Кружка остается кружкой. Центризбирком готов разрешить подкуп избирателей на сумму до 400 рублей
""На борьбу с грязными избирательными технологиями и черным пиаром в очередной раз поднялась Центральная избирательная комиссия. На своем заседании в конце минувшей недели ее члены обсудили соответствующие разъяснения к закону «О выборах», которые запретят кандидатам подкупать избирателей, а журналистам -- превращать политические рейтинги в орудие агитации.
«Осуществлять подкуп избирателей», «вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности» борцам за парламентские мандаты недвусмысленно запрещает часть 2 статьи 62 закона «О выборах». Однако труженики Центризбиркома обратили внимание на то, что на практике партии во время предвыборной гонки так и норовят всучить электорату «материальные ценности» в виде футболок, бейсболок и шариковых ручек со своими эмблемами. Для своеобразной легализации этих вполне безобидных агитационных приемов Центризбирком предложил воистину соломоново решение: все предметы «с нанесенной печатным способом символикой партии» считать печатными материалами, распространение которых законом не возбраняется. При этом в проекте разъяснений особо оговаривалось, что каждый такой предмет не должен стоить дороже 400 рублей.
Эти положения вызвали живую дискуссию. Член ЦИК Сиябшах Шапиев выступил против столь широкого толкования понятия «печатные материалы»: «Я сам профессионально занимался вопросом подкупа избирателей и настаиваю на том, что кружка останется кружкой, какой логотип на нее ни нанеси». Другой член ЦИК, Эльвира Ермакова, заметила, что если в Москве избирателя вряд ли подкупишь такой мелочовкой, то «в сельской местности жители наверняка откликнутся на такие мероприятия, где будут выдавать майки и шарфики». «А сколько раз можно вручать избирателю такой подарок?» -- забеспокоился коллега г-жи Ермаковой Николай Конкин. Воображение уже рисовало собравшимся в зале заседаний сервизы из дорогого китайского фарфора с напечатанными по кайме блюдец партийными лозунгами. Однако Елена Дубровина призвала коллег не придираться по мелочам и утвердить разъяснения: «Нашей избирательной кампании подчас не хватает пестроты, надо легализовать подобные мероприятия!»
К полному консенсусу избиркомовцы так и не пришли: пока документ принят только «за основу». В слегка доработанном виде его планируется утвердить на этой неделе. Дискуссия оставила в недоумении членов Либерально-демократической партии, список кандидатов которой на участие в думских выборах 2 декабря 2007 года Центризбирком как раз официально зарегистрировал -- первой из всех партий. По закону им разрешено начать агитацию, и член ЦИК с совещательным голосом от ЛДПР Александр Кобринский поинтересовался, можно ли все-таки раздавать народу бейсболки и майки? Глава ведомства Владимир Чуров посоветовал либерал-демократам пока воздержаться от таких мероприятий.
Зато были утверждены разъяснения к части 2 статьи 53 закона «О выборах», касающиеся публикации опросов общественного мнения. Теперь чтобы ввернуть в статью фразу «кстати говоря, рейтинг этой партии за неделю вырос на 2%», журналистам придется публиковать заодно и все реквизиты соответствующего опроса: когда, где, кем, каким способом он проведен, сколько человек опрошено, как был сформулирован вопрос, кто заказал и оплатил исследование. Нарушителям грозит штраф. По мнению г-на Чурова, это поставит заслон манипулированию данными опросов в агитационных целях: «Если опрос проведен среди двадцати экспертов в пределах Садового кольца, это должно быть указано». Член ЦИК Майя Гришина при этом заверила комиссию, что большинство СМИ уже и так исправились и публикуют опросы с необходимыми сносками, которые якобы занимают совсем немного драгоценного места на газетной странице.
Надо заметить, что в этом электоральном цикле ведется особенно бескомпромиссная борьба с черным пиаром. В частности, новая редакция того же закона «О выборах» фактически запретила кандидатам во время предвыборной агитации ругать своих оппонентов -- разрешается только хвалить самих себя."
Треть россиян не верит в честность выборов
Почти треть россиян не доверяет работе избирательных комиссий на предстоящих выборах в Госдуму пятого созыва 2 декабря, сказал вчера генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.
«31% опрошенных россиян полагают, что возможна фальсификация на выборах именно в силу нечестной работы избирательных комиссий», -- сообщил г-н Федоров, сославшись на результаты всероссийского опроса на тему интереса россиян к политике, проведенного в сентябре 2007 года.
По его словам, лишь 11% россиян уверены в абсолютной честности подсчета голосов избиркомами. При этом эксперт отметил, что у россиян нет единой точки зрения на вопрос о том, что зависит от их участия в голосовании. «38% опрошенных полагают, что от простого избирателя ничего не зависит, и почти столько же -- 40% -- считают, что зависит, но далеко не все», -- сказал глава ВЦИОМ. И только 16% россиян полагают, что от рядового избирателя зависит очень многое."Время новостей"
Еще на эту тему:
Капуста для избирателя Политики уже начали задабривать граждан
КИРА ВАСИЛЬЕВА, МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
"Прокуратура города Дальнегорска расследует дело о подкупе избирателей на недавних выборах мэра города, где людям предлагалось отдать голос всего за 50 рублей. Но это далеко не единственный случай налаживания неформального контакта с электоратом. Уже сейчас, в преддверии выборов в Госдуму, партии задабривают граждан ручками, майками и овощами. ЦИК РФ раздачу «презентов» подкупом не считает. Однако эксперты не сомневаются, что это противоречит федеральному закону о выборах.
Вчера прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по факту подкупа избирателей на выборах мэра Дальнегорска, которые прошли в минувшее воскресенье. Как рассказала старший помощник прокурора Приморского края Ирина Номоконова, подкуп осуществлялся в пользу одного из кандидатов в мэры – предпринимателя Александра Теребилова, прошедшего во второй тур голосования. Эти данные подтвердил и член Дальнегорской городской избирательной комиссии Александр Денищук. По его словам, политик оценил избирательский голос всего в 50 рублей. Приложением к деньгам была карточка с инструкцией, возле чьей фамилии в бюллетене необходимо поставить галочку.
Между тем задобрить электорат «подарком» не брезгуют и представители политических партий в ходе думской кампании. Напомним, что «осуществлять подкуп избирателей», «вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности» борцам за парламентские кресла запрещает часть 2 статьи 62 закона «О выборах». Однако практика показала, что во время предвыборной гонки партийцы не упускают случая всучить избирателям эти самые «материальные ценности». Так, в воскресенье депутат Госдумы Владимир Никитин направил запрос в прокуратуру и избирательную комиссию Псковской области в связи с распространением в школах канцелярских принадлежностей с символикой партии «Единая Россия».
Г-н Никитин считает, что «подобное распространение дневников и письменных принадлежностей среди учеников является косвенным проявлением подкупа их родителей». В свою очередь, ЛДПР раздавала школьникам дневники в Челябинске, «Справедливая Россия» одаривала электорат в Барнауле. В провинции «Справедливая Россия» раскладывает по почтовым ящикам бесплатные агитационные газеты с программами телевизионных передач. Еще один случай произошел в прошлую пятницу в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Там люди в одежде с символикой «Единой России» помогали местной администрации раздавать продукты. Пенсионерам дарили по 5 кг картошки, 1 кг морковки и свеклы, а также по кочану капусты.
Подкуп граждан не оставил равнодушной и Центральную избирательную комиссию, которая на заседании в понедельник фактически его разрешила. В частности, ЦИК РФ предложил все предметы «с нанесенной печатным способом символикой партии» считать печатными материалами, распространение которых законом не возбраняется. При этом в проекте разъяснений особо оговаривалось, что каждый такой предмет не должен стоить дороже 400 рублей. Пока данный документ принят только за основу, но его планируется утвердить на этой неделе в слегка доработанном виде.
По мнению экспертов, эта инициатива ЦИК противоречит основам действующего законодательства. «Если встать на сторону некоторых членов ЦИК, которые считают главным, чтобы сумма подарка не превышала 400 рублей, то бутылка водки, даже не самой плохой, стоит значительно меньше. Получается, можно на этикетку этого спиртного напитка нанести логотип партии и спокойно раздавать. А ведь это еще в 90-е считалось классическим примером подкупа избирателей», – заявил «НИ» член ЦИК РФ с правом совещательного голоса Вадим Прохоров." "