"План Путина": вся власть в 2008 году будет принадлежать корпорациям
Проекты государственных корпораций и выделяемые им государственные средства. 10 подозрительных «сестер»:
"1. «Атомэнергопром» - находится в процессе создания. Выделено 674 млрд. рублей
2. ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. – находится в процессе создания. Выделено 313.8 млрд. рублей
3. «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 250 млрд. рублей
4. «Внешэкономбанк» (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) – 180 млрд. рублей
5. «Автодор» - 164.5 млрд. рублей
6. «Роснанотех» - 130 млрд. рублей
7. «Объединенная строительная корпорация» – 96.72 млрд. рублей
8. «Объединенная судостроительная корпорация» – пока нет данных
9. «Ростехнологии» (ГК по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции) - находится в процессе создания. Данных о финансировании пока нет.
10. «Росрыбфлот» - нет данных
Почему госкорпорации стали расти как грибы?
Журналист Руслан Хестанов в статье "Вся власть — корпорациям» «Русский репортер» №18(18) / 4 октября 2007, http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/18/news_vsya_vlast_korporaciyam/ исследуя бурное возникновение государственных корпораций, делает вывод: «Возникает подозрение, что мода на госкорпорации нужна чиновникам для большей бесконтрольности и свободы при распределении финансовых ресурсов. Возможно, выделение «наделов» в виде кусков российской экономики и неплохой прием для создания преданной, «скованной одной цепью» бюрократии на период смены власти, но только непонятно, как такой способ управления страной может стать эффективным.». И на наш взгляд подозрения журналиста более чем оправданы:
"Вся власть — корпорациям»
"Пока наше внимание приковано к предвыборной интриге президента, набирает обороты одна из самых радикальных реформ исполнительной власти. Управлять экономикой в отраслях будут государственные корпорации
Стратегические решения о создании государственных холдингов принимаются на самом высоком уровне — не столько правительством, сколько президентской властью. Как раз, когда обсуждался вопрос о новом правительстве, президент лично внес в Думу законопроект о новой госкорпорации — «Ростехнологии».
Идея строительства целой серии госкорпораций прорабатывалась давно. По крайней мере, Министерство транспорта лоббировало создание «Автодора» еще в 2004 году, а о создании корпорации «Ростехнологии» на базе ФГУП «Рособоронэкспорт» его руководитель Сергей Чемезов говорил в 2005 году. Однако мало кто ожидал, что к завершению второго президентского срока Путина эта корпоративно-государственная революция обретет такой размах.
Под каждую новую структуру принимается отдельный закон. В каждой из корпораций будут особые условия финансирования, управления и контроля. Некоторые напрямую подчиняются президенту, который сам назначает их руководителей. Самую большую автономию получит корпорация «Ростехнологии» — прибыль ее не будет подлежать распределению, а финансовая отчетность будет значительно облегчена. Хозяйство страны, таким образом, будет управляться как бы из двух центров власти: в меньшей степени — правительством, в большей — «штабом» президента.
На долю госкорпораций уже сегодня приходится около половины инвестиций в стране, а в скором времени федеральные расходы на них превысят 1 трлн рублей.
Крупнейшая государственная корпорация России — «Газпром» — даже в самые трудные годы была заметным игроком на мировом рынке: благодаря ей в 90−е у нашей страны сохранялись рычаги влияния в Европе и собственная внешняя политика. «Газпром» быстро превратился в одну из мировых транснациональных компаний и успешно разместил свои акции (ТНК) на крупнейших мировых биржах. Многие государства, добывающие нефть и газ, воспользовались российским «ноу-хау» и тоже лишили прямого доступа к своим ресурсам крупнейшие западные ТНК, известные как «семь сестер». Россия, таким образом, дала начало новому тренду в глобальной энергетике.
Но успех «Газпрома», возникшего когда-то из советского министерства, стал примером не только для иностранцев: многие отраслевые лоббисты начали предлагать использовать ту же самую схему для совершения прорывов в стагнирующих сферах российской экономики. России нужны новые технологии? Создадим госкорпорацию по нанотехнологиям. Надо сооружать инфраструктуру для Олимпиады-2014? Организуем еще одну. Не хватает дорог? Подумаем об образовании госкорпорации «Автодор». Нужно финансировать промышленную политику? Сделаем из Внешэкономбанка Банк развития.
Авторов этих проектов вдохновляет успех реформ, которые провели в 60–80−е годы некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Южной Корее, например, управление крупными экспортными конгломератами тоже было сосредоточено в руках президента, который проводил с капитанами бизнеса ежемесячные совещания.
Сегодня не только Россия делает ставку на мощнейшее вмешательство государства в экономику. В конце августа 4 тыс. французских бизнесменов на конференции Движения французских предприятий аплодировали речи президента Николя Саркози, в которой он назвал свободный рынок иллюзией. И предложил бизнесменам контракт: он попросил их больше думать об интересах Франции, взамен пообещав помощь государства отечественным компаниям, чтобы они могли эффективно конкурировать на мировых рынках.
«Посмотрим на мир и спросим себя: нужно ли быть до такой степени наивными, чтобы не защищать собственные интересы в то время, когда другие их защищают?» — сказал Саркози и тут же попросил частную компанию Suez продать свои активы в коммунальном бизнесе государству и объявил о скором слиянии этой компании с государственным энергетическим концерном Gaz de France. По словам французского президента, это слияние нужно, чтобы создать «крупную европейскую группу в сфере производства электроэнергии и поставок газа, в которой бы государство было основным держателем акций».
Он сказал, что Европа не сохранит своего положения в глобальной экономике, если отвергнет государственную поддержку промышленности: «Мы обречены на поражение, если правила конкуренции будут ужесточаться у нас больше, чем где-то еще, если это будет единственный регион, где нельзя будет проводить промышленную политику, торговую политику или политику обменных курсов».
Рост государственного протекционизма наметился во многих странах. Глобализация обострила международную конкуренцию, и государства пытаются срочно сконцентрировать ресурсы и вырастить отечественных промышленных чемпионов. В этот поезд России удалось впрыгнуть раньше других, а значит, она уже выиграла время. Но хорошо ли мы понимаем опасности, которые угрожают нам на этом пути?
Глобальная конкуренция требует действительно чрезвычайных мер. Но предпочтение государственного дирижизма частному предпринимательству приводит к потере эффективности управления, к затратной экономике и повышению уровня коррупции. Не стоит слишком идеологизировать выбор, тут, скорее, нужен чисто технологический подход: в какой мере нам необходимо жертвовать эффективностью?
О создании мощных государственных или поддерживаемых государством корпораций стоит задумываться, если речь идет о стратегических отраслях, в которых стране нужно конкурировать на мировом рынке с такими же «монстрами». Но сейчас они строятся чуть ли не во всех проблемных сферах. Да, у нас нет нормального обеспечения лекарствами. Но так ли уж необходимо решать эту проблему именно с помощью госкорпорации? Такой проект, кстати, уже разрабатывается. А если будет неурожай и возникнут проблемы с зерном, мы тоже будем создавать госкорпорацию?
Возникает подозрение, что мода на госкорпорации нужна чиновникам для большей бесконтрольности и свободы при распределении финансовых ресурсов. Возможно, выделение «наделов» в виде кусков российской экономики и неплохой прием для создания преданной, «скованной одной цепью» бюрократии на период смены власти, но только непонятно, как такой способ управления страной может стать эффективным."
Для того, чтобы понять возможный масштаб бедствия для страны и масштаб радости для чиновников, займитесь нехитрыми подсчетами – сложите бюджеты 10 «сестер». Цифры получатся заоблачными: 674 млрд. рублей + 313.8 млрд. рублей + 250 млрд. рублей + 180 млрд. рублей + 164.5 млрд. рублей + 130 млрд. рублей + 96.72 млрд. рублей + (? млрд.) «Ростехнологии» + (? млрд.) «Росрыбфлот» … = ….
А как умеет работать с деньгами мастер дефолтов и «главный атомщик» Кириенко («Атомэнергопром») мы все помним. Так же как известно как у нас умеют строить дороги («Автодор») и «содействовать» развитию ЖКХ. Наши чиновные парни на весь мир прославились своей любовью половить рыбку в мутном бюджетном море («Росрыбфлот»)…."