаниями, которые занимались торговлей нефтепродуктами. Крупнейшие среди них — «Нафта К» (165,7 млн. гривен), «Интерагро» (ныне «Технопарк»), «Украина-нафта», «Атланта Интернешнл», «УкрРос» и некоторые другие.
Схема работы на заемных средствах была проста — под полученный кредит в России или Беларуси закупались нефтепродукты или нефть перерабатывалась на давальческих условиях на украинских НПЗ, а затем горючее реализовывалось сельхозпроизводителям для посевной и уборочной страды. Как правило, аграрии рассчитывались «натурпродуктом». Особенно в ходу было зерно, под реализацию которого создавались даже отдельные фирмы, как, например, «Хлеб Украины» или «Зерно Украины». Полученные сельскохозяйственные продукты реализовывались на внутреннем или внешнем рынках, а кредит возвращался частично или не возвращался вообще.
Как «Нафта-К» завалила «Украину»
Наиболее крупным должником банка «Украин», по данным ГУ ГСБЭП, является компания «Нафта К», которая задолжала банку 165,7 млн. грн. ($31,8 млн.)
Справка FLB: ЗАО "Нафта-К" зарегистрировано 17.11.1997 г, в Днепровском районе г. Киева, по ул. Попудренка, 42. Основной вид деятельности - оптовая торговля.
Руководитель: Ксензенко Валерий Петрович, 1962 г.р.
Учредители ЗАО "Нафта-К":
1. Ксензенко Валерий Петрович (одновременно является учредителем или
руководителем ЗАО "Коминвест", ООО "Одесский портовый маслоперегрузочный комплекс", ЗАО "АМП-Запорожье-Нафта-К", ЗАО "Укримпекс", ООО "Унекс", ЗАО "Укрэксимнефтепродукт", "Коиус-Ю", ЗАО "Укримбэкс", ООО "Унекс", был заместителем генерального директора ООО "Украина-нафта" (кстати, еще один крупный должник банка Украина).
2. Черныш Елена Олеговна
3. Шатыло Галина.Александровна
«Нафта К» - некогда одна из крупнейших нефтетрейдерских структур Украины, которая входит в сферу интересов Олега Ищенко, народного депутат, возглавлявшего до прихода в Верховную Раду Украины компании “Укрэксимнефтепродукт” и ”Ол- банк”.
В 1997 году, ЗАО «Нафта-К» заключило договор с австрийской фирмой «Vimet Metallhaudelsges G.M.B.H.» на поставку пшеницы на сумму $3,45 млн. Зерно было поставлено лишь на 686,373 тыс. долларов. В “Украину” возвращено 486.792 тысячи. Остальная сумма до сих пор не возвращена.
Также между «Нафта-К» и «Vimet Metallhaudelsges G.M.B.H.» был заключен контракт АР 1/0112-93 на закупку у последней сырой нефти в количестве 1,800.000 – 2.400.000 тонн с дальнейшей ее переработкой на ОАО «ЛиНОС». Нефть, конечно же, тоже не была куплена и переработана.
В результате чрезмерный объем кредитов взятых ЗАО “Нафта К” в банке “Украина” заинтересовал правоохранительные органы еще в 1999 году, когда проводилось расследование уголовного дела в связи с тем, что АКБ “Украина” кредитовал ЗАО “Нафта-К” на общую сумму $60 млн. и не вернуло банку $30429949,66.
Тогда в ходе расследования фактически стало очевидно, что вся схема получения кредита была типичным разворовыванием невозвратных ресурсов, с подкупом должностных лиц банка главой “Нафта К” Валерием Ксензенко.
Так директор центра стратегических исследований и прогнозирования АК АПБ “Украина” Игорь Николаевич Некрасов, который хлопотал о получения кредита после ухода из банка пошел на работу заместителем руководителя ЗАО “Нафта-К”, а компания получила один из наиболее значимых кредитов в украинской истории.
Другие “герои”
Интересно, что облапошив “Украину” через “Нафта К” Валерий Ксензенко этим не ограничился и подключился к реализации схемы «отсасывания» денег через бывшего руководителя “Украины” Бориса Супиханова.
21 мая 1999 года общее собрание акционеров АКБ "Украина" переизбрало Совет банка, Согласно решению собрания председателя Совета банка Виктора Сытника уволили с должности в связи с поданным им заявлением, заместителя главы Совета – Станислава Бабенко - по собственному желанию. Новым председателем был избран Виктор Сацюк, его замом – А. Волков, еще одним замом избрали Сергея Федоренко – председателя совета директоров ЗАО "Укррос", президентом которого являлся В. Сацюк. На собрании также был сокращен, с 32 до 16 человек, состав Совета банка и утвержден президиум в лице В. Сацюка, А. Волкова, С. Федоренко, Б. Супиханова, и Л. Козаченко.
В 2000 году было зарегистрировано ЗАО “Зерно Украины”, главным учредителем которой явилось ЗАО “Нафта-К”. Директором этой структуры назначили Бориса Супиханова. Через два месяца Борис Карабаевич правда одумался и поставил номинальным директором своего сына Супиханова Геннадия Борисовича, хотя фактически всеми делами в фирме “Зерно Украины” распоряжался отец.
Зато сыну нашлось другое практическое применение – он управлял компаниями ЗАО “Интерагро” и ЗАО “Агро Нова”. Компания “Интерагро” является третьим по величине кредитором “Украины”, задолжав ей 75 млн. гривен ($14,4 млн.). “Интерагро” в свое время, кроме осуществления оптовой торговли нефтепродуктами, начинала организовывать собственную розничную сеть АЗС под торговой маркой “Сатко”. Таких АЗС было построено только 5 штук в Киевской области, но как сообщили в компании, еще в начале текущего года компания свернула экспансию в розничную сеть и даже намеревалась продать автозаправки. С чем это было связано, в компании не сообщили, но очевидно уже тогда в “Интерагро” (которую, как мы уже писали возглавлял сын бывшего руководителя банка “Украина”) готовились к краху банка.
В 2000 году в правоохранительные органы г. Киева обращался заместитель председателя АКБ “Украина” Полетуха А.В., сообщив о том, что руководитель ЗАО “Интерагро” Супиханов Г.Б. и главбух Галина Лившенко мошенническим путем завладели денежными средствами банка и использовали их по своему усмотрению.
Вторым по величине нефтяным должником банка “Украина”, после “Нафта К” является “Украина-нафта”, на долю которой приходится 91 млн. грн. долга. Название компании позволило некоторым аналитикам и даже банкирам спутать её с ОАО “Укрнафта”. Но, как сообщили в пресс-службе ОАО “Укрнафта”: “У нашей компании не существует задолженности перед банком “Украина”. Вся информация об этом распространяется оппонентами “Укрнафты” и не соответствует действительности”.
Действительно “Украина-нафта” в отличие от “Укрнафты” никогда не добывала нефть. Зато она по сути занималась тем же, что и “Нафта К” - спекуляцией на рынке нефтепродуктов и получением невозвратных кредитов. Неудивительно, что заместителем директора этой компании одно время был Валерий Ксензенко.
Можно уверенно говорить что консорциум связанных с Валерием Ксензенко компаний должен агробанку 331,7 миллионов гривен из 558 миллионов или 60% всех средств!
Еще кредиторы “от горючки”
Другие крупные дебиторы банка - фирмы “Атланта Интернэшнл” (долг 31 млн. грн.), “Артекс” (24 млн. грн.), “Республика”, “Украина-холдинг-лизинг”, “Хлеб Украины”. “Атланта Интернэшнл” занимались крупнооптовой торговлей горючим, в том числе его импортом.
“Долги есть, мы пока не можем их погасить, вот и весь комментарий”, — сообщили в “Атланта Интернэшнл”.
Ситуация вокруг еще одного должника – компании “УкрРос” – интересна тем, что за расследование задолженности взялись народные депутаты. Компания занималась кредитованием отечественного аграрно-промышленного комплекса — весной крестьяне получали минеральные удобрения, горючее, а рассчитывались осенью, после сбора урожая. Такая схема сотрудничества с сельхозпроизводителями несет большие риски, как объективные (неурожай), так и субъективные (инфляция). Компании удавалось избегать подобных проблем и вовремя рассчитываться с банком. Но ситуация изменилась после финансового кризиса 1998 года, когда больше всего пострадали как банковские структуры, так и производители, в частности крестьяне. Поэтому основная дебиторская задолженность компании перед банком “Украина” и была образована в 1998 году.
Как сообщил народный депутат Григорий Омельченко, “оправдания “УкрРос” о том, что им не вернули кредиты в связи с тем, что сельхозпроизводители не рассчитались, — понятны. Но вот только большинство аграрных предприятий, в которые вкладывались средства компанией “УкрРос”, принадлежало этой же фирме”.
В компании же настаивают на том, что конъюнктура рынка и кризис не делит крестьян на “своих и чужих”. “По состоянию на 1 января 2001 года, нам должны 178 сельскохозяйственных предприятий, большая часть которых и сегодня не в состоянии рассчитаться за полученные от нашей компании в свое время деньги, сельхозтехнику, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения”, — говорит Олег Шавлак, генеральный директор ЗАО “УкрРос”.
Что касается перспектив погашения долгов, то в компании отметили, что график их погашения выполнялся в прошлом году безукоризненно. Кроме того, “УкрРосом” уже сняты обязательства банка перед западными партнерами на сумму $2,7 млн., и сегодня продолжаются переговоры о снятии компанией в качестве взаимозачета аналогичных задолженностей банка “Украины” в размере $2 млн. и DM1 млн.
Игра “обвини другого”
Интересно, что сам Ксензенко отчаянно пытается переложить свою вину за банкротство банка «Украина» на других. “Он неоднократно инициировал в прессе отрицательные публикации против других фирм, в том числе и через нашу фирму“, рассказал FLB источник в украинском бюро политического консалтинга ПЕНТА. Со слов источника особенно Валерий Ксензенко был недоволен своими конкурентами на рынке нефтепродуктов - компаниями ПИИ «УкрРос», ЗАО «Укртатнафта» и ОАО «ЛиНОС», против которых и заказывал PR-компании.
Тем временем следствие по делу банка «Украина» продолжается. “На сегодня к ответственности привлекается 25 сотрудников его отделений и филиалов, в том числе два директора региональных отделений и три зама, по которым доказано, что они преступным бездействием способствовали невозвращению кредитов. По возбужденным уголовным делам уже возвращена сумма в 145 млн. грн. по статье «финансовое мошенничество”, сообщили FLB в Главном управлении Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями.
Таблица 1. Пять крупнейших должников АКБ “Украина”
Название компании – должника
Сумма задолженности включая пеню, млн. грн
Примечание
“Нафта К”
165,7
Рассчитываться собирается только после погашения задолженности перед ней со стороны ряда НПЗ, несмотря на то, что компания продолжает стабильную работу на рынке нефтепродуктов.
“Украина – нафта”
91
Н/и
“Технопарк” (бывшая “Интерагро”)
75
Расчет временно отложен в связи с реорганизацией фирмы.
“УкрРос”
Ок. 35
Расчет будет произведен в ближайшее время. Ведутся переговоры о погашение задолженности в 15 млн. грн. в качестве взаимозачета.
“Атланта Интернэшнл”
31
Н/и
“Артекс”
24
Н/и
Источник: АКБ “Украина”, ГУ ГСБЭП МВДУ, собственные данные