Самые экологически и финансово
неблагоприятные города по версии
журнала "Финанс"
"Одинцово, Красногорск и Люберцы – оказались городами, наиболее благоприятными и удобными для тех, кто часто бывает в столице и вообще привык к городской суете, ритму жизни мегаполиса, но еще не отвык от пробок и московских цен. Лидеры. Одинцово занимает первую строчку, хотя является городом сравнительно дорогим и расположенным не на минимальном расстоянии от Москвы. Однако там хорошо развита инфраструктура – не наблюдается нехватки мест в образовательных учреждениях и больницах. Кроме того, широк выбор учебных заведений и медицинских центров, альтернативных государственным, – поблизости расположены несколько частных школ (в том числе гимназия «Жуковка», Первая московская гимназия), детских садов и клиник. При всей развитости города экологическая обстановка в нем благоприятная: много лесов, а уровень выброса вредных веществ в атмосферу и почву низок. В Одинцово ведут Минское и Можайское шоссе – эти трассы хоть и не являются самыми разгруженными (бывают очень серьезные пробки на въезде в столицу), однако не идут ни в какое сравнение с Ленинградским, Дмитровским и Ярославским шоссе, которые уже давно снискали себе славу самых непроходимых дорог России.
Вторая строчка занята Красногорском, к которому из столицы можно проехать по престижному Новорижскому и Волоколамскому шоссе – недалеко, всего три километра. Пробок здесь тоже сравнительно немного, однако в часы-пик затруднен съезд с МКАД – как, впрочем, и везде: можно простоять и полчаса, и час. В тройку лидеров Красногорск вошел благодаря развитой социальной инфраструктуре: рядом – Новорижское шоссе с обилием престижных частных школ и колледжей. Впрочем, пока острой нехватки мест нет и в муниципальных образовательных учреждениях.
Как и одинцовцы, жители Красногорска могут проводить выходные в родном городе – здесь есть кинотеатр (не каждый подмосковный город может им похвастаться), несколько сетевых ресторанов, фитнес-клубов. В столицу можно ездить только на работу. Или за новым гардеробом. Общая проблема населенных пунктов Московской области – отсутствие хороших магазинов и торговых центров. За одеждой, чаще всего, приходится ездить в Москву. Зато жителям области не грозит шопоголизм – тяжелый и разорительный недуг.
В Люберцах тоже нет проблем с детскими садами, школами и поликлиниками, однако экологическая обстановка уже на порядок хуже – близко к столице. В этом, правда, есть и свой плюс – для тех, кто не питает пристрастия к чистому воздуху, – не исключено, что лет через пять город станет районом Москвы. Тогда цены на недвижимость там поднимутся, экология и транспортное сообщение с центром ухудшатся, но все равно этот район будет куда более престижным, чем сейчас. Сегодня же Люберцы – территория активной застройки, куда можно без проблем добраться на электричке или маршрутном такси (правда, придется стоять в пробках).
Расположенные неподалеку города проигрывают лидерам сразу по нескольким пунктам. Например, привлекательность Химок сильно снижает очень плохая экология и забитость Ленинградского шоссе, ведущего к городу. Долгопрудный расположен в непосредственной близости к Москве, – может, поэтому иногда кажется, что туда проще дойти пешком. Однако автомобильная пробка у железнодорожного переезда в Долгопрудном может превратить путь в Москву в нешуточное мероприятие, рассчитанное часа на три.
Из-за активной застройки во многих подмосковных городах и крупных населенных пунктах не хватает мест в детских садах и школах. Например, в Звенигороде всего пять дошкольных учреждений полного дня – записывать в них ребенка нужно еще на этапе планирования беременности и, чаще всего, не безвозмездно. Многие родители и не против заплатить – было бы за что. Между тем в некоторых садах так много детей в группах, что и простых игрушек на всех не хватает. Та же картина в Жуковском – в 2006 году там было всего 468 мест в детских садах на 1 тыс. детей.
Возможно, кто-то возразит, что московская картина не многим лучше – есть и очереди в дошкольные учреждения, и переполненные группы, и большой набор в школьные классы. Однако не стоит забывать о тех семьях, которые готовы платить за воспитание и обучение своего ребенка в частном порядке – столица предоставляет массу возможностей для этого: велик выбор коммерческих садов и школ. В области с этим хуже. Помимо Одинцова, Красногорска и Люберец, неплохо обстоят дела с коммерческими образовательными учреждениями в Химках, Подольске, Железнодорожном, Истре, Мытищах и их окрестностях. Аутсайдеры. Поскольку одним из основных критериев для определения места города в рейтинге являлось время, затрачиваемое на дорогу от него до Москвы, ближе к концу списка располагаются отдаленные населенные пункты. Однако последнее место занимает Троицк, находящийся всего в 37 километрах от Москвы: досадный проигрыш. Виной ему, в первую очередь, – отсутствие железнодорожного сообщения со столицей: из-за этого существенно увеличивается время в пути. Калужское шоссе пока является одним из самых свободных – по-настоящему серьезные пробки на пути в Троицк случаются только из-за аварий. С другой стороны, трасса всегда настолько же скоростная, насколько свободная, а значит на Калужке серьезные аварии не редкость. Еще один серьезный недостаток – бедная социальная инфраструктура. Зато есть где развлечься: поблизости «Мега – Теплый стан» – там каток, кинотеатр, кафе и рестораны, магазины.
Истра, Наро-Фоминск и Красноармейск занимают последние строчки вполне заслуженно – слишком уж они далеко от Москвы. В целом же для проживания та же Истра совсем не плоха: город быстро развивается, экологическая обстановка благоприятная, есть живописные природные места. Если не нужно каждый день ездить в столицу на работу, жизнь на таком отдалении от мегаполиса может быть вполне приятной и комфортной.
Дмитров и Клин, находящиеся почти в 60 километрах от Москвы и расположенные на загруженных трассах, оказались ближе к середине списка благодаря развитой городской и социальной инфраструктуре и хорошей экологии.
Рейтинг городов Подмосковья
Место
Город
Балл
Средняя цена, тыс. $/кв. м
Удаленность от МКАД, км
1
Одинцово
50
3,00
5
2
Красногорск
47
3,14
3
3
Люберцы
46
3,22
3
4
Химки
45
3,35
1
5
Мытищи
44
3,37
2
6
Королев
42
3,01
6
7
Реутов
41
3,17
1
8
Долгопрудный
41
3,21
4
9
Видное
40
3,00
2
10
Подольск
40
2,60
15
11
Щербинка
39
2,57
8
12
Балашиха
38
3,00
5
13
Лыткарино
37
2,44
8
14
Дзержинский
36
3,06
2
15
Котельники
36
3,00
2
16
Ивантеевка
36
2,45
17
17
Лобня
35
2,55
12
18
Климовск
35
1,63
21
19
Железнодорожный
34
2,67
10
20
Пушкино
33
2,00
30
21
Юбилейный
32
2,70
7
22
Ногинск
32
1,66
30
23
Домодедово
31
2,56
17
24
Щелково
30
2,00
25
25
Раменское
30
2,01
28
26
Нахабино
29
2,56
15
27
Апрелевка
27
1,91
25
28
Дмитров
27
1,63
57
29
Фрязино
26
2,01
25
30
Голицыно
26
1,96
40
31
Солнечногорск
25
1,85
40
32
Клин
25
1,45
58
33
Жуковский
24
2,04
25
34
Звенигород
24
1,69
45
35
Электроугли
23
1,83
25
36
Сходня
22
1,72
33
37
Истра
22
2,08
58
38
Наро-Фоминск
22
1,70
60
39
Красноармейск
21
1,59
50
40
Троицк
20
2,03
37
Самые экологически неблагоприятные города
Место
Город
Удаленность от МКАД, км
Цена, тыс. $/кв. м
1
Химки
1
3,35
2
Люберцы
3
3,22
3
Лыткарино
8
2,44
4
Сходня
33
1,72
Самые экологически чистые города
Место
Город
Удаленность от МКАД, км
Цена, тыс. $/.кв. м
1
Одинцово
5
3,00
2
Королев
6
3,01
3
Домодедово
17
2,56
4
Климовск
21
1,63
5
Голицыно
40
1,96
Самые высокие цены на жилье
Место
Город
Удаленность от МКАД, км
Цена, тыс. $/кв. м
1
Мытищи
2
3,37
2
Химки
1
3,35
3
Люберцы
3
3,22
4
Долгопрудный
4
3,21
5
Реутов
1
3,17
Самые низкие цены на жилье
Место
Город
Удаленность от МКАД, км
Цена, тыс. $/кв. м
1
Клин
58
1,45
2
Красноармейск
50
1,59
3
Климовск
21
1,63
4
Дмитров
57
1,63
5
Ногинск
30
1,66
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА
Цель рейтинга – определить, в каком из подмосковных городов лучше всего покупать квартиру для проживания.
Учитывались такие факторы, как средняя стоимость квадратного метра по городу, удаленность от МКАД, а также время в пути от кольцевой дороги до населенного пункта в час пик на автомобиле. Кроме того, мы выяснили, сколько времени потребуется, чтобы добраться до места назначения тем, у кого нет автомобиля – это тоже сыграло роль в формировании списка. Начислялись баллы за степень обеспеченности городов объектами социальной (больницы, детские сады, школы, поликлиники) и городской (наличие развлекательных, спортивных и торговых центров) инфраструктуры, за экологическую обстановку в районе. Так как нашей целью был выбор населенного пункта для постоянного проживания, к участию в рейтинге были отобраны лишь города, находящиеся не дальше 60 км от МКАД. Поскольку жители области (а тем более москвичи, присматривающие себе жилье в Подмосковье) часто работают в столице, мы начисляли наибольшее количество баллов тем населенным пунктам, до которых можно быстро доехать. Средняя цена квадратного метра вычислялась с учетом стоимости квартир в новостройках (в том числе на этапе строительства) и продажной стоимости жилья на вторичном рынке в период с 03.01.2007 по 01.06.2007. Определяя экологическую обстановку в городе, мы учитывали наличие в районе вредных производств, объем выброса опасных веществ в почву, количество зеленых насаждений. Использовались данные, представленные на сайтах городов, мнения жителей и потенциальных покупателей, базы данных девелоперов и риэлторов, ГИБДД, правоохранительных органов, личная экспертная оценка «Ф.».
В случае, если несколько городов набирали одинаковое количество баллов, они сортировались по второму параметру – удаленности от МКАД. При совпадении и этого критерия, расставлялись в алфавитном порядке.