"Свечные заводики" Кобзона, Лещенко, Винокура, Пугачевой, Собчак, Робски, Розенбаума и др.
"Один из авторов этого текста, зайдя в конце 1970-х с отцом в знаменитый «комок» на Ленинском проспекте, обомлел, увидев популярного комика Савелия Крамарова. «Ну что, продал музыкальный центр?» — поинтересовался отец. «Нет, все стоит», — вполголоса пожаловался кумир, оглянулся и попросил: «Помоги продать, а?» С тех пор многое изменилось, но звезды во всем мире все так же не могут, да и не хотят, жить только на гонорары.
Каждое утро актер Кристофер Ламберт, перед пробежкой по парку своего замка, спешит в кабинет, чтобы проверить котировки своих акций. Эта привычка, появившаяся еще во времена юности, когда он играл на Лондонской фондовой бирже, осталась с ним на всю жизнь. Кроме крупных пакетов акций ведущих мировых концернов Горец владеет собственной кинокомпанией и фирмами по производству экологически чистых продуктов питания и минеральной воды. «Пища нужна будет людям всегда. Это вечная ценность», — убежден актер. Кто-то покупает бизнес только из необходимости инвестировать средства или чтобы занять в нем своих близких, из-за желания реализоваться в качестве предпринимателей — единицы. Одни становятся продюсерами, вторые покупают готовый бизнес, третьи продают свой основной капитал — имя.
Кушать подано!
Самое популярное из деловых увлечений звезд — ресторанный бизнес. Свои рестораны имеют Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Кароль Буке, Бритни Спирс, Дженнифер Лопес, Роберт де Ниро, Джонни Депп, Морган Фримен, Билл Мюррей, Эштон Катчер и Майкл Джордан. Причем практика показывает, что ресторанам нужен только один «звездный» хозяин: количество заведений сети «Планета Голливуд», созданной Сильвестром Сталлоне, Брюсом Уиллисом и Арнольдом Шварценеггером, за несколько лет после того, как актеров развела судьба, сократилось почти вдвое.
В современной России первый клуб-ресторан, созданный звездами, появился в 1998 году. Музыканты Стас Намин, Андрей Макаревич и Валерий Меладзе объединили свои нескромные материальные возможности и открыли Rhythm'n'blues cafe, на презентацию которого привезли Ринго Старра. Одним из первых актеров-рестораторов стал Александр Збруев, открывший в 1995-м по соседству с родным Ленкомом ресторан «ТРАМ» (Театральный ресторан актеров Москвы). Он говорит, что сам ничего не вкладывал, просто стал компаньоном. Кстати, далеко не всем понравилось, что на месте скромного театрального буфета появился ресторан и известный артист занялся бизнесом. Александр предлагал войти в долю еще двум артистам, но они отказались. «Я не коммерсант — я актер, который приобщен к делу, тесно связанному с театром, — говорит Збруев. — Когда не было средств на завершение съемок фильма «Шизофрения», выйти из трудного положения помог именно ресторан. К нам ведь приходят разные люди, бизнесмены в том числе. Один из них, видно, где-то прочитал, что у нас нет денег на фильм, и предложил свои услуги. Так что благодаря «ТРАМу» этот человек стал нашим другом».
Примеру Збруева последовали его коллеги — Лариса Гузеева, вышедшая замуж за ресторатора Сергея Бухарова («Ностальжи») и открывшая кафе «Абсент» (позже переименованное в «Бухаров cafe Premium»), Антон Табаков — совладелец нескольких ресторанов, из которых наиболее известен «Обломовъ». В центре Питера процветает дорогой ресторан Bella Leone, открытый Александром Розенбаумом, рядом с Невским проспектом разместился «Городок» Ильи Олейникова и Юрия Стоянова.
Костюмная драма
Еще одно распространенное направление — дизайн одежды и запуск своих собственных линий. Практически у всех бывших топ-моделей, известных актрис и певиц есть свои линии одежды и аксессуаров. И хотя наиболее известны всем марки JLo by Jennifer Lopes или L.A.M.B. певицы Гвен Стефани, но настоящий культ для любой модницы — сумка Birkin от Hermes, созданная при участии актрисы Джейн Биркин в 1984-м и продаваемая как Rolls-Royce — только по записи. Кому не хватит для этого связей, может купить сумку от Памелы Андерсон. В России без особого успеха одеждой занимались Валерия, Слава, Катя Лель и другие певицы. Ирина Панаровская, например, в конце 1990-х была директором собственного ателье, в котором шили одежду для звезд, руководила бизнес-процессом, выступала в качестве дизайнера. Ателье было успешным, но оказалось, что совмещать бизнес и гастроли практически невозможно, и певица, по ее словам, сделала выбор в пользу творчества.
Наиболее успешный пример демонстрирует модель Катерина Полянская — бывшая жена Андрея Кобзона, а ныне жена футболиста Дмитрия Булыкина. Она стала дизайнером марки Feeric. Все начиналось с мастерской в подвале, теберь работают два бутика. Одним из секретов успеха является то, что в показах участвуют ее подруги — «золотой состав» агентства Red Stars, ныне замужние дамы, уже давно не работающие на других показах, но собирающие в зале целевую аудиторию — обеспеченных людей.
Актриса Анастасия Цветаева продает через интернет-магазины собственную коллекцию одежды для беременных: «Идея пришла, когда я ходила беременной. Я была удивлена: почему для беременных женщин практически не продается красивых платьев или костюмов? Мои платья недешевые, но скроены так, что их можно носить и после родов». Настоящий бум неожиданно образовался среди поющих мужчин — почти у каждого известного американского рэппера есть своя линия одежды, а Эминем стал дизайнером марки Nike.
То же у нас — Тимати продает cвою одежду в московском магазине «Бруклин», Шура зарегистрировал свою марку Shura и продвигает ее в гей-комьюнити, Витас создает и демонстрирует модели одежды под своим именем, бывший сочинский манекенщик, солист «Иванушки International» Григорьев-Аполлонов стал дизайнером мужской коллекции марки Casual. В рамках прошлогодней Недели моды в Москве певец и композитор Игорь Саруханов представил свою дебютную коллекцию одежды в восточном стиле и авторские ожерелья. Но, признается Саруханов, одежда для него не так важна, как музыка.
Запах кулис
Парфюмерия от звезд, пожалуй, одно из самых распространенных явлений. Свои духи есть у Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Антонио Бандераса, Софи Лорен и многих других. В 2006 году аромат Darling от Кайли Миноуг был признан самым продаваемым парфюмом года. А Дженнифер Лопес на своих духах Glow by JLo уже заработала более $100 млн. Духи Бритни Спирс Fantasy, которые в 2005 году выпустила парфюмерно-косметическая компания Elizabeth Arden, помогли повысить общие продажи компании на 7,5%. В России запах от звезды — это провальный бизнес. Духи от Ларисы Долиной, Анжелики Варум, Аллы Пугачевой и Эдиты Пьехи никогда не пользовались спросом.
Дом, в котором я живу.
Одним из первых в свое время занялся бизнесом певец Иосиф Кобзон. Еще в 1985 году Кобзон был приглашен на пост вице-президента по гуманитарным вопросам Ассоциации «XXI век» Анзори Аксентьевым. В 1990-м он основал компанию «Московит», которая занимается всем — от торговли металлами, сахаром, нефтепродуктами и табаком до производства ферросплавов, организации круизов и концертов. Сегодня ему принадлежит крупная сеть аптек, радиостанция, печатные издания и даже банк. Но это, пожалуй, единственный в России пример участия звезды эстрады в крупном бизнесе. Остальные деятели искусств себя бизнесменами не считают. (Хотя, например, Лев Лещенко вместе со своим другом Владимиром Винокуром вложились в мебельную фабрику, производящую полки для шведской мебели и ящики для Минобороны. Винокур к тому же владеет торговым домом, специализирующимся на продаже продуктов питания.)
А вот известный советский драматург и писатель Михаил Шатров в 1994 году стал президентом компании «Москва — Красные Холмы». По его инициативе и под его руководством был построен крупнейший в столице культурно-деловой комплекс на Космодамианской набережной (52 000 кв. м офисных площадей Riverside towers, Международный дом музыки, пятизвездочная гостиница Swisshotel на 235 номеров). Однако Шатров убежден: «Я не занимаюсь бизнесом. Бизнесом у меня занимаются профессионалы».
За последние 20 лет от столичного правительства или федеральной власти театральное здание либо землю под его возведение получили: Армен Джигарханян, Александр Калягин, Анатолий Васильев, Владимир Спиваков, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Олег Табаков, Валерий Фокин, Евгений Миронов и другие заслуженные актеры и режиссеры. Как правило, сам театр занимает небольшую территорию, остальное приходится под офисные и торговые комплесы, гостиницы и рестораны.
Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, построивший роскошное здание для cвоего театра Et Cetera на Сретенском бульваре, отвечает коротко: «Все остается людям». Один из, говоря словами Шатрова, «профессионалов», на которых полагаются звезды сцены после того, как получают новые возможности, — Анатолий Белявский, гендиректор компании, инвестировавшей и построившей новое здание культурно-делового комплекса, в котором разместился театр Олега Табакова «Табакерка»: «Соотношение в строительстве определено постановлением московского правительства как 30% к 70%. 30% — это театр». (Подробнее о бизнесе на театральной недвижимости можно прочитать в журнале «Профиль», №10, 2007). Но это, скорее, бизнес чиновников, чем предпринимательство звезд.
Имя, сестра, имя!
Имя известного артиста на этикетке, как правило, ведет к росту продаж — поэтому звезды часто просто торгуют именем. Алла Пугачева занялась бизнесом одновременно с Кобзоном, но совсем в другом направлении: в конце 1980-х выпускала майки, сумки, значки с собственным изображением и журнал «Алла». В 1990-х Алла Борисовна попробовала открыть в Москве ресторан французской кухни, но быстро поняла, что это не ее стихия, и стала выпускать чипсы. По ее признанию, наиболее успешным был обувной бизнес, совместно с компанией «Эконика», — этот проект работает до сих пор. Из последних новшеств — радиостанция для «русских женщин среднего возраста» «Алла». Алла Борисовна в обмен на свое имя получит долю в прибыли компании.
Певица Лайма Вайкуле еще в 1993 году открыла косметический салон в Риге, а теперь владеет сетью салонов красоты, а также выпускает свою линию средств по уходу за кожей. Руководитель балета «Тодес» Алла Духова помимо сети танцевальных школ-студий «Тодес» в России и СНГ выпускает косметику одноименной марки и одежду для танцев.
Писательница Оксана Робски выпустила туалетную воду «Оксана Робски–Ксения Собчак. Zамуж за миллионера»: «Я неплохо зарабатываю литературой, поэтому острой материальной потребности в дополнительном бизнесе у меня нет, но есть азарт. Наши звезды пока не умеют пользоваться своим именем как брендом. У нас как-то не принято ставить свое имя в названии. Мы с Ксюшей пытаемся это делать, и очень удачно. Конечно, мы знали, что в России парфюмерия от отечественных звезд не пользовалась успехом, поэтому прежде чем запустить свою линию, провели тщательные исследования. Наши звезды почему-то считали, что их парфюм должен стоить непременно столько же, сколько и парфюм мировых производителей. Замечательная идея — бизнес у Сары Джессики Паркер, которая открыла магазин одежды, где каждая вещь стоит, кажется, не дороже 15 долларов. Отличная история, четкая целевая аудитория. А в России я не могу привести ни одного примера». Сейчас Робски открыла «Издательство Оксаны Робски», которое будет выпускать «звездные» автобиографии.
А народный артист России Эммануил Виторган, несколько лет назад женившись в третий раз, неожиданно для себя стал бизнесменом: вместе со своей супругой Ириной владеет театральным агентством и сетью химчисток. Впрочем, Виторган не считает себя бизнесменом, признаваясь, что первая скрипка в этом деле принадлежит жене, а он лишь подбрасывает идеи, например, придумал слоган химчистки: «Обчистим всю Россию!» Коллегам-актерам предоставляются скидки до 30%.
Я царь или не царь?
Актеры-продюсеры — это отдельная история. Максим Суханов: «К сожалению, театр дело неприбыльное: приходится балансировать на грани того, что ты хочешь, можешь и вынужден делать. Я считаю наваждением играть Лира или Сирано де Бержерака за 100 долларов. Разговоры о голодном художнике хороши в теории, а в жизни приходится крутиться: одно время я покупал на птицеферме кур и потом продавал их в театре». В свое время Суханов обзавелся рестораном, затем открыл частный актерский клуб и продюсерскую «Студию IV». Теперь актер признается, что зарабатывание денег не его стихия. Продюсерами актеры зачастую становятся, чтобы получить глоток свободы в этой зависимой профессии.
Но Александр Самойленко, снявшись в фильме «Сматывай удочки», который сам же продюсировал, понял, что в этой ситуации есть и свои минусы: «Голова совсем другим занята. Пленку экономишь, боишься текст забыть и отснять не один, а пять дублей. У меня все время вместо текста в голове щелкает счетный аппарат». Максим Суханов добавляет: «Конечно, это необычное ощущение, когда ты, сам актер, договариваешься с другими актерами об оплате, нянчишь их, холишь и лелеешь. Актеры любят зарабатывать деньги, но очень не любят, когда деньги зарабатывают на них. Поэтому они, с одной стороны, и рады потянуться в дорогу за хорошим гонораром, а с другой — придирчиво и капризно проверяют, мягкие ли постели в номерах, горячий ли завтрак, обильный ли ужин. И даже если все условия соблюдены, они все равно не любят своего антрепренера, для которого они не партнеры, а дети малые. Это порочная система, которая рано или поздно разваливается».
Иногда бизнес звезды становится главным делом жизни, а искусство переходит в разряд хобби. Звезда кино 1980–1990-х Татьяна Друбич, врач по образованию, руководит фирмой, дезинфицирующей котлы для фармацевтики. Актриса Ленкома Татьяна Полежайкина, известная по многим кинофильмам, работает руководителем департамента недвижимости в строительной компании. Среди строителей Полежайкина, по ее словам, обрела внутренний комфорт. Впрочем, как только бизнес наладился, Татьяне начали поступать предложения о съемках в кино, но она отказывается: «Невозможно сопоставить мой нынешний заработок с зарплатой в театре: он больше в несколько десятков раз. Его нельзя сравнить даже с моим заработком на съемках, который не так уж мал».
Оптимистическая трагедия
Что мешает отечественным звездам развернуть бизнес по-настоящему? Во-первых, нет профессионалов, которые специализируются на «бизнесе от звезды». «У нас и звезд-то как таковых нет. Звезда — явление мирового уровня, а у нас все местного значения пока. Представьте, сколько народу работает на Дженнифер Лопес и Сару Джессику Паркер. В России просто нет профессионалов, которые бы работали со «звездным» бизнесом, нет даже такого направления в бизнесе. Поэтому наши звезды все делают сами: как им кажется, как кто-то посоветовал. Мы пользовались услугами профессионалов: и российских, и западных, кого-то находили через знакомых, кого-то через Интернет и так далее», — признается Оксана Робски.
Во-вторых, даже если профессионалы и находятся, звезды не всегда умеют им доверять. Часто звезда подминает под себя менеджера, который, по сути, должен быть главным в деле. Александр Розенбаум, вице-президент ОАО «Великий город»: «Я вложил деньги в два ресторана — один в Нью-Йорке, другой в Санкт-Петербурге. Но сам бизнесом не занимаюсь, иначе пришлось бы покончить с искусством и повесить гитару на гвоздь».
В-третьих, для звезды на первом месте по определению — ее творчество. Но бизнес требует жертв не меньше, чем искусство. Поэтому Георгий Васильев, бард (дуэт «Иваси»), соавтор и продюсер мюзикла «Норд-Ост», творчеством занимается в свободное от работы время: «Доходы от авторской песни несопоставимы с прочими моими доходами. Именно это дает мне основание считать авторскую песню своим хобби». В 1991 году Васильев стал президентом Московской товарной биржи. Затем — первым вице-президентом «ВымпелКома», президентом компании «Телком». Сегодня он руководит продюсерской компанией «Аэроплан».
Многие российские звезды пока стесняются своих побочных бизнесов. Но прогресс не остановить, и дело медленно, но верно движется к тому, что у большинства из них будет по своему «свечному заводику». "
06.10.2007
Олеся Якунина, Михаил Трубецкой Карьера, N10 (106), 2007