ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС МОЖЕТ ДАТЬ ШЕФ ПЕНТАГОНА РОБЕРТ ГЕЙТС
"На прошлой неделе представители Управления по делам военнопленных и пропавших без вести при посольстве США в России передали военно-историческому музею Тихоокеанского флота документы о советском подводном дизель-электрическом ракетоносце К-129 (командир - капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь), затонувшем в марте 1968 г. в 750 милях севернее Гавайских островов. Но никаких доселе неизвестных нам тайн эти материалы не содержат, хотя американцы, скорее всего, ими владеют: в 1974 г. в ходе операции ЦРУ под условным названием "Дженифер" (для этого было построено специальное судно "Гломар Эксплорер", замаскированное под нефтеразведывательное) с глубины более 5000 метров американцы подняли кормовую часть субмарины. Подлинными секретами, несомненно, владеет министр обороны Соединенных Штатов Роберт Гейтс, который осенью 1992 г., будучи директором ЦРУ, привозил в Москву некоторые документы по лодке Кобзаря.
Снять проблему с К-129 мы могли еще 39 лет тому назад, признай СССР факт гибели своего подводного ракетоносца. Достаточно опубликовать в "Извещениях мореплавателя" или даже в обычных газетах сообщение об этом скорбном случае с указанием примерного района, и никакая бы другая страна не имела бы права трогать затонувший корабль. И не появилось бы никакой операции "Дженифер", в результате которой нынешним нашим партнерам, в частности, удалось завладеть ядерными торпедами. Поднять ракетоносец, так сказать, в полном виде не удалось из-за того, что лодка развалилась на две части. И именно в месте пробоины, из-за которой и затонул советский корабль. Его основная часть - с 3 по 8-й отсеки - вновь ушла на дно океана.
В носовой части К-129 были обнаружены тела шестерых моряков, которых американцы захоронили по морскому ритуалу, принятому в ВМФ СССР (разве что со священником). Копия видеозаписи церемонии захоронения теперь будет храниться в музее ТОФ. Впрочем, эта кассета вообще не новинка. Такую же привез в Москву в 1992 г. Роберт Гейтс, после чего пленку и показали российские телеканалы. А еще раньше, в советское время, с ней были ознакомлены наши дипломаты и военные - Госпед США передал ее посольству СССР в Вашингтоне. Это был период тайной борьбы за К-129. Москва, понятно, возмутилась, когда узнала, что американцы провели подъем К-129, ведь корабль - это часть территории СССР. Нам ответили в том духе, что вы ведь официально не объявляли о гибели ПЛ, стало быть, это ничейное имущество, так что мы не нарушали международное право. А после следующего упрека Москвы: вы, мол, надругались над братским захоронением - и было извлечено на свет "кино" с показом церемонии захоронения моряков. Так что съемка, проведенная американскими военными, тоже часть плана ЦРУ. Да и нынешняя передача документов - это своего рода операция, даже, может быть, операция прикрытия. Ею пытаются опровергнуть версию, бытующую в России, что к гибели лодки Кобзаря причастны американцы.
Переданы также копии судовых документов американской подводной лодки "Хэлибат", которая с помощью специального разведывательно-поискового оборудования и нашла К-129. Но атомоход "Хэлибат" лишь выполнял первоначальную работу по обнаружению погибшей советской субмарины.
Открытым остается вопрос, как американцам удалось установить район, где встретил свой последний час экипаж Кобзаря. Ранее у Вашингтона было такое объяснение: эта "точка" выявлена береговой шумопеленгаторной станцией дальнего действия (БШПС) "Цезарь" - "по характерному шуму поступления воды из разлома корпуса лодки при ее провале на глубину". Это говорилось в тот период, когда развернулась дипломатическая война за К-129. У нас тогда быстро выяснили, что возможности "Цезаря" в 1968 г. не позволяли зафиксировать точное место гибели лодки. В Минобороны СССР больше внимания обращали на тот факт, что именно вскоре после 8 марта (день, который считается последним в биографии советского подводного ракетоносца) в японский порт Йокосука прибыла американская АПЛ "Суордфиж", имевшая серьезные повреждения. Согласно разведданным, ремонт атомохода, пострадавшего в результате столкновения, проводился в условиях повышенных мер секретности, японский персонал к работам не привлекался (лодка ремонтировалась около полутора лет). Информация о том, что "Суордфиж" протаранил какое-либо надводное судно (или наоборот), отсутствовала. А если все же было подводное столкновение?
После этого наш Тихоокеанский флот и вышел на поисково-спасательную операцию в районе, который был нарезан лодке Кобзаря для несения боевой службы. Два месяца велись поиски, но безуспешно. Обнаружение американцами в двух первых отсеках только шести тел свидетельствует о том, что экипаж Кобзаря находился на своих постах по боевой готовности №1. То есть ПЛ или всплывала на сеанс связи, или производила специальное маневрирование по курсу и глубине и т.п.
Можно предположить, что "Суордфиж", ведущий слежение за К-129, зацепил ее верхней частью боевой рубки. На снимках лежащей на грунте нашей лодки, произведенных американцами, в районе между вторым и третьим отсеками видна узкая и глубокая пробоина, словно нанесенная огромным топором... Такое вряд ли могло получиться от "внутреннего воздействия". Конечно, лодку Кобзаря, когда она ночью заряжала батареи, мог ударить какой-нибудь транспорт большого водоизмещения, даже не заметив этого. Но пока не станет ясно, почему американцы так быстро определили место гибели К-129, и не прояснится, с чем столкнулся "Суордфиж", эта версия так и останется гипотетической.
На все эти вопросы есть ответы у шефа Пентагона Роберта Гейтса. Причем даже у российских журналистов может появиться возможность заполучить комментарий шефа Пентагона. В октябре пройдет российско-американское совещание по проблемам ПРО в формате "2+2" (госсекретарь Кондолиза Райс, министр обороны Роберт Гейтс и их российские коллеги). После совещания намечается выход к прессе. Пока же господин Гейтс может призадуматься над такой логической задачей, связанной опять же с американской версией обнаружения места гибели лодки Кобзаря якобы с помощью системы освещения подводной обстановки. В мае того 1968-го в районе Азорских островов в Атлантическом океане затонула американская АПЛ "Скорпион". Так ее удалось с помощью того же "Хэлибата" найти на глубине 3000 метров только к ноябрю, хотя БШПС, как было заявлено командованием ВМС США, зафиксировали звук ломающегося корпуса атомохода. В этом случае радиус поиска был всего лишь 20 морских миль!
Не исключено, что передача Управлением по делам военнопленных и пропавших без вести при посольстве США в России музею ТОФ копий документов, "подтверждающих версию", что гибель К-129 не связана с деятельностью американских Вооруженных Сил, является дополнением к вышедшей в Соединенных Штатах летом этого года книге Scorpion Down, написанной журналистом Эдом Оффли. В ней утверждается, что "Скорпион" был уничтожен торпедой, выпущенной советской АПЛ. "Гибель "Скорпиона" была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129", - пишет в книге Оффли. Он также уверен в непричастности Соединенных Штатов к гибели советской субмарины, но "многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон".
Вот, видимо, поэтому Пентагон решил демонстрационно снять гриф секретности с некоторых документов, касающихся событий 1968 г. Мол, документы, которые сейчас каждый желающий может увидеть в музее ТОФ, да и книга Scorpion Down доказывают, что ВМС США не виновны в гибели лодки Кобзаря. А вот насчет "Скорпиона" вам, россиянам, придется отмазываться... "