Почти все родители маленьких моделей прошли через негативный опыт общения с сомнительными «агентствами». «Школа актерского мастерства Натальи Крачковской», модельное агентство «Види Вичи», академия кино Стеблова и Панина, агентство «Профи», студия «Потемкин-пикчерс», школа Юрия Николаева – эти названия у многих родителей по-прежнему вызывают не самые лучшие воспоминания.
"К началу октября в российских городах впервые распахнут свои двери более сотни модельных школ для малышей. Агентства, обещающие сделать из ребенка звезду шоу-бизнеса, появятся в Рязани, Владимире, Вологде, Омске, Архангельской области, Чувашии, Йошкар-Оле, Астрахани, Казани, Братске, Усть-Илимске, Ижевске, Новосибирске...
Родители уже выстраиваются в очередь, мечтая о великой карьере своих чад. Увы, сбудутся далеко не все чаяния. Эксперты убеждены: вместе с признанными авторитетами модельного бизнеса в регионы хлынут и мошенники, наживающиеся на вполне объяснимых амбициях родителей. Деньги с мам и пап они берут немаленькие, а вот светлого будущего малышу не гарантируют. Такие «шарашкины конторы», заполонившие несколько лет назад столицу, сегодня почти ушли с рынка. Но, как говорят эксперты, не навсегда. Слишком выгодный это бизнес, чтобы просто так от него отказаться.
В начале сентября в столичном «Экспоцентре» прошел крупный показ детской моды. Маленькие манекенщицы, слегка смущаясь, но в целом уверено дефилировали по подиуму. За кулисами родители не скрывали слез умиления: «Сама-то никогда красивой не была, да и муж мой вполне обычный, кто бы мог подумать, что дочка так далеко пойдет», – говорит мама десятилетней Ани Ольга Власова. «Смотри, смотри, как красуется. Уму непостижимо, какая деловая», – смеется мама восьмилетней модели Наталья Анисимова. И впрямь, деловая – ведь за показ детке еще и заплатят не меньше 100 долларов.
Гонорары четырнадцатилетнего Ярослава Гарнаева, снявшегося в сериале «Кто в доме хозяин», а ныне ведущего передачу на канале «Теленяня», исчисляются уже не сотнями, а тысячами. «Года три назад мне удалось пройти кастинг детского музыкального театра-студии «Непоседы». Отбор был жесткий, но меня взяли. Так я попал в шоу-бизнес. А дальше пошло-поехало, – вспоминает Ярослав. – Единственная проблема, которая возникла у меня на пути к славе, – так это звездная болезнь. Но после серьезного разговора с папой все как рукой сняло».
«Я начал заниматься модельным бизнесом в 13 лет, – рассказал «НИ» 20-летний Василий Королев. – Меня туда буквально за руку привела лучшая подруга: ее мама работала менеджером в модельном агентстве. Я прошел кастинг, и мне предложили подписать контракт. Сейчас я временно «в завязке». Из-за постоянных съемок времени не хватало ни на учебу, ни на личную жизнь».
Впрочем, так было далеко не всегда. Почти все родители маленьких моделей прошли через негативный опыт общения с сомнительными «агентствами». «Школа актерского мастерства Натальи Крачковской», модельное агентство «Види Вичи», академия кино Стеблова и Панина, агентство «Профи», студия «Потемкин-пикчерс», школа Юрия Николаева – эти названия у многих родителей по-прежнему вызывают не самые лучшие воспоминания.
От Москвы до самых до окраин
Мария Воробьева оказалась одной из тех, кто «повелся» на рекламные посулы. Тогда 2 тыс. долларов, которые она заняла у друзей на портфолио и обучение сына Вани, просто пропали. Кое-как семья отдала долги, и было решено: больше об этом не вспоминать. «Потом нам позвонили из другого модельного агентства, которое якобы работает в Европе, и сказали, что Ваня выбран для показа в Италии. Нам предложили немедленно привезти в их офис шесть тысяч рублей якобы за визу, – рассказала «НИ» г-жа Воробьева. – Причем звонившая девушка особенно напирала на срочность дела. В общем, я ее довольно жестко отшила». Однако после отказа звонки от разных лжеагентств начали раздаваться один за другим. Приглашали на показы в разные страны, но сумма, которую надо было привезти авансом, оставалась одинаковой. По счастью, Мария с сыном скоро переехали в другой район, и звонки прекратились.
«После кастинга, который прошла моя дочь Катя в школе актерского мастерства, менеджер пообещала участие в рекламных показах и съемках в фильмах, – пишет на одном из интернет-форумов пострадавший отец Станислав Попов. – За учебу надо было заплатить 1,5 тыс. долларов. Мы отказались, и тогда сумма была снижена втрое. Мы согласились. В результате нам предложили сняться для журнала, но при условии, что сделаем портфолио за 500 долларов. Деньги отдали, а в журнале так и не снялись. Агентство «Види Вичи» пригласило нас участвовать в дефиле детской моды в «Манеже» и заплатить 300 долларов за подготовку к показу. Деньги заплатили, но «Манеж» нас так и не увидел. В итоге 1,3 тыс. долларов, с трудом накопленных, ушли мошенникам».
По дороге на подиум лишь немногим удается избежать сетей мошенников. Последним (по времени) в сомнительной плеяде столичных мошенников был мужчина, якобы проводивший кастинг для «Ералаша». Он выискивал в списках модельных агентств родителей, мечтающих о славе для ребенка. И предлагал устроить чадо в театральную школу, заманивая известными именами преподавателей. «Обучение стоило «всего» несколько тысяч долларов, но находчивый аферист находил желающих и на такую сумму, – сообщил «НИ» руководитель пресс-службы Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы Филипп Золотницкий. – Он был пойман с поличным и осужден на семь лет».
Впрочем, большинство мошенников подобной участи избежали. А относительно честный способ отъема денег сделал их значительно богаче. «Заработки на человеческих пороках, в том числе и на тщеславии, приносят колоссальную прибыль, – пояснил «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – В среднем с учетом оплаты труда фотографа, преподавателей, аренды помещения и прочих затрат прибыль оказывается больше в пять–десять раз».
За полный курс обучения азам мастерства в разных школах требуют в среднем от тысячи до полутора тысяч долларов. Дополнительно можно сделать портфолио за сумму от 300 до 800 долларов. Или, если портфолио уже есть, то оцифровать его за 300 долларов. К этому можно добавить и неустойки, которые родители обязаны выплатить, если заподозрили неладное до начала занятий. Контракт составлен таким образом, что комар носа не подточит. Черным по белому там написано: в случае расторжения контракта по инициативе Заказчика удержание 10% за 30 дней до начала занятий и 20% – за 15 дней.
Эксперты убеждены: от такого лакомого куска мало кто откажется. Скорее всего, такое количество модельных школ, открывающихся в регионах, связано именно с тем, что аферисты зализали раны и с новыми силами готовы атаковать карманы родителей в провинции. «Время прошло, о старых «модельных» скандалах все давно забыли. А во многих отдаленных регионах об этом и не слышали вовсе, – говорит аналитик модельного рынка Ольга Антюфеева. – Так что сейчас самое время. В провинции вообще люди более наивны. Они еще не разучились верить в сказки. Так что клиентов у аферистов будет не в пример больше, чем в Москве».
Поверить в такой прогноз не сложно. Так, недавно громкий скандал разразился в Нижнем Новгороде. Модельное агентство «Элита-мода» за 300 рублей в месяц обещало обучить девочек дефиле, актерскому мастерству, косметологии, позированию и прочим тонкостям модной профессии. Однако вместо этого руководитель агентства Дмитрий Петраковский, познакомившись с подопечными поближе, предлагал им сняться обнаженными. «Забавы» фиксировались на видео и размещались на порносайтах. Часть наиболее «продвинутых» девочек предлагалась посетителям сайта в качестве проституток. К счастью, милиции удалось задержать преступника.
Не родись красивой…
В том, чтобы ребенок учился в школе моделей или актеров, ничего плохого нет. Плохо, если родители насильно тащат своих чад в подобные агентства, маскируя благими побуждениями собственное тщеславие. «Детские модельные агентства нужны больше родителям, чем их отпрыскам, – рассказала «НИ» психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха. – Решение отдать туда ребенка основывается на разных мотивах, к примеру, для повышения своего престижа. В качестве оправдания своим интересам называют повышение самооценки ребенка, развитие его артистичности, творческих способностей».
Часто мотивация мам и пап – желание подзаработать на ребенке. Это уже самая настоящая эксплуатация детей, убеждены эксперты. «Работу модельных агентств можно сравнить с торговлей детьми, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Ребенок на подиуме сразу превращается в некую сексуальную модель, про его личность не вспоминает никто. Это почти то же самое, что зарабатывать на детской порнографии. Ребенка надо показывать, если он красивый, но не на подиуме, как товар. Не надо делать из ребенка золотую курочку».
Неудачный модельный или актерский опыт, по словам экспертов, сказывается крайне негативно не только на родителях, но и на детях. Вчера ребенка еще хвалили менеджеры, он рассказывал всем своим одноклассникам о своем грядущем триумфе, а сегодня на фирму заведено уголовное дело, обещанный фильм оказался фикцией. Как будут относиться к задравшему нос «выскочке» одноклассники – легко представить. Ситуация усугубляется дома. «Если ребенок проигрывает, поражение скорее травмирует родителей, чем его самого, – пояснила «НИ» психолог Муха. – В разговорах друг с другом или ребенком они могут так или иначе затрагивать тему неудачи на состязаниях, а малыш, в свою очередь, испытывает стресс и начинает чувствовать себя неудачником».
Нередко мамы и папы упрекают детей в потраченных зря деньгах. «Родители, вкладывая такие деньги в модельное агентство, надеются, что они смогут позже заработать на ребенке, – говорит «НИ» исполнительный директор Общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Естественно, начинается давление на ребенка, ему постоянно говорится, что он в будущем будет много зарабатывать. И когда дети не входят в 5% тех, кто потом становится профессиональными моделями, они не видят смысла в дальнейшей жизни...»
ШВЕДАМ ЗАПРЕЩАЮТ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА СВОИХ ДЕТЯХ
В прошлом году один из крупнейших в Швеции модельных сайтов объявил, что в одностороннем порядке прекращает членство для 600 несовершеннолетних моделей. Причиной акции, по словам администрации сайта, было стремление обезопасить себя от того, чтобы детские фотографии, размещенные на нем, «не использовались в неприемлемом контексте». Иными словами, сайт хотел защититься от обвинений в косвенном стимулировании педофилии. Все скандинавские модельные агентства для детей и рекламные сайты прилагают усилия для поддержания своего реноме. Обязательные для всех правила – присутствие родителей на фотосессиях, отказ от макияжа и «обнаженки», запрет на съемки детей, выглядящих истощенными, низкие гонорары. Последнее условие продиктовано тем, чтобы у родителей не возникало желания заработать на своих чадах. Модельный бизнес с участием малолеток в Северной Европе находится под постоянным огнем критики. Общественное мнение и власти в принципе настроены против какого-либо коммерческого использования детей, и этот бизнес был бы давно запрещен, если бы появилась возможность засунуть в памперсы взрослого дядьку или отрекламировать новую коллекцию погремушек с помощью длинноногих девиц. Похвастаться соседям, что, мол, моя душка-первоклассница снимается в рекламе, в Швеции не рискнет даже самая тщеславная мамаша. Слишком велик риск, что на следующий день последует визит инспекции социальной службы, которая захочет выяснить, не калечит ли семья юную душу. Алексей СМИРНОВ, Стокгольм
НЕМЦЫ НА ДЕТСКИЙ ШОУ-БИЗНЕС СМОТРЯТ С ПОДОЗРЕНИЕМ
Одна из самых болезненных тем для немецкой общественности – развращение детей. На педофилов здесь охотятся «силовики», массовые обыски у обладателей компьютеров с порносайтами производятся чуть ли не ежемесячно. Случалось, что ордера на арест выписывались сразу нескольким сотням граждан ФРГ, заказывающим через Интернет «клубничку» с участием подростков. Несколько лет назад выходец с Украины рискнул открыть «школу будущих фей», где за умеренную плату с пяти лет обучали азам танцевального и актерского искусства. Руководителя набиравшего популярность бизнеса вскоре обвинили в причастности к поставкам «живого товара» из Восточной Европы. Все это наложило негативный отпечаток на отношение немцев к актерским школам и модельным агентствам для детей. Исключение составляют студии при так называемых «Вальдорфшуле». Это частные, платные школы, основанные еще в начале прошлого века. Здесь с первого класса усиленно изучают по пять иностранных языков зараз, повышенное внимание уделяют как музыкальному, так и художественному развитию детишек. Подразумевая под этим и актерское мастерство, и умение показать себя на подиуме. Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин