Кто стоит у руля в корпорации «Узбекистан». В декабре в Узбекистане должны состояться президентские выборы. В том, что эти выборы будут для президента Ислама Каримова лишь формальностью, можно не сомневаться. Каримов единолично управляет Узбекистаном почти два десятилетия.
"
В декабре в Узбекистане должны состояться президентские выборы. В том, что эти выборы будут для президента Ислама Каримова лишь формальностью, можно не сомневаться. Каримов единолично управляет Узбекистаном почти два десятилетия.
Политику можно сравнить с бизнесом. А политиков регионального и мирового масштаба – с типичными бизнесменами, заинтересованными в сколачивании капитала. В этом смысле крупные и мелкие государства можно рассматривать как большие и малые фирмы-корпорации, руководители которых все время заняты добыванием прибыли и борьбой с конкурентами. Слияния, поглощения, обвалы и другие катаклизмы происходят в политике то и дело. Слабые государства-корпорации всегда ищут поддержки более сильных, а сильные постоянно хотят расширить сферу своего влияния и подмять под себя как можно больше слабых. Кто-то теряет – кто-то находит. Лидеры государств – это главы корпораций. Наибольшие прибыли получит тот глава государства – топ-менеджер, кто сумеет эффективнее всех подобрать себе команду, а также тот руководитель, кто разработает самый дальновидный политический бизнес-план.
В Центральной Азии – пять республик-корпораций. Во главе каждой из них стоит авторитарный руководитель – своего рода председатель Совета директоров. Как принято в деловом мире, он разрабатывает стратегию компании, и ему подчиняются члены исполнительного органа – правления. Давайте убедимся в правоте этой схемы на примере республики-корпорации «Узбекистан».
Председатель Совета директоров Ислам Каримов
Ислам Каримов является президентом (то бишь своего рода председателем Совета директоров) республики-корпорации «Узбекистан». Он бессменно и единолично руководит ею аж с 1989 г. На просторах Содружества в жесткости управления многочисленными подчиненными Каримов уступает лишь руководителям Туркмении. Лидеры других республик СНГ – более мягкие управленцы.
Что мы о нем знаем: Ислам Абдуганиевич Каримов родился в 1938 г. В советские времена, как и полагалось, вошел во власть по партийной линии. Возможно, жесткость и авторитаризм Каримова берут начало в его нелегком детстве (известно, что значительную его часть, начиная с трех лет, он провел в детдоме). С 1960 г. по 1966 г. работал на ряде промышленных предприятий Узбекистана, затем перешел в Госплан республики. Именно оттуда началось его восхождение к вершинам власти. После получения экономической специальности будущий президент в 1983 г. стал министром финансов, а через три года – заместителем председателя Совета министров и главой Госплана республики. Далее следовало его назначение первым секретарем Центрального комитета Компартии УзССР в 1989 г. И вот – свершилось: в марте 1990 г. на сессии Верховного Совета Каримов избирается президентом республики. До 1991 г. Ислам Каримов оставался своего рода топ-менеджером пока еще советского филиала мегакорпорации под названием «СССР». В августе 1991 г. Каримов провозгласил государственную независимость Узбекистана и превратился в единоличного руководителя республики.
Академик Академии наук Узбекистана и Российской академии авиации и воздухоплавания.
Слишком долго топ-менеджер Ислам шел к власти, чтобы с кем-то ее делить. Корпорация «Узбекистан» окончательно отделилась от обанкротившейся мегакорпорации «СССР» и пустилась в самостоятельное плавание. Фактически с 1991 г. Ислам Каримов стал распорядителем всех сфер хозяйства Узбекистана и главным разработчиком внутренней и внешней политики своей страны.
Узбекистан – республика достаточно сложноуправляемая. Различные кланы постоянно ведут борьбу за влияние. После того как вся власть в стране перешла в руки Каримова, его целью по сегодняшний день является не упустить ее из рук. В марте 1995 г. в Узбекистане был проведен референдум, продливший срок президентских полномочий Каримова до 2000 г. В январе 2000 г. он был вновь избран на пост главы государства. В январе 2002 г. в Узбекистане состоялся еще один референдум, увеличивший срок его полномочий с пяти до семи лет и теоретически позволивший Каримову избираться на высший государственный пост и в дальнейшем.
Как и полагается во всех корпорациях, председатель Совета директоров обладает неограниченной властью в вопросах выработки политической стратегии. Ислам Каримов имеет практически ничем не контролируемое влияние на политические процессы в стране. Любопытный факт: среди населения республики он не особенно популярен и далеко не харизматичен. Этому способствует и то, что почти за двадцать лет своего правления он так и не сумел улучшить экономическое положение граждан. Его власть держится главным образом на беспрекословном подчинении силовых структур республики и также на свойственной народам Востока тяге к подчинению авторитарным правителям. Но иногда и ему приходится сталкиваться с испытаниями на прочность. В 1999, 2000, 2004 и 2005 гг. исламские экстремисты не раз устраивали теракты в Ташкенте и в других городах страны с целью дестабилизировать положение. Узбекская оппозиция пробралась даже в соседнюю Киргизию и вела оттуда вооруженную борьбу с ненавистным ей Исламом. В мае 2005 г. весь мир наблюдал за короткой и жесткой расправой Каримова с горсткой оппозиционеров в городе Андижане. Одним словом, председатель Совета директоров корпорации «Узбекистан» Ислам Каримов держит подчиненных в ежовых рукавицах и не позволяет им заигрывать с вопросами управления своим детищем-компанией. По крайней мере он так считает….
Удерживать на плаву экономику своей корпорации Каримову помогает широко внедренный в стране принцип народного коллективизма (это когда массы населения при случае мобилизуются то на уборку урожая хлопка, то на выполнение других видов хозяйственных работ).
Ислам Каримов сдружился с российской корпорацией «Газпром», которая активизировала в республике деятельность по разработке узбекских нефтяных и газовых месторождений. Несколько раз Каримов пытался заигрывать с корпорацией «США». Однако особенных прибылей это ему не принесло. Экономические эксперты единодушно признают, что корпорация «Узбекистан» получает наибольшие экономические и политические дивиденды, когда сотрудничает с соседней корпорацией – «Россией». Было замечено, что в 1990-х гг. Каримов дистанцировался от совместных российско-узбекских проектов, и в республике резко снизились объемы торговли и производства. Вскоре Москва и Ташкент подписали российско-узбекистанский договор о союзнических отношениях. Каримов пошел на создание российско-узбекского консорциума по разработке узбекистанских газовых месторождений. А после расстрела мятежа в Андижане он и вовсе пообещал продать российским бизнесменам многие неприватизированные предприятия республики.
Российский нефтяной гигант «ЛУКОЙЛ» вкладывает немалые деньги в экономику Узбекистана, осваивая ее нефтегазовый сектор. Каримовская корпорация «Узбекистан» является одним из крупнейших в мире производителей хлопка. Государство – главный экономический игрок на внутреннем рынке.
Непростая дочь своего отца – главный советник Гульнара Каримова
Узбекистан – корпорация семейная. По большому счету, ею правят только два лица – сам президент Ислам Каримов и его дочь Гульнара Каримова. Хотя она и не занимает высших государственных постов, Гульнара Каримова, тем не менее контролирует солидную часть крупного бизнеса в республике. Поэтому с полным правом мы можем назвать ее теневым председателем правления корпорации отца.
Что мы о ней знаем: старшая дочь Ислама Каримова – Гульнара Каримова – родилась в 1972 г. Обучалась в одном из самых престижных в США университетов – Гарвардском. В период с 1992 по 2001 г. была замужем за гражданином США афганского происхождения Мансуром Максуди. Максуди был бизнесменом и являлся представителем компании Соса-Cola в Узбекистане. Их развод сопровождался громким судебным процессом в США, в результате которого американский суд постановил отдать двух детей, рожденных от этого брака, отцу. С 15 июля 1997 г. некоторое время занимала должность советника по политическим вопросам министра иностранных дел Узбекистана. Находилась на дипломатической работе в США и в России. В сентябре 2003 г. была назначена на должность советника-посланника посольства Узбекистана в Москве. Кандидат политических наук.
Гульнара Каримова является одной из самых богатых деловых женщин Узбекистана. Она владеет крупными пакетами акций ведущей телекоммуникационной компании страны, цементного завода и ряда торговых и риелторских компаний. Как утверждают наблюдатели, под контролем Гульнары Каримовой находится сейчас почти вся нефтегазовая отрасль Узбекистана. Де-факто она является «человеком номер два» в узбекской экономической и политической вертикали власти. Считается, что дочь президента создала в республике свою собственную политическую и финансовую империю, которая лишь формально подчиняется председателю Совета директоров Исламу Каримову. Многие даже прочат ее в преемницы нынешнего президента-отца.
Не так давно британская газета «Файненшл таймс» опубликовала материал о бизнес-империи дочери президента Узбекистана. В статье сообщалось, что через фирму Revi UK в Великобритании прокручиваются огромные деньги. После того как аудиторы потребовали от компании предоставить свою отчетность, она просто-напросто сменила свое название на Status Design Ltd. и продолжила свою деятельность. Вероятно, до очередных претензий аудиторов.
Контролируемая Гульнарой Каримовой компания «Зеромакс» все более активно действует на узбекском рынке. В последнее время она стала побеждать в тендерах на реализацию крупных энергетических проектов. Государственная сырьевая корпорация «Узекнефтегаз» все чаще и чаще привлекает гульнаровскую «Зеромакс» к лакомому пирогу. Сфера ее деятельности расширилась от поставок оборудования и строительства до разработки нефтегазовых месторождений и торговли нефтепродуктами.
В 2002 г. Гульнара Каримова приобрела контрольный пакет акций крупнейшей узбекской компании сотовой связи Uzdunrobita. Не так давно она приобрела еще и крупнейшую цементную компанию Узбекистана «Кувасайцемент».
По некоторым оценкам, на счетах Гульнары Каримовой в заграничных банках находится несколько десятков миллионов долларов. Кроме того, в ее собственности находятся многие объекты развлекательной и торговой инфраструктуры.
Гульнара Каримова считается одним из самых вероятных претендентов на пост главы государства. Иначе говоря, дочь–глава правления может стать председателем Совета директоров республики-корпорации отца.
Амбициозный силовик-бизнесмен генерал Рустам Иноятов
Как и в случае с Туркменией, в Узбекистане силовики играют огромную роль в управлении страной-корпорацией. Армейские генералы и руководители спецслужб являются главной опорой президента Ислама Каримова. Третью по важности и влиянию в республике позицию занимает всесильный глава вездесущей Службы национальной безопасности (СНБ) генерал Рустам Иноятов.
Что мы о нем знаем: Рустам Иноятов родился в 1944 г. в Узбекской ССР. В 1968 г. окончил факультет востоковедения Ташкентского государственного университета. Специализация – иранистика. Владеет персидским и английским языками. После окончания университета и службы в армии поступил на работу в КГБ СССР. Работал на различных должностях в узбекском филиале этой организации. Затем перевелся на работу во внешнюю разведку. В 1976–1981 гг. работал под дипломатическим прикрытием за рубежом (Афганистан). С июня 1995 г. по настоящее время – председатель СНБ Республики Узбекистан. Генерал-полковник. Помимо всего прочего, является президентом Федерации тенниса Узбекистана.
За более чем десять лет нахождения во власти генерал Иноятов буквально подмял под себя большинство министерств и ведомств республики. До недавнего времени СНБ серьезно конкурировала с МВД Узбекистана. Однако в июле 2005 г. шеф СНБ в упорной борьбе одолел главу МВД Закира Алматова. Теперь амбициозный глава СНБ Иноятов стал фактическим «монополистом от госбезопасности».
Под контролем его спецслужбы находится почти вся узбекская номенклатура, и ни одно важное государственное решение не принимается без его одобрения. В каждом ведомстве и на каждом предприятии СНБ и подведомственные ей службы контролируют буквально все: умонастроение сотрудников, оборот средств и т.д. Целая сеть своих людей была внедрена генералом Иноятовым повсюду. Сотрудники «конторы» работают в различных узбекских фирмах, банках, в органах местного самоуправления. Надзор за экономической безопасностью – одна из основных обязанностей генерала от СНБ.
По сложившейся многовековой доброй политической традиции, заняв прочные позиции во власти, генерал Рустам Иноятов проник и в большой бизнес. Его спецслужба крышует почти все сделки, заключаемые узбекскими предприятиями и фирмами. Под его полным контролем находится вся хлопковая отрасль Узбекистана. Родственники и доверенные люди Иноятова расставлены по всем основным доходным местам в стране. (К примеру, по некоторым сведениям, спецслужбы Узбекистана монополизировали крышевание поставок горюче-смазочных материалов в Афганистан.) По Узбекистану уже давно циркулируют слухи о том, что почти все крупные финансовые операции проводятся через фирмы, возглавляемые женой Иноятова и ее ближайшими родственниками.
Возглавляемая генералом Иноятовым структура имеет даже свою собственную армию (спецвойска), которая в том числе контролирует границы республики.
Именно мнение Иноятова пока что имеет решающее значение для президента Каримова. Важно и то, что именно Иноятов определяет, какая информация должна достичь ушей президента Каримова, а какую можно и попридержать до поры до времени.
Прилежный топ-менеджер – премьер-министр Шавкат Мирзияев
С декабря 2003 г. у руля республики-корпорации «Узбекистан» находится премьер-министр Шавкат Мирзияев. Многие наблюдатели причисляют его к кругу любимцев Ислама Каримова. Совсем смелые даже смеют утверждать, что именно он является наиболее вероятным кандидатом в преемники на высший государственный пост страны. Действительно, по центральноазиатским меркам он находится во власти достаточно долго, почти четыре года, и до сих пор держится на плаву.
Что мы о нем знаем: Шавкат Мирзияев родился в 1957 г. Окончил Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства. Работал секретарем комсомольской организации, затем был парторгом в этом же институте. Был назначен проректором. После этого стал хокимом (главой администрации) Джизакской области. С 2001 г. по 2003 г. был хокимом в Самаркандской области. Депутат Олий межлиса (парламента) второго созыва в 1999–2004 гг. от Джизакской области. 11 февраля 2003 г. президент Каримов предложил парламенту кандидатуру Мирзияева в качестве премьер-министра республики. Депутаты поддержали каримовского ставленника. 28 января 2005 г. переутвержден в своей должности Олий межлисом нового созыва. С февраля 2005 г., сохранив за собой полномочия премьера, стал курировать еще и агропромышленный комплекс республики. Кандидат технических наук.
Что бы там ни говорили про личные качества премьера-топ-менеджера Мирзияева, все отмечают его организаторские способности и силу политической воли. Иначе как еще можно объяснить его целеустремленное восхождение к одному из высших постов государственной власти в республике.
Очень может быть, что Ислам Каримов, как главный управленец в Узбекистане, рассматривает кандидатуру премьера Мирзияева в качестве своего последователя и даже гаранта своей неприкосновенности после ухода в отставку. По крайней мере об этом говорят факты: длительный по центральноазиатским меркам срок пребывания в рядах высшего руководства республики, личное доверие президента Каримова. Но никто не может гарантировать, что в одночасье предпочтения Каримова не изменятся и он не выберет своим доверенным лицом кого-нибудь другого из огромной массы представителей узбекской номенклатуры. Гроза может грянуть даже в ясную погоду.
Дисциплинированный управленец – министр обороны Руслан Мирзаев
После трагических событий в Андижане Ислам Каримов подвергся критике со стороны западного сообщества. После этого началось форсированное сближение двух «корпораций» – Узбекистана и России. Примерно тогда же президент Каримов стал производить замены в своей команде. Смысл кадровых перестановок заключался в избавлении от прозападно настроенных чиновников-управленцев и назначении на их посты проузбекски и пророссийски ориентированных исполнителей. Одним из таких исполнителей и стал министр обороны Узбекистана Руслан Мирзаев.
Что мы о нем знаем: Руслан Мирзаев – уроженец Синцзян-Уйгурского автономного района Китая. Является выходцем из спецслужб. Полковник. Из скупых официальных биографических данных известно только, что Мирзаев в течение довольно долгого времени трудился в органах КГБ СССР в Казахстане и в Таджикистане. Занимал должность секретаря Совета национальной безопасности Узбекистана. Пост министра обороны занял в ноябре 2005 г. Вместе с рядом других узбекских чиновников находится в списке невъездных в Европу официальных лиц Узбекистана. (Власти Евросоюза обвиняют высшее узбекское руководство в коррупции и нарушении прав человека.)
Вполне может быть, что Ислам Каримов присматривается к своему министру обороны Мирзаеву. Вероятно, что последний постепенно набирает необходимый кредит доверия президента и становится полноправным членом «команды Ислама». По крайней мере Мирзаев уже продержался на посту министра обороны почти два года. Если вольется в команду – продержится еще больше. Если нет – будет заменен на другого. Время покажет.
***
В условиях Центральной Азии никогда нельзя быть уверенным наперед и строить долгосрочные и однозначные прогнозы. Любые смелые предположения насчет того, кто придет к власти в республиках и как долго продержится существующий статус-кво, очень часто не выдерживают испытания временем.
В руководстве республики-корпорации «Узбекистан» нет единства и согласия. Своего рода председатель Совета директоров – бессменный президент Ислам Каримов – в последние годы находится в поиске своего преемника. И в этом вопросе он предъявляет настолько жесткие требования к кандидатам, что они рано или поздно не выдерживают испытаний, автоматически теряют доверие Каримова и сходят с дистанции «в связи с переходом на другую работу». Никто не может ручаться, что в одночасье ветер не подует в другую сторону, и кто был всем – тот вмиг станет ничем. Даже несмотря на дружественные или родственные связи с семьей самого Ислама Каримова.
В этом и состоит своего рода обреченность нынешнего президента-управленца Каримова: ему не попадаются идеальные во всех отношениях «политические топ-менеджеры». Вот и получается, что, кроме своей дочери Гульнары, которая по совместительству является чем-то вроде председателя правления корпорации «Узбекистан», управление своей республикой он пока что никому доверить не может. Но даже кандидатура Гульнары Каримовой в качестве преемницы не является окончательной. И нам следует быть готовыми к любому, в том числе и к самому неожиданному, выбору президента Каримова. А зная центральноазиатские реалии, нельзя исключать и какого-нибудь военного или исламистского (не дай Бог!) переворота.
Большой бизнес, равно как и большая политика, одинаково непредсказуемы для непосвященных.