Эльвира Сахипзадовна ответит за развитие экономики
У России — новое правительство. Но в отставку отправлены лишь три министра
"Назначение нового кабинета министров произошло по кинематографическому закону “саспенса” — волнительного ожидания. Правда, в кино “разрядка” наступает гораздо быстрее... Напомним, что правительство Фрадкова было сформировано за 6 дней, а с момента назначения премьером Зубкова прошло аж 13. В понедельник же вечером объявления состава правительства, которое должно было произойти “вот-вот”, ждали аж четыре часа.
Что в результате? Резко усилился аппаратный вес главы Минфина Алексея Кудрина, который стал вице-премьером. МЭРТ больше не возглавляет Герман Греф — его сменила Эльвира Набиуллина. В правительство вернулся Дмитрий Козак, заступив на пост министра регионального развития, который занимал Владимир Яковлев. Попрощались с Михаилом Зурабовым — теперь Минздравсоцом (так и не разделенным надвое) будет “рулить” Татьяна Голикова.
А еще прессе “предъявили” министра обороны Анатолия Сердюкова, из чего был сделан вывод: он все-таки остается, несмотря на родство с премьером.
ХРОНИКА ОЖИДАНИЯ
В пятницу стало известно, что президент Путин собрался прервать пребывание в Сочи и прилететь в понедельник в Москву на совещание с правительством — чтобы вечером снова вернуться в “Бочаров Ручей”. Естественно, ради “свидания” с многочисленными и.о. Владимир Владимирович вряд ли стал бы покидать сочинскую резиденцию. Значит, он собирался повидать уже “узаконенных” министров.
Вначале предполагалось, что совещание начнется в Белом доме в пять вечера — туда привезли президентский пул журналистов. Затем встречу перенесли на шесть — стало известно, что Путин сперва поехал в Кремль. Там Владимир Владимирович провел около четырех часов в компании Виктора Зубкова.
В половине восьмого вечера по лентам информагентств поползли сообщения: “Зубков представил предложения по составу кабинета министров”. В это время слухи из чиновных источников доносились самые противоречивые. “Греф уходит!”, “Нет, Греф остается!”, “На регионы посадят Козака!”, “Никакого Козака!”. Если вспомнить, что Виктор Зубков представил президенту свой “доработанный вариант новой структуры правительства” еще в пятницу (для этого он летал в Сочи), то нынешнюю паузу можно было логически объяснить лишь затянувшимися разногласиями в верхах по поводу кандидатур некоторых министров. Одни аналитики утверждали, что Зубков “показал характер”, споря с президентскими предложениями, другие — ссылались на пример какой-нибудь конторы средней руки: вроде бы директор и завотделом договорились уволить Икса, но в последний момент у него находятся влиятельные заступники, и директору приходится долго, нудно и дипломатично объяснять, почему он решил отыграть обратно...
“Ну хоть к восьмичасовым теленовостям что-то успеют?!” — недоумевали журналисты и политологи.
Не успели. “Возможно, уже во время этого выпуска мы узнаем о новом составе правительства”, — оптимистично вещал голос ведущего под кадры, на которых Зубков усаживался напротив Путина, достав из портфеля пачку бумажек, на которых что-то было подчеркнуто красненьким и зелененьким фломастерами. Дальше — тишина. И только около девяти вечера президентскому пулу дали команду “готовьсь!”. Президент и премьер наконец приехали в Белый дом.
ЧТО БЫЛО В БЕЛОМ ДОМЕ
Прессу запустили в зал, где за столом уже сидели министры. Журналисты дорого бы дали за то, чтобы посмотреть, что тут творилось в предыдущие четыре часа. Но в этот момент члены кабмина сидели уже в расслабленных позах и с некоторой насмешливостью взирали на корреспондентов, которые вытягивали шеи, чтобы углядеть новые лица (особенно почему-то веселился глава Минсвязи г-н Рейман). Из старых лиц — недосчитались Грефа, Зурабова и Яковлева. Многих удивило присутствие главы Минкульта Александра Соколова — ведь совсем недавно спикер Госдумы и лидер “ЕР” Борис Грызлов назвал его в числе аутсайдеров, которым грозит отставка (Германа Грефа он, кстати, тогда не помянул). Еще все обратили внимание на то, что за столом сидит министр обороны Анатолий Сердюков — значит, несмотря на поданное заявление об отставке во избежание “семейственности” (премьер Зубков — тесть Сердюкова), он остается?
В зал вошел Владимир Путин — со словами: “Добрый день, вернее, уже добрый вечер”. Но до того, как объявить о перестановках, он сказал, что подписал изменения в закон о трудовых пенсиях: “С 1 октября повышаются базовые части всех видов трудовых пенсий”. “Теперь по составу правительства, — продолжал ВВП. — Хотел бы поблагодарить старый состав правительства, его работа была в целом успешной. Вместе с тем в ожидании президентских и парламентских выборов правительство стало снижать эффективность своей деятельности”. (Тут Владимир Владимирович, по сути, повторил формулировку, которой он объяснил причину отставки прежнего кабмина.)
“Уже в ближайшее время должны быть подготовлены критерии объективной оценки деятельности правительства, — заявил президент. — Включая и персональную ответственность каждого”. (Тут впору вспомнить новую систему оценки уровня развития регионов — по 81 показателю, которые стекаются в Комиссию при президенте по вопросам совершенствования госуправления.)
ВВП сказал пару слов об изменении правительственной структуры — появились Госкомитеты по делам молодежи и рыболовству.
Что касается новых назначенцев, то Путин охарактеризовал их как “высококлассных специалистов” — отметив, что несколько уточнены функции МЭРТ и повышен статус министра финансов. “Я очень надеюсь, что правительство будет добиваться решения задач, которые мы формулируем в качестве стратегических”, — завершил “вступление” ВВП. Дальше совещание шло уже без прессы — пока журналисты выходили из зала, там стояла мертвая тишина. Никто из министров не проронил ни слова.
ПРИШЕДШИЕ И УШЕДШИЕ
Переназначения в целом подтвердили прогноз, сделанный “МК”. Кресла поменяли, а структуру по большому счету оставили той же. И это несмотря на то, что еще недавно, на встрече с западными политологами, Путин говорил: “Мы создали такую систему управления на уровне правительства, при которой тоже взяли кальку с некоторых государств, где министерства являются методическим центром, а ряд других структур занимаются либо субстантивной работой, либо контрольными функциями. В течение последних трех с лишним лет стало ясно, что это для нашей действительности неэффективная модель”.
Но все разговоры о делении министерств остались только слухами и сплетнями. Структура правительства в основе сохранена. Все четыре прежних вице-премьера оставили свои посты за собой: Иванов, Медведев, Жуков и Нарышкин. Что сохраняет прежнюю интригу с кандидатурой реального преемника. Пятый к ним прибавился, но им стал не новый куратор Минрегионразвития, а министр финансов Алексей Кудрин. Это означает, что жесткая финансовая политика государства как минимум продолжится. А скорее всего, будет еще более ужесточена.
Повышение аппаратного веса Кудрина, помимо всего прочего, еще и означает, что бывшие подчиненный и начальник (нынешний премьер Виктор Зубков долгое время возглавлял курируемый Минфином Росфинмониторинг) сохранили прекрасные отношения. И Зубков готов положиться на Кудрина во всем, что касается финансов страны. Оппоненты Кудрина, доказывающие порочность вкладывания главной заначки страны — Стабфонда — в иностранные ценные бумаги, могут теперь долго сотрясать воздух. Вместе с тем очень похоже, что в условиях кредитного кризиса, бушующего на Западе, проблеме финансовой стабильности власть придает огромное значение. Кудрин на правах старожила, скорее всего, станет для Зубкова и своеобразным “гидом” по всем правительственным коридорам и подводным течениям.
На место главы Минэкономразвития пришла Эльвира Набиуллина. Под многообещающее заявление Путина, что это будет несколько иной МЭРТ, чем при Грефе.
СПРАВКА “МК”. Эльвира Сахипзадовна Набиуллина родилась в 1963 году в Уфе. Окончила МГУ им. Ломоносова по специальности “экономист”.
До назначения главой Минэкономразвития была руководителем Экспертного совета при Совете при президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике и возглавляла исследовательскую группу фонда “Центр стратегических разработок” (ЦСР).
Минэкономразвития для Набиуллиной практически “дом родной” — до 2003 года она была первым замглавы МЭРТа, причем в министерстве работала задолго до прихода туда Германа Грефа. Она считалась одной из ключевых фигур Минэкономразвития, хоть и совершенно непубличным человеком. Например, курировала разработку экономических программ правительства, по крайней мере тех, что шли по линии МЭРТ. Однажды Набиуллина уже уходила из министерства в ЦСР, что не помешало ей в 1999—2000 годах активно участвовать в разработке стратегии действий правительства до 2010 года, известной как “программа Грефа”. Которая, кстати, стала экономической платформой Владимира Путина при избрании его на первый президентский срок. Причем — по крайней мере, на момент работы в правительстве — Набиуллина участвовала в написании посланий Путина Федеральному собранию.
Эльвира Набиуллина владеет французским и английским языками; удостоена медали ордена “За заслуги перед Отечеством” I степени (2006 г.).
***
Регионами и ЖКХ теперь будет рулить Дмитрий Козак. Бывший полпред президента по “горячему” Южному федеральному округу, автор той самой административной реформы, которую с 2004 года изменяли таким образом, что она сама на себя стала не похожа, кажется, получил последний шанс. Прыгнет выше головы за полгода до президентских выборов — оставят в новом кабинете. Повторит “синусоиду Яковлева” — перейдет на другое место работы.
Самое интересное, что войну семейственности под занавес своего правления Путин все-таки решил не объявлять. Видимо, хорошая семейственность только на пользу стране. Мало того что на своем посту оставлен нынешний глава Минобороны Сердюков, так еще и в бывшее кресло Зурабова усажена очаровательная женщина, жена другого члена кабинета министров (главы Минпромэнерго Виктора Христенко) Татьяна Голикова, бывшая до вчерашнего дня заместителем министра финансов Алексея Кудрина.
Татьяна Голикова — не просто дама, чрезвычайно симпатичная и приятная во всех отношениях. Периодически волновавшая и министров, и журналистов, являвшаяся на заседания правительства в полупрозрачных блузках. Что не мешало ей, при внешнем обаянии, оставаться чрезвычайно жесткой особой, которая отстаивала солидарную со своим шефом позицию с такой силой, что ни у коллег по кабинету, ни даже у оппозиционных депутатов не находилось аргументов, заставивших ее усомниться в собственной правоте. Неизвестно, вспомнят ли вскоре Зурабова добрым словом пенсионеры, инвалиды и прочие льготники, но что на них не прольется от государственных щедрот рог изобилия — к гадалке не ходи. Кстати, повышение Голиковой — еще один плюс для усиления аппаратного веса Кудрина. Алексею Леонидовичу при такой тенденции не грех задуматься и о будущем премьерстве после президентских выборов.
А за то, что нынешняя структура кабинета не застынет даже на пару лет, а скорее всего, изменится после выборов-2008, говорит слишком много факторов. Мысль Путина о том, что структура будет все же преобразована, вероятно, реализуется, но чуть позднее. Тогда и министерства разделят, и новые персоны придут в исполнительные органы федеральной власти. А сейчас эти шаги просто не были подготовлены. Прежде всего с административной позиции.
Вспомним, когда правительство Фрадкова начало работать в условиях перестройки прежней структуры, деятельность многих министерств и ведомств была просто парализована в течение чуть ли не года. Поскольку ни распределение функций, ни ответственность, ни даже финансирование не были должным образом распределены. В период предстоящих двойных выборов обрекать страну на неуправляемость президент просто не имеет права.
С другой стороны, он вполне может еще раз обкатать систему, чтобы понять, в чем причина наличия самых узких и проблемных мест: в исполнителях или в конструктивных недостатках модели. Время для этого у него еще есть.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий ОРЕШКИН, политолог, руководитель центра “Меркатор”:
— Для того чтобы отправить перед выборами в отставку непопулярных Зурабова, Грефа и Яковлева, совсем не было необходимости менять премьера. Что, Фрадков не согласился бы с предложением президента это сделать? Конечно, согласился бы без всяких разговоров... Значит, смысл последних событий в другом. Обратите внимание: как только появилась фигура Зубкова, он, будучи еще не утвержденным Думой, заявил, что не исключает своего участия в президентских выборах. И президент чуть ли не сразу сказал: “А почему бы и нет?” По-видимому, в правительстве Фрадкова разные министры в последнее время четко и жестко стали ориентироваться на того или иного преемника и действовать, не очень оглядываясь на президента. Вот он и объяснил им отставкой Фрадкова, что все нити — по-прежнему в его руках... Все поняли, что поставили не на тех “лошадей”, что президент остается лидером и надо вернуться на исходные позиции и ждать, потому что в самый последний момент все может измениться...
Так что вся эта операция по смене правительства носит абсолютно предвыборный смысл. И правительство нынешнее — временное, на полгода. Потому что в любом случае летом 2008 года у нас будет новый президент, а у него — новый кабинет министров...
Наталья ГАЛИМОВА, Екатерина ДЕЕВА, Александр ГРИШИН, Виктория ПРИХОДЬКО, Марина ОЗЕРОВА."
- ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, бывш. Премьер министр РФ, бывший руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу (финансовая разведка) при Минфине РФ