"Судьба российской АПЛ "Курск" является символом быстрого падения статуса России как сверхдержавы. Этот процесс наблюдается в течение последних десяти лет.
"Курск" участвовал в маневрах, имитирующих конфликт с силами НАТО - и все это происходит спустя десять лет после мирного окончания Холодной войны. Развитие Советским Союзом ядерных подводных сил большой дальности было важной составной частью гигантских усилий Кремля по достижению военного паритета с США.
Сейчас эти силы, наряду с остальной частю российского ядерного комплекса, больше не грозят Армагеддоном, как на протяжении многих десятилетий. Но большие опасения вызывает способность России обеспечить безопасный и надежный контроль за своими арсеналами.
Выбор пути развития своих вооруженных сил, который в ближайшие несколько лет должна сделать Россия, будет иметь серьезные последствия для международной безопасности. Поскольку ее ВНП приблизительно равен ВНП Швейцарии, а на оборону тратится около 5 млрд. долларов, России предстоит принять трудное решение о наиболее эффективном использовании ресурсов для повышения национальной безопасности.
Этот вопрос был ключевым в ходе заседания Совета безопасности России, состоявшегося 11 августа, на котором была предпринята попытка преодолеть серьезные разногласия между высокопоставленными военными. Министр обороны Игорь Сергеев выступает за приоритетное финансирование российских ядерных сил, в то время, как начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин хочет, чтобы большее внимание уделялось обычным силам.
Оба могут привести неопровержимые аргументы в поддержку своей точки зрения. Принимая во внимание резкое ухудшение боеспособности обычных сил, ядерные силы России остаются главой козырной картой в поддержании ее статуса как великой мировой державы. Однако ядерное оружие вряд ли будут эффективным и даже применимым в конфликтах, с которыми России, скорее всего, придется столкнуться в ближайшие десятилетия. Они не помогли в Афганистане; они не помогают и в Чечне.
Даже при наиболее благоприятном развитии событий, при котором экономический рост в России будет продолжаться, она будет вынуждена произвести большие изменения в структуре своих вооруженных сил, принимая во внимание серьезные финансовые ограничения. Такие изменения были бы логичным завершением процесса демилитаризации, начатого в конце 80-х годов Михаилом Горбачевым; они могут также привести к революционным последствиям для международной безопасности, как это сделало "новое политическое мышление", которое привело к окончанию Холодной войны.
Быстрое устаревание стратегических ядерных сил означает, что России необходимо резко сократить число своих ядерных боеголовок - в ближайшее десятилетие их численность не должна превышать 1000. Этот шаг может быть осуществлен как на двусторонней основе (вместе с США, в рамках традиционного формата контроля над вооружениями), так и в одностороннем порядке. Принятие односторонних мер заставит США тоже пойти на сокращение, хотя, возможно, и неадекватное, своих арсеналов. Это стимулировало бы сокращение вооружений после десяти лет отсутствия прогресса в данной области и оживило бы международные усилия по нераспространению ядерного оружия, по которым в последние годы был нанесен ряд серьезных ударов.
Российские обычные силы тоже нуждаются в сокращении; одновременно они должны стать более гибкими в плане возможного проведения региональных операций на российской периферии. Они должны быть предназначены не столько для конфликтов с крупными вооруженными силами, такими как силы НАТО или Китая, сколько для борьбы с новыми угрозами безопасности, которую представляют слабые государства, гражданские конфликты, контрабанда наркотиков, терроризм и информационная война.
С подобными угрозами невозможно эффективно бороться в одиночку. Они требуют широкого сотрудничества России с Западом и соседями. Признание Москвой этого факта значительно способствовало бы повышению не только безопасности России, но и международной безопасности в целом.
Конечно, все это выглядит, как стремление добиться идеала. Принимая во внимание шок, который продолжает испытывать российское общество, наряду с серией унижений (Чечня, расширение НАТО, Косово) российских военных, сохраняется очень много поводов для беспокойства. Апокалиптические сценарии для России, которые для многих в 90-е годы стали чем-то обыденным, по-прежнему не сбрасываются со счетов и рисуют куда более мрачную картину, чем та, о которой говорится выше.
Тем не менее, как это ни парадоксально, несмотря на свою нынешнюю слабость - ее символом стал "Курск" - Российская Федерация в силах принять некоторые важные решения в области безопасности, которые могут оказать революционное воздействие на международные отношения. Человеку свойственно требовать радикальных изменений только в случае кризиса. Так что, несмотря на силу и небывалое процветание, США с намного меньшей вероятностью, чем Россия, захотят приступить к радикальным изменениям своей политики в области безопасности.
Между тем Россия должна извлечь из трагедии с "Курском" следующий урок: унаследованный ею военный комплекс не соответствует новым угрозам безопасности Москвы, а ее дальнейшие претензии на сохранение военного превосходства лишь уменьшат безопасность самой России, а также поставят под серьезную угрозу безопасность остального мира. "