Заманив СССР в Афганистан, ЦРУ подготовило западню для самих Соединённых Штатов
"Американское разведывательное сообщество расходует 40 млрд долларов в год (больше чем все остальные разведки мира вместе взятые), претендуя на всезнание современного мира. Рыцари плаща и кинжала тщательно берегут профессиональные тайны - проходят поколения, прежде чем мир узнает о внутренних противоречиях, раздорах и несогласиях в их рядах. Тем не менее напряжение, создаваемое самой хрупкой материей - человеческой психикой, способно-таки преодолеть профессиональную лояльность. Тогда-то в оборонительном щите образуется просвет - и мы получаем редкую возможность представить себе ход мыслительного процесса американского разведсообщества. Последний подобный разлом случился в июле 2007 года, когда на прилавки книжных магазинов легла книга экс-главы ЦРУ Джорджа Тенета.
Первая жертва
Вплоть до июня 2004 года узкий круг американского руководства, сложившийся вокруг президента Джорджа Буша-мл., являл собой монолит. А потом в нем стали появляться заметные трещины. Первым за пределами этого круга оказался директор ЦРУ Джордж Тенет - он ушел в отставку в тот самый день, когда исполнилось 7 лет его пребыванию на посту. Тенет покинул должность в 44 года, будучи самым молодым руководителем американской разведки. На прощальной церемонии в Лэнгли ни у кого из выступавших, видимо, не возникло желания коснуться подлинных причин ухода Тенета, да еще менее чем за полгода до президентских выборов. А причин таковых было две. Первая: на финальном этапе президентской гонки Дж. Бушу срочно нужен был предвыборный "козел отпущения", на которого перед разочарованным электоратом можно было бы списать вторжение в Ирак. Причина номер два: по сути, это он, Тенет, вытащил на свет божий фигуру Ахмеда Чалаби в качестве лидера "свободного Ирака". Америка дорого расплатилась за столь скороспелый выбор. Ведь это авантюрист Чалаби предупредил иранскую разведку о том, что американцы считывают ее тайный шифр. (Кстати, иранский агент в Ираке не поверил Чалаби и послал очередное донесение в Тегеран прежним шифром, в результате чего офис упомянутого в депеше человека был немедленно обыскан американцами, а сам он испытал на себе, насколько незавидна судьба профессионального предателя.)
Итак, Тенет - первая жертва в кругу бушевского Камелота. Потом будут Либби, Рамсфелд, Вулфовиц, Кард... Но в разведке чина выше Тенета не было.
По большому счету провала Тенета с Чалаби можно было ожидать. До сих пор неясно, каким образом американская разведка не смогла (или не захотела?) обратить внимание на то обстоятельство, что Чалаби уже трижды отбывал заключение. Впрочем, историю с провалом Чалаби затмило еще более занимательное зрелище - то, как администрация США на виду у всего мира принялась отстаивать абсурд, сфабрикованный собственными спецслужбами, и выдавать его за объективную реальность.
Теперь американцы признают, что их разведка "тесно вписалась" в ряды международных инспекторов, работавших в Ираке, и неустанно "направляла" их в единственно верное русло. Ведь именно Тенет и его окружение "подсказали" инспекторам про якобы "неучтенные" 3200 тонн химического оружия и 6 тысяч снарядов. Апогеем всего этого безумия можно считать беседу президента Буша с Джорджем Тенетом и его замом Джоном Маклафлином ранним утром 21 декабря 2002 г. в Овальном кабинете Белого дома. Здесь же присутствовали вице-президент Ричард Чейни, советник по нацбезопасности (на тот момент) Кондолиза Райс и ее заместитель Энди Кард. Автоматический проектор показывал "занимательные" картинки. Всеобщее внимание привлекли снимки из космоса, на которых была изображена стартовая площадка ракет с необычно большими боеголовками. Их радиус действия, разъясняли разведчики, явно превышает допустимые (барьер, оговоренный ООН) 150 километров. На другом снимке из космоса, по интерпретации главы ЦРУ, был зафиксирован завод по производству химического оружия.
Руководители американского государства, как завороженные, слушали запись разговора двух иракских республиканских гвардейцев. Там была такая фраза: "Передвинуть нервно-паралитические вещества..." Если у Ирака нет нервно-паралитических газов, пришли к выводу благодарные слушатели, то что в таком случае обсуждают эти офицеры?.. В другом радиоперехвате группа специалистов-атомщиков обсуждала необходимость что-то там спрятать на "заводах Аль-Кинди". А что на этих заводах еще можно прятать, как не ядерное оружие, сообразили в ЦРУ.
Прослушав записи, президент Буш повернулся к Тенету: "Это самое убедительное из всего, чем вы располагаете?" Тенет встал с кожаного дивана и виновато простер руки в стороны. Буш не хотел завершать заседание на столь грустной ноте и прямо обратился к директору ЦРУ: "Джордж, насколько вы уверены?" Тенет, не моргнув глазом, в привычных боссу терминах ответил: "Не беспокойтесь, это удар в баскетбольную корзину сверху вниз - наверняка!" Президент Буш приказал зафиксировать "баскетбольный удар" - 40-страничный отчет был составлен Тенетом к 22 января 2003 г.
Вообще-то, что касается Тенета, Буш поверил ему гораздо раньше. Еще 26 августа 2002 года на основе данных ЦРУ президент заявил: "Нет сомнений в том, что Саддам Хусейн ныне обладает средствами массового поражения". Месяцем позже: "Иракский режим обладает биологическим и химическим оружием". К январю 2003-го никаких других мнений о происходящем в Ираке Буш уже не слушал. Тенет праздновал триумф.
Позже, размышляя над сутью того, что он до сих пор никак не осмелится назвать своим промахом, Джордж Буш все же заметит в несколько извиняющемся тоне: "Суждения Тенета не могли быть легко отвергнуты". А сейчас, на излете своего президентства, Буш, наверное, много бы отдал за то, чтобы стереть из памяти соотечественников столь безапелляционные суждения. Из-за баскетбольного стиля Тенета погибли столько людей...
Капкан для двоих
У людей с обостренным чувством справедливости не было иного отношения, кроме критического, к решению советского руководства ввести войска в Афганистан в декабре 1979 года. Подняв пожелтевшие газеты на разных языках, увидишь строки, пышущие гневом. Причем посреди океана возмущения особенно пронзительно звучала американская струна - тамошние идеологи и теоретики словно ощутили смысл жизни. Тогда-то и увидел свой первый "Стингер" Усама бен Ладен. Заработали фабрики подготовки моджахедов в Северном Пакистане. Горный пуштун впервые встретился с XX веком в его наиболее смертоносном выражении... Параллельно американская разведка продвигалась вперед, на север, к бунтующим против просоветского Кабула племенам узбеков и таджиков. Эфир был полон проклятий в адрес "шурави" - советских войск, призванных на помощь "марксистским" правительством страны, в которой не было железных дорог, авиации, автомобилей, водопровода...
Далее случилась "победа". Уход советских войск в феврале 1989 года вызвал невиданное ликование всех, для кого СССР был либо проклятием, либо серьезным геополитическим соперником. Вторжение отбито, агрессор наказан. Понадобилось еще десять лет, прежде чем развязались языки у тех, для кого вторжение советских войск в Афганистан было вовсе не делом рук постаревшего советского Политбюро. Тогда чем же?
В интервью французскому еженедельнику "Нувель обсерватер", напечатанном в 1998 году, советник президента Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский прояснил картину. Оказывается, тайное вовлечение американских спецслужб в дела Афганистана началось за много месяцев до советского вторжения. "Задолго до жестокого декабря (1979-го)" именно Бжезинский написал президенту Картеру: поводом и одновременно причиной оказания тайной помощи афганцам "будет совращение русских на военное вторжение в Афганистан". Далее подчеркивалось: "Мы не толкнем русских на интервенцию, но мы сознательно увеличим возможность того, что русские испытают искушение". Спустя много лет Бжезинский с гордостью признает: "Эта секретная операция была превосходной идеей", потому что "мы заволокли русских в афганскую западню и создали для СССР обстановку его собственного Вьетнама".
И что же мы видим теперь? Именно авантюризм национальных разведслужб и ближайших советников президентов США породил исламский джихад, который сегодня испытывают на себе сами американцы. Это для них Ирак и Афганистан оборачиваются "вторым Вьетнамом", выход из которого, в отличие от начала 70-х годов прошлого века, найти куда труднее. Это за их легкомысленные авантюры рано или поздно приходится расплачиваться тысячами человеческих жизней. 11 сентября 2001-го по Америке зазвонил колокол. И, похоже, звонит до сих пор.
КСТАТИ
Выговор по партийной линии
Дмитрий Климов
ЦРУ США, отмечающему в этом году свое 60-летие, видимо, придется смириться с тем, что юбилей получается более чем скромным. Причина кроется в обнародовании 19 страниц из содержащего тома доклада внутренней службы надзора. Доклад был подготовлен еще в 2005 году, но частично рассекречен по требованию Конгресса. Доклад однозначно призывает вынести "выговор с занесением в личное дело" экс-директору ЦРУ Джорджу Тенету. Главный упрек относится к тому, что ЦРУ "проморгало" 11 сентября и так и не смогло установить местонахождение Усамы бен Ладена. Кроме того, ЦРУ не выработало стратегии борьбы с "Аль-Каидой". Хотя подчиненные генерального инспектора ЦРУ, готовившие документ, признают, что реальной возможности предотвратить теракты практически не было.
Сам Джордж Тенет отвергает все упреки в свой адрес и называет выводы доклада глубоко ошибочными. Его подчиненный Майкл Шойер, однако, не стал выгораживать бывшего шефа: "Большинство сотрудников управления знали, что Тенет практически ничего не делает в отношении бен Ладена. Мы постоянно обращались к нему с предложениями о конкретных операциях, делали это и в форме официальных меморандумов, и в частных беседах: Ничего не помогало. Он отказывался действовать на протяжении целого десятилетия".
Самое интересное, что именно Шойеру и была поручена поимка террориста номер один. Неудивительно его желание в этой связи все списать на бывшего начальника. Таким образом, демократы накануне окончательной битвы за Белый дом в 2008 году получили достаточные аргументы против республиканской администрации, недостаточно эффективно руководившей работой "самой мощной разведки мира", как принято считать в самих Соединенных Штатах. "