Кого еще премьер не возьмет в будущее правительство?
Виктор Зубков: "Я поговорил с зятем до моего назначения"
"На седьмой день после отставки прежнего правительства Владимир Путин встретился с новым премьер-министром Виктором Зубковым. На берегу Черного моря, в сочинской резиденции "Бочаров Ручей" президент обсудил кадровый состав и структуру кабинета министров. Выйдя к журналистам, Зубков сообщил: рапорт об отставке подал министр обороны Анатолий Сердюков. Новость хоть и сенсационная, но ожидаемая. У главы военного ведомства не было шанса сохранить свой пост в новом правительстве.
Сама встреча проходила без присутствия прессы. Между тем известно, что в "Бочаров Ручей" премьер-министр приехал с толстой черной папкой, которую он во время беседы с президентом положил перед собой на стол. "Внутри, наверное, программа или список фамилий", - гадали журналисты.
Зубков беседовал с президентом до позднего вечера, но около девяти вечера прервался, чтобы сообщить журналистам предварительные итоги этого общения.
- Я привез сегодня президенту предварительные предложения по структуре правительства и по персональному составу кабинета министров, - сообщил премьер-министр, который выглядел вполне довольным. - У нас была беседа, и президент работает сейчас с этими документами.
Зубков заверил, что "структура будет сформирована в срок, который определен Конституцией, - в течение семи дней после назначения председателя правительства".
- Мы обсудили еще один вопрос... Еще до утверждения моей кандидатуры Думой у меня была беседа с министром обороны. Он, как вы знаете, является моим близким родственником, - Зубков обстоятельно готовил журналистов к этой новости. - Учитывая вот эти близкие родственные связи, он подал сегодня президенту рапорт об отставке.
После этого заявления премьер вернулся в кабинет президента.
Таким образом, взлет Виктора Зубкова поставил если не точку, то запятую в государственной карьере Анатолия Сердюкова. Зять премьер-министра не может занимать посты в органах исполнительной власти. Такая семейственность запрещена в нашей стране законодательно (cм. справку).
СПРАВКА
Из федерального закона "Об основах государственной службы" Статья 21. Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе
3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Кто может возглавить Министерство обороны
Кто будет новым министром обороны - остается загадкой. Видимо, не случайно за несколько дней до этих событий Анатолий Сердюков заменил своего первого зама Александра Белоусова на командующего ВДВ Александра Кол¬макова.
Если подходить к кадровым назначениям формально, то бывшему командиру "воздушной пехоты" "светит" кресло главы Министерства обороны. Однако, как показывает практика, формальная логика в такого рода назначениях не дейст¬вует.
Потенциальным кандидатом мог бы быть и начальник Генеральаного штаба Юрий Балуевский, если бы не одно "но". Балуевский уже "засветился" как кандидат на пост министра после отставки Сергея Иванова в феврале этого года (некоторые генералы даже поторопились поздравить его с назначением, а через несколько часов стало известно - на Арбатскую площадь едет Сердюков).
"Запускать" в обойму кандидатов в министры Юрия Балуевского "по второму кругу" президент вряд ли станет.
Источники "Известий" в Минобороны говорят, что потенциальным кандидатом может быть статс-секретарь - заместитель министра Николай Панков. Как говорят информированные люди в военном ведомстве, "последние дни он не вылезал от министра; все время с Сердюковым".
К тому же у Панкова своеобразная биография. С одной стороны, он выпускник Высшей школы КГБ. С другой - занимался в Академии ФСБ преподавательской и научной работой. Потом был назначен с Сергеем Ивановым в Совет безопасности. Получается, не совсем классический военный.
Как шутят в Минобороны, при назначении министров уже сформировались традиции. Во-первых, этот человек должен быть гражданским (Иванов и Сердюков). Во-вторых, питерским (оба из Санкт-Петербурга).
Впрочем, тот же Николай Панков может оставить военную службу и стать гражданским министром. Есть совсем экзотические версии - министром обороны может стать женщина.
Не случайно Любовь Куделина в минувшую пятницу "поднялась" в своей карьере до заместителя министра обороны. Правда, генералитет такое назначение вряд ли воспримет с одобрением. Хотя генералы сами сейчас находятся в подвешенном состоянии - если кабинет министров уходит в отставку, то все руководство Министерства обороны пишет рапорты о своей отставке и ждет нового наз¬начения.
Этот рапорт дает формальный повод верховному главнокомандующему отправить в отставку не отдельных генералов, а сразу обойму высших офицеров. Кого еще премьер не возьмет в будущее правительство?
Андрей Реут, Елена Шишкунова
Пока политики и эксперты гадают, кого из министров уволят, а кого оставят, "Известия" решили посмотреть на проблему с другой стороны. А что мешает нормальной работе правительства? Кто из министров участвовал в "резонансных" историях? Оказалось, что в правительстве есть серьезные проблемы, которые рано или поздно все равно придется решать. В среду мы подводим итоги работы тех министров, действия которых вызвали наибольшие споры в обществе.
Как только стало известно о новом премьер-министре, эксперты, политики и просто праздные люди немедленно стали строить прогнозы - кого уберут. Первым "уволили", естественно, и.о. главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова. Его крови депутаты требовали уже не один год. Одним махом провидцы поторопились "отправить" в отставку также и.о. первых вице-премьеров Сергея Иванова и Дмитрия Медведева (поскольку не попали в кресло премьера), и.о. министра культуры Александра Соколова (слишком много ссорился), и.о. главы МЭРТа Германа Грефа (он сам просился), и.о. главы Минрегионразвития Владимира Яковлева (мало построил жилья) и т.п. Чуть раньше эти же эксперты безуспешно называли имя нового премьера. Все попали пальцем в небо. Потом говорили, что зять нынешнего премьера Анатолий Сердюков (Минобороны) точно останется. Снова мимо, подал рапорт. Вместо того чтобы гадать по поводу остальных, мы решили выявить главные проблемы в правительстве. Проблема первая - конфликты
Кабинет Михаила Фрадкова всегда был беспокойным. Министры и их подчиненные постоянно ссорились, причем сам Фрадков порой играл в эти игры, занимая сторону то одних, то других. Как это сказывалось на работе кабинета - понятно. Виктор Зубков скорее всего не забудет об этом при формировании кабинета.
Самая громкая склока произошла между экс-министром культуры Михаилом Швыдким и новым министром Александром Соколовым. Последний обвинил возглавляемое Швыдким Федеральное агентство по культуре и кинематографии во "взяточничестве на всех этажах". Швыдкой за словом в карман не полез. Склока никак не отразилась на карьере ее участников.
Второй по накалу (но не по продолжительности) конфликт произошел между Алексеем Кудриным и Германом Грефом. Тут дело не в личной неприязни. Просто глава Минфина бюджетные деньги "зажимал", а глава МЭРТа хотел потратить. Потом они долго и громко пилили Стабфонд, пока не вмешался Кремль. Потом подключился Центробанк, который перетягивал на себя контроль за инфляцией. Все тратили силы не на экономику, а на выяснение, кто главнее и дороже премьер-министру.
Самая забавная история случилась между главным санитарным врачом Геннадием Онищенко и главой ФАС Игорем Артемьевым, когда последний не дождался ответа на какое-то свое письмо. Он пригрозил Онищенко взысканием, а тот в ответ закрыл две столовые ФАС и раскритиковал бороду Артемьева за "недобритость".
Наблюдать за склоками министров населению было бы очень забавно, если бы не досадные проколы в экономике. Если бы не инфляция, которая постоянно превышает прогнозы и бьет в первую очередь по кошелькам малоимущих. Если бы не провалившаяся монетизация льгот и не разбитые дороги в стране. Прибавьте к этому бесконтрольно дорожающий бензин, путаницу с обеспечением льготными лекарствами, скандалы с ЕГЭ в школах и получите полную картину. Какой вывод? Главных склочников надо "растащить". Проблема вторая - структура
Виктору Зубкову точно придется что-то делать с результатами административной реформы. Напомним, что в 2004 году резко было сокращено число министерств и ведомств. Появились труднопроизносимые названия вроде Минобрнауки и Минздравсоцразвития. Министерство управляет, а "под ним" работают агентства и службы, которые раньше были самостоятельными. Но это не сработало. Конфликт Швыдкого и Соколова начался именно с того, что они не поделили полномочия. И Зурабову пришлось отвечать за проколы переданных ему служб.
В общем, в результате реформы правительство стало работать хуже и медленнее. Такую чрезмерно усложненную структуру скорее всего пересмотрят. Минпромэнерго может лишиться "энерго", а у Минобрнауки могут забрать "науку". Но это все в идеале. На практике у Виктора Зубкова есть еще и свои соображения, нам не известные.
Владимир Яковлев (1)
Свои золотые годы Владимир Яковлев явно провел не в Москве. Его без особой деликатности попросили освободить кресло губернатора Петербурга и выделили такую должность, на которой сложно в короткие сроки добиться ощутимых побед и уж тем более завоевать народную любовь. За время работы Яковлева в Минрегионе в регионах, может, что и поменялось в лучшую сторону, но особых заслуг Яковлева в этом нет. ЖКХ страны по-прежнему в ужасающем состоянии, идея привлечь в него частный бизнес пока буксует. Не торопятся граждане объединяться и в товарищества собственников жилья (ТСЖ). Благодаря нацпроекту количество сдаваемого жилья растет, но все же не настолько, чтобы удовлетворить массовый спрос. На днях стало известно, что Яковлев так и не подготовил стратегию массового строительства жилья до 2025 года, которую нужно запускать уже в следующем году. Виктор Христенко (2)
Главу Минпромэнерго отставка премьера застала в отпуске. Это, конечно, не очень хороший признак. Осведомленные источники поспешили сосватать его в "Транснефть" на место ушедшего готовить Олимпиаду Семена Вайнштока. Логика в этом есть, потому что одно из главных достижений Христенко на посту министра — строительство политически важного нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан.
В остальном Христенко не может похвастаться какими-то яркими прорывами. На рыночные цены на газ соседей по СНГ переводил "Газпром", реформу электроэнергетики проводило РАО "ЕЭС"... При Христенко Россия вернула себе несколько месторождений, полученных иностранцами через СРП, но сам министр и в этом мало участвовал. Зато он отбил атаку Евросоюза, который требовал от России подписать Энергетическую хартию. Президент был доволен. Михаил Зурабов (3)
В вину главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову справедливо ставят несколько тяжких грехов. Во-первых, качество медицинской помощи по-прежнему оставляет желать лучшего — в поликлиниках очереди, платных услуг все больше, а количество врачебных ошибок не сокращается. Во-вторых, именно ведомство Зурабова провалило реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников.
Но есть и очевидные успехи. В рамках нацпроекта "Здоровье", направляемые твердой рукой Медведева, Минздравсоцразвития пытается улучшить работу первичного звена — поликлиник, женских консультаций, роддомов, станций "Скорой помощи", — от которого зависит здоровье большинства населения. В регионах строятся центры высокотехнологичной медицинской помощи. Повышены пособия по уходу за детьми, женщинам, родившим второго ребенка, обещан материнский капитал. И как результат, рождаемость повышается.
Все это, однако, может быть сведено на нет личными особенностями Зурабова. Он настоящий карьерист западного образца: закрыт, высокомерен, непубличен, болезненно воспринимает критику. Герман Греф (4)
Самый яркий российский министр выделяется во всем. У него красивые галстуки, розовые рубашки и молодая жена. Он выиграл "олимпийскую гонку" и привел Сочи к победе в тесном сотрудничестве с президентом. Наконец, он вовремя сменил свою экономическую ориентацию, превратившись из либерала-рыночника в сторонника государственных инвестиций. Греф создал Инвестфонд и Венчурный фонд, он прекрасно уживался со своим бывшим подчиненным Михаилом Фрадковым и продвигал его идеи государственно-частного партнерства.
Но последнее как раз может сыграть с Грефом дурную шутку. Ведь новый премьер работал с Кудриным, с которым глава Минэкономразвития находился в перманентном конфликте. Он вообще много конфликтовал. Кроме того, говорят, что Греф неоднократно просился в отставку (в том числе и по семейным причинам). Алексей Кудрин (5)
Перед коллегами по кабинету министров у Алексея Кудрина есть одно неоспоримое преимущество. Еще недавно он был начальником нынешнего премьер-министра Виктора Зубкова, и шеф с подчиненным, говорят, жили душа в душу. Уже за одно это за министром финансов можно оставить его кресло. Но его достижения на этом не заканчиваются. Он досрочно погасил внешний долг, сэкономив России изрядную сумму, и добился повышения кредитных рейтингов нашей страны. Создал Стабфонд и накопил в нем денег достаточно для того, чтобы мы безбедно жили несколько лет, если цены на нефть упадут. Сверстал трехлетний ненефтяной бюджет.
Одна беда - работа у Кудрина очень уж конфликтная. Все эти годы министр финансов стоял на страже Стабфонда, отбивая все попытки его потратить. И своей "прижимистостью" заслужил недобрую славу "Кащея, чахнущего над златом".
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС Кого из министров, кроме М. Зурабова, вы бы точно не взяли в новое правительство?
- ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, бывш. Премьер министр РФ, бывший руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу (финансовая разведка) при Минфине РФ