Надо ли Путину уходить в отпуск?
Перенесут ли столицу в Санкт-Петербург?
Как Запад воспримет уход Путина в премьеры?
Сможет ли Путин отказаться от депутатского мандата?
Какие силовые ведомства теперь главнее?
Что предсказал конкурент Путина из Архангельского СИЗО?
Будет ли у премьера Путина ядерный чемоданчик?
Придется ли менять Конституцию?
Оставка
"Иногда нужно уметь отойти в тень Выполняя многочисленные пожелания трудящихся, президент Путин согласился возглавить предвыборный список «Единой России» во всех трех номинациях. Предыдущий, довольно известный сюжет на эту тему был лучше всего проиллюстрирован художником Андреем Рублевым.
Согласие возглавить список, будучи единым в трех лицах, и, возможно, стать премьером при новом президенте — это второй этап операции «Возвращение», о которой уже писала «Новая» в день смены правительства. На самом деле в России нет проблемы смены правительства и нет парламентских выборов — есть только проблема-2008.
Последовательно уничтожая или обессмысливая все демократические институты, президент Путин создал в России ситуацию, в которой никто не может быть спокоен за жизнь и имущество, включая бывшего президента. И потому единственной гарантией безопасности для президента является возвращение во власть.
Такое возвращение, очевидно, проще всего осуществить, если через какое-то время после президентских выборов президент Зубков уйдет в отставку по состоянию здоровья и его обязанности начнет исполнять, согласно Конституции, премьер Путин. Вопрос, конечно, вот в чем: а вдруг Зубков передумает? Для этого и существует система гарантий: место во главе списка, пост премьера, свои люди на ключевых постах. Чтобы не передумал. Парадокс в том, что своими же усилиями президент Путин сделал эти гарантии никуда не годными. Пост премьера? Но премьера в России увольняют щелчком пальцев, как Фрадкова. Первое место в списке правящей партии? Но об эту самую партию президент Путин на этом же съезде и высморкался, отказавшись в нее вступить. Мало кто сомневается, это партия не Путина, это партия президента, сменится президент — и носовой платок будет лежать в другом кармане.
Если Путин хочет остаться президентом и при этом продолжать завтракать с Джорджем Бушем, он должен отойти в тень, сохранив опцион на возвращение в Кремль. Есть множество людей, которые, отойдя в тень, этот самый опцион сохраняют. Наследственные монархи сохраняют его даже в изгнании, потому что окружены готовой умереть за них знатью. Кровавые диктаторы, формально уйдя с президентского кресла, сохраняют реальную власть, опираясь на сонм верных соучастников и физическую возможность убить любого человека. Хитроумные патриархи, наподобие Дэн Сяо Пина или Буша-старшего, сохраняют огромное закулисное влияние в силу масштаба личности.
Но Путин — не наследственный монарх и не кровавый диктатор. Он скромный подполковник КГБ, занявший кресло президента. Вокруг — ни родовитой знати, ни повязанных общим преступлением палачей. Вокруг — такие же бывшие чекисты, как он сам. Люди, которые не знают слова «друг», а знают слова «агент» или «связь». Люди, которые на каждое знакомство глядят как на повод для разводки. Люди, которые пользуются президентом как инструментом для дележки крупных компаний и которые разводят президента, пока он разводит их.
Как вы думаете, любят ли эти люди Путина, по пять часов ожидая монаршего приема? Уважают ли они его, когда видят, что его указы можно просто проигнорировать, — например, уволит Путин целый клок генералов из ФСБ, а генералы продолжают сидеть в кабинетах. Доверяет ли этим людям Путин? Путин, который хочет выяснить, кто это у него убил Политковскую; Путин, который наблюдает, как подозреваемый в ядерном терроризме офицер Луговой публично баллотируется в Думу и рассуждает на тему о том, что он-де не прочь стать президентом?
О да, они лижут его сапоги, пока он президент. Но вот представьте себе: бьют кремлевские куранты, по красной ковровой дорожке, меж почетного караула, идет новый президент России Зубков. Или Пупков. Или Попков. Где Путин? Сбоку? Сзади, спереди? В любом случае — он уже не на месте президента.
Зубков въезжает в кабинет; в дверь, бочком-бочком, протискивается… нет, не угадали. Не Сечин. Повар. «Товарищ президент, рыбку на обед изволите или мясо?» — «Рыбу». Потом — декоратор. «Товарищ президент, ковер в прихожей синий положить или зеленый?».— «Зеленый». «Товарищ президент, на проводе — губернатор Магадана. Просит приехать открыть новый заводик».
Ведь согласитесь, губернатор позвонит именно президенту? Вы скажете, что он может позвонить премьеру Путину, чтобы тот приказал президенту? А вот это вряд ли. Во-первых, премьер Путин врядли будет очень усидчив — во всяком случае, президент Путин любит опаздывать и время проводит то в Сочи, то в Новоогареве. Во-вторых, даже усидчивый премьер не все может проконтролировать. А в-третьих, при малейшем административном желании легко сделать так, что все поймут: просьба, обращенная непосредственно к новому президенту, исполняется, а вот просьба, обращенная к президенту через премьера… куда-то она пропадает, теряется, забывают о ней…
Как вы думаете, сколько времени пройдет в условиях абсолютной, тотальной власти президента, прежде чем президент отправит в отставку премьера Путина с той же легкостью, с которой он выбирает зеленый ковер вместо синего?
Что может удержать нового президента? Должность премьера? Но Путин сам превратил эту должность в попугайскую. Парламентское большинство? Но Путин сам превратил это большинство в то же, во что он превратил премьера. Друзья? Но друзей нет, есть одни холуи, а холуй верен месту, а не человеку.
Благодарность? Это такая собачья болезнь, как известно любому холую. Ничтожество любого избранного Путиным преемника? Но это уж совсем не помеха, это ровно наоборот: чем ничтожнее человек, поднятый на самую высоту, тем больше распаляет его желание доказать, что он все сам, что он — самый великий и никому не обязан… Комбинация всех этих факторов, густо приправленная страхом, атмосферой взаимного предательства, а главное — недостатком времени для неизбежного ползучего переворота? Это, пожалуй, фактор. Он может сработать. Но обращает на себя внимание то, что этот фактор — исключительно психологический.
Никаких реальных гарантий против воли будущего президента президент нынешний не может себе создать, потому что он сам позаботился о том, чтобы в этой стране все гарантии, социальные институты и даже партии были трухой. Чтобы в России не было политики, а были спецоперации.
А спецоперации замечательны тем, что половина из них обязательно срывается из-за какой-то мелочи.
Реальная политика
В № 70 от 13 сентября этого года, после отставки кабинета Фрадкова, «Новая газета», которой стал известен дальнейший вариант развития событий, писала:
«В ближайшее время произойдут конституционные изменения, которые расширят полномочия премьер-министра и определят новый порядок его назначения.
Отвечая ожиданиям народа, Владимир Владимирович Путин станет главой правительства («не уйдет»). И при этом, соблюдая политкорректность в отношении Запада, покинет пост президента (то есть «уйдет»)».
Выступая на съезде «Единой России», Владимир Путин сказал: «Возглавить правительство — это реалистичная идея, но об этом пока рано думать. Для этого нужны по крайней мере две составляющие. «Единая Россия» в первую очередь должна победить на выборах. А президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный и эффективный человек».
Как президент Владимир Путин отказывался от третьего срока
26 июня 2003 года, выступая перед представителями шотландского общества в Эдинбурге: «Третьего срока президента Путина не будет точно. Это я могу гарантировать наверняка. Мы будем жить по Конституции, которая предполагает четырехлетний президентский срок и возможность избираться президентом два раза подряд».
В августе 2005 года во время визита в Финляндию: «Может быть, я и хотел бы, но Конституция страны не позволяет этого сделать. Я считаю, в сегодняшней России важнейшей является стабильность, которая достигается только на основе конституционных положений».
27 сентября 2005 года, во время общения в прямом эфире: «Как военные люди говорят — я свое место в строю найду».
Сентябрь 2006-го, на встрече с иностранными политологами дискуссионного клуба «Валдай»: «Я — гражданин, а не политик. А стабильность России зиждется не на одной личности, а на Конституции».
«Я сказал, что правы и те, кто говорит, что я уйду, и другие, кто говорит, что останусь. Потому что я принял твердое решение — давно, с самого начала: любой человек, который находится у власти, не должен менять структуру власти под себя. Меня самого беспокоит, что сегодня многое зависит в России только от одного человека. И я хочу расширить эту площадку. Но когда я сказал, что правы и те, и другие, это значит, что я не собираюсь исчезать вообще куда-то».
Юлия Латынина обозреватель «Новой»
Надо ли Путину уходить в отпуск?
В июне 2005 года в закон о гарантиях избирательных прав было внесено, казалось бы, малозаметное изменение. Раньше было: все лица, занимающие государственные должности или находящиеся на государственной службе, если они участвуют в выборах, должны уйти в отпуск. Стало: уйти в отпуск должны лишь те, кто находится на госслужбе. А те, кто занимает государственные должности, прямо указанные в Конституции (президент, федеральные министры, губернаторы, руководители Счетной палаты, генпрокурор, судьи высших судов и так далее), могут продолжать исполнять свои обязанности. И всего лишь не должны ими «злоупотреблять», то есть пользоваться служебным транспортом, связью, оргтехникой, привлекать подчиненных к агитации или сбору подписей… Само собой, президент и премьер-министр также попадают в список лиц, для которых отпуск не обязателен.
В 1996—2001 годах и парламентская оппозиция («ЯБЛОКО» и КПРФ), и независимые эксперты требовали обязать высших чиновников уходить во время кампании, где они являются кандидатами, в отпуск. В конце концов летом 2002 года эта норма была включена в закон. И, что характерно, соответствующие предложения были внесены в парламент Владимиром Путиным. Но минуло три года — и президент понял, что заставлять его и других высших должностных лиц уходить в отпуск чревато потерей процентов.
Майя Гришина, ЦИК:
— Президент России, будучи кандидатом в депутаты, может заниматься предвыборной агитацией. Форму агитации выбирает партия, она же оплачивает материалы из избирательного фонда. Агитация на ТВ, например, возможна в рамках предоставленного (платного и бесплатного) эфирного времени. Ролики могут быть того содержания, которое он определит вместе с политической партией. Поскольку всем известно, что Путин — президент, то полагаю, не противоречит закону титр: «Владимир Путин, президент России, кандидат в депутаты». Возможны и ролики с прямым обращением президента к аудитории.
Кандидат Владимир Путин обладает правами и обязанностями, равными с остальными кандидатами. Ему нельзя делать то, что запрещено всем кандидатам, в том числе занимающим государственные должности. Законом запрещено, например, осуществлять агитацию в выступлениях при исполнении должностных обязанностей. Определить, есть ли агитация в выступлении, можно по контексту события, исходя из оценочных критериев, указанных в законе (систематичность, агитационная направленность и наличие прямого умысла). Юристу, которым является Владимир Путин, очевидны рамки закона, которые нельзя переступать.
Кандидат в депутаты Путин не может привлечь к агитации своих подчиненных в их рабочее время и с использованием указаний. Закон не допускает, в частности, издания распоряжения: «Все работники администрации президента должны организовать митинг». В то же время закон позволяет государственным служащим стать доверенными лицами кандидата, если они уйдут в отпуск. Работу доверенных лиц и агитаторов оплачивает партия, но допустимо и их бесплатное участие.
Перенесут ли столицу в Санкт-Петербург?
Заявление Владимира Путина совпало по времени с информацией о том, что коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской будет передана в Константиновский дворец в Стрельне. Злые языки вновь заговорили о том, что столица будет перенесена в Питер, — а если не столица, то уж как минимум резиденция правительства.
Впрочем, здесь есть как минимум два вопроса. Первый вопрос — так ли уж Питер? За последние годы столицу предлагалось перенести и в Екатеринбург, и в Ярославль. Самую экстравагантную идею выдвинул три года назад депутат-единоросс Валерий Гальченко — поделить столичные функции между несколькими городами. Например, кабинет министров отправить в Екатеринбург, Госдуму — в Нижний Новгород, Совет Федерации — в Новосибирск, Верховный суд — в Омск, а резиденция президента должна быть в Москве.
Сейчас Гальченко свою инициативу не хочет даже комментировать, хотя, как заявил «Новой», саму идею считает «по-прежнему актуальной». Заверил, однако, что разговоров на эту тему пока не ведется. Между тем если бы такие разговоры велись, ставки повысились бы у города Сочи, который выиграл Олимпиаду благодаря Путину. Чем не центр путинской России?..
Второй вопрос — какую причину выбрать для переноса столицы. Чаще всего вспоминают, что сейчас «глубинка приходит в запустение». А вот в прошлом веке при переносе столицы из Питера в Москву говорили о «германских империалистах по соседству», от которых надо уходить. Или, например, предлагали такую версию: «Петроград… руководил всей жизнью России. Население России «гипнотизировалось» Петроградом, и он уподоблялся грандиозной голове… отрубая которую лишали весь организм жизнеспособности. Теперь настало время разрушить безжалостно этот гипноз» («Знамя труда»).
Как Запад воспримет уход Путина в премьеры?
Николай Злобин, американский политолог:
— Если президент Путин, уйдя в отставку, станет премьером, а Конституция не будет изменена, на Западе в целом возникнет много вопросов. Каково будет реальное разделение властных полномочий? С кем из властей надо будет иметь дело? На основании каких законов и конституционных прав премьер Путин имеет те широкие полномочия, которыми он владеет? А если он их не имеет, то зачем иметь дело с ним, а не с президентом? В свою очередь, если президент — это заведомо слабый временный человек, значит, в России есть какие-то иные центры власти, и тогда надо возвращаться к примитивной кремленологии, которая существовала в течение десятилетий? Безусловно, такая система будет расценена как недемократическая, потому что она будет неочевидная, непрозрачная, центры власти будут скрыты, процесс принятия решений властью будет непонятен.
Может быть проведена конституционная реформа, и премьер станет чем-то вроде канцлера Германии. Но если это произойдет, то простого изменения Конституции мало. Потребуется кардинальная реформа российского законодательства. Это будет, по сути, разрушение президентской республики. И на Западе такого хода событий будут очень бояться. Ведь фактически будут потрясены все основы того государства, которое Путин строил в течение своего президентства. Людям на Западе станет непонятно, с кем вести переговоры, куда пойдут финансовые потоки, кому верить — кому нет, на кого ориентироваться.
Сможет ли Путин отказаться от депутатского мандата?
Александр Иванченко, бывший глава ЦИК, руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям:
— Вправе ли Владимир Путин, в его нынешнем статусе, участвовать в парламентских выборах?
— Закон не запрещает президенту избирать и быть избранным, как и любому гражданину. Он мог участвовать в выборах в порядке самовыдвижения (тогда бы ему пришлось, например, собирать рекомендации), но ему поступило предложение от «Единой России». Процедура соблюдена.
— Не следует ли президенту на время кампании сложить полномочия, например отправиться в отпуск?
— В законе существует указание: чиновник такого высокого ранга, участвуя в избирательной кампании, продолжает работать (например, не будет временного переподчинения силовых министров), но не должен использовать преимущества служебного положения в целях избрания. Что касается требования уйти в отпуск, то оно касается государственных служащих других категорий.
— Кто будет контролировать выполнение этих норм?
— ЦИК России , а также прокуратура, она осуществляет общий надзор.
— Победа «Единой России» фактически предрешена. Как президент совместит свои нынешние обязанности с обязанностями депутата?
— Как и у губернаторов, у Владимира Путина будет возможность после окончания думских выборов отказаться от полученного мандата или «зарезервировать» депутатское кресло. Сейчас есть норма: если так называемые «паровозы» отказываются от мандатов, за ними четыре года сохраняются места.
— Нужно ли для того, чтобы Путин стал премьером, менять законодательство?
— На мой взгляд, это не требует изменений Конституции. В крайнем случае, могут быть внесены какие-то коррективы в конституционный закон о правительстве и, может быть, приняты законы о президенте и о Федеральном собрании.
Какие силовые ведомства теперь главнее?
На съезде «Единой России» 1—2 октября были приняты беспрецедентные меры безопасности. Сотрудники правоохранительных органов перекрыли подходы к Гостиному двору, где шел съезд, чем доставили рядовым гражданам немало хлопот. Нерядовых пропускали по спискам, для прессы устроили специальный КПП. Мы поинтересовались у Владимира Коробкова, начальника отдела по работе с печатными СМИ пресс-центра ГУВД Москвы, была ли необходимость в такой организации мероприятия.
— Подробности вам, может быть, сообщит Федеральная служба охраны. Я не могу комментировать действия вышестоящей организации (вообще-то МВД и ФСО — формально не подчиняющиеся друг другу ведомства. — Ред.). Милиция находилась около Гостиного двора в качестве приданных сил, а руководила всем ФСО — в силу того, что мероприятие посетил президент. Даже не знаю, сколько там было наших сотрудников. Наверняка были задействованы местные отделения и, вероятно, подразделения из Центрального административного округа Москвы.
Руководитель пресс-центра Федеральной службы охраны Сергей Девятов пояснил «Новой», что «ФСО охраной общественного порядка не занимается», потому что обладает «собственным кругом обязанностей, который установлен законом, мы охраняем президента».
Что предсказал конкурент Путина из Архангельского СИЗО?
Мэр Архангельска Александр Донской изложил свою версию пресловутого плана. И точно угадал все события первого этапа его реализации. Обратите особое внимание на штемпель с датой отправки на конверте с письмом, отправленным из СИЗО, где Донской до сих пор, — 18.09.2007 г.
«Посылаю Вам мой безальтернативный план для Путина.
Назначен предвыборный премьер. В ближайшее время пройдут предвыборные съезды всех партий. Хочу обратить внимание на то, что «Единая Россия» назначила свой съезд после съездов всех партий. Это значит, что Кремль под микроскопом рассмотрит всю открытую и закрытую информацию о планах всех партий и только после этого примет предвыборный план «Единой России».
Главный вопрос повестки дня Кремля: «Как взять контрольный пакет в Думе?». Главный вопрос повестки дня Путина: «Как сохранить полный контроль над страной после президентских выборов?». Есть очень простой ответ на два этих очень важных вопроса.
Путин на предстоящем съезде партии власти объявляется главой партии и лидером партийного списка.
Несомненно, эта новость будет главной на протяжении всей думской кампании.
«Единая Россия» возьмет в Думе 100 процентов мест. Путин назначает себя спикером Госдумы и назначает своих людей на все посты в Государственной Думе.
Премьер-министр становится и.о. президента и при поддержке Путина и «Единой России» выигрывает президентские выборы в 2008 году.
Путин лично контролирует все органы власти и силовые структуры через своих людей, которые назначены на все ключевые позиции и в Москве, и во всех регионах России.
В любой момент Путин приказывает своему преемнику уйти в отставку. Поводов может быть много: не справился, заболел, умер. Можно выбрать. Путин выигрывает внеочередные выборы и ближайшие 8 лет думает, как дальше удержать власть.
Прекрасный демократический план для самого умного, самого энергичного, самого лучшего Российского Царя.
Донской А.В.»
Будет ли у премьера Путина ядерный чемоданчик?
Так называемый ядерный чемоданчик (система «Кавказ») существует в трех равноценных экземплярах: у президента, министра обороны и начальника Генерального штаба. Чемоданчики носят специальные офицеры (обычно в ранге полковника), постоянно сопровождающие перечисленных выше государственных мужей. Когда в 1996 г. президент Ельцин лег на операцию и был под наркозом, его президентский чемоданчик был под контролем тогдашнего премьера Виктора Черномырдина, назначенного и.о. президента. Впрочем, сразу после того, как Ельцин вышел из состояния наркоза, ядерный чемоданчик был вновь передан под его контроль. Очевидно, что для смены порядка «владения» чемоданчиками не надо менять Конституцию или какие-то законы, — это дело должностных инструкций, которые оформляются указом президента. Более того, этот указ может быть секретным, и тогда, кроме ограниченного круга людей, о нем может никто просто не узнать, а, к примеру, премьер-министр станет легитимным владельцем системы «Кавказ».
Придется ли менять Конституцию?
Интервью с бывшим помощником президента по правовым вопросам, а ныне завкафедрой Высшей школы экономики, доктором юридических наук Михаилом Красновым
— Что означает заявление Владимира Путина для российской политической системы?
— Он фактически прервал традицию позиционирования главы государства как «президента всех россиян». Борис Ельцин и сам Путин специально подчеркивали свою надпартийность, хотя, конечно, их политические симпатии были понятны.
— Как быть с возможным использованием административного ресурса в пользу «Единой России»?
— Понятно, что общество, в котором нет легальной оппозиции, не в состоянии проконтролировать президента, который действует в системе без сдержек и противовесов. Дополнительные административные и технические ресурсы Путин может и не использовать. Ресурс — это сам президент. Недавно «Единая Россия» испрашивала у Путина разрешение использовать в своей предвыборной кампании его образ. А теперь президент сделал им такой грандиозный подарок в виде места в тройке.
— Пост премьера — ближайшая к посту президента ступень, он исполняет обязанности президента в случае досрочного ухода. Не кажется ли вам реалистичным такой сценарий возвращения президента Путина?
— Подобные закулисные договоренности возможны. Путин, став премьером, может вернуться через три месяца — столько продолжается исполнение обязанностей. Потом — президентские выборы. Но этот сценарий маловероятен.
— Как вы оцениваете шансы Владимира Путина стать премьер-министром в 2008 году?
— Двух условий, которые назвал Путин, мало. Правительство и его главу назначает не Дума, пусть и находящаяся под контролем «Единой России», а президент (с формального согласия парламента). Конечно, президентом станет тот, на кого укажет Путин. Но есть «подводные камни» в виде некоторых конституционных положений.
Можно предположить, что Путин, говоря о своем премьерстве, имел в виду следующее. Он не захочет становиться «мальчиком для битья» (так иногда в учебниках конституционного права называют пост премьер-министра в смешанной модели, к которой относится и Россия). Однако в ныне существующей конструкции государственной власти, закрепленной Конституцией, независимое правительство невозможно. Первая аномалия, характеризующая нашу Конституцию, — право президента определять внутреннюю и внешнюю политику страны. В государственной структуре, декларирующей разделение властей, это нонсенс, поскольку тем самым от законодательной и исполнительной ветвей власти перестает что-то зависеть, а парламентские выборы становятся бессмысленными.
Во-вторых, отставка правительства в странах со смешанной системой (например, во Франции) зависит от решения самого премьер-министра или парламента. А у нас президент может без объяснения причин отправить в отставку правительство.
Третье. Президент находится в заведомо выигрышном положении по сравнению с парламентом потому, что Госдума, конечно, может воспротивиться воле президента, трижды отвергнув кандидатуру премьера. Но после этого президент обязан, согласно Конституции, эту Думу распустить и назначить новые выборы. Та же самая ситуация с вотумом недоверия правительству: если правительство президентское, то президент скорее распустит парламент, чем «свое» правительство. Есть еще один момент, на который мало кто обращает внимание. Постановления и распоряжения правительства должны приниматься во исполнение не только законов, но и указов президента. Мало того, он вправе отменить любой акт правительства, если сочтет его не соответствующим Конституции, законам или своим указам. Может ли такое правительство быть самостоятельным политическим субъектом?
Представим, что Дума захочет проводить самостоятельную политику. Этот вариант тоже проигрышный, поскольку президент вправе отклонять законы. А чтобы преодолеть вето, нижняя палата должна набрать не меньше двух третей голосов. Трудно представить, что практически вся Дума будет состоять из политических оппонентов президента. Но даже если она набрала нужное число голосов, есть еще верхняя палата, которая должна поддержать решение квалифицированным большинством. Члены Совета Федерации, разумеется, не станут ссориться с президентом. Даже во времена Ельцина, когда Дума была оппозиционной, депутатам считаные разы удалось преодолеть вето.
— Если Владимир Путин решит стать независимым премьером, Конституцию поменяют?
— Да, но не кардинально. Доста-точно сбалансировать отношения во властном треугольнике — правительство, парламент, президент — чтобы система сдержек и противовесов функционировала."