Антонов В.С., Карпов В.Н. Нелегальная разведка. – М.: Международные отношения, 2007, 352 с., ил. (Секретные миссии).
"Этот сборник биографий выдающихся представителей нелегального подразделения советской внешней разведки основан на ее рассекреченных архивах.
Двадцать три живо и интересно написанных очерка показывают целую плеяду талантливейших людей. Ведь для разведывательной работы в иностранных государствах под чужими именами, биографиями, зачастую с поддельными документами отбирали лучших из лучших.
Всем известна знаменитая «кембриджская пятерка». Но более полувека было тайной, кто же ее «отец». А создал эту группу ценнейших агентов Арнольд Дейч, он же «Стефан», австрийский коммунист, в 1932 году приехавший в СССР. Английским, как и русским, французским, итальянским языками, он владел свободно. В 1933-м – он уже находится во Франции, однако ездит с заданиям по нескольким странам Европы. На следующий год ему поручено обосноваться в Лондоне, где он поступает в университет на факультет психологии.
Дейч первым из советских разведчиков сделал твердую ставку на приобретение перспективной агентуры. «Стефан» знакомится со студентами элитных Кембриджского и Оксфордского университетов, отбирает нужных людей и терпеливо готовит их к сотрудничеству с советской разведкой. Арнольд не просто завербовал, он воспитал «пятерку», в которую входили Ким Филби, Дональд Маклейн, Гай Берджест, Антони Блант и Джон Кернкрост. Все они в течение длительного времени являлись для Москвы источниками важнейшей информации в спецслужбах и дипломатическом ведомстве Великобритании.
Потрясает биография Леонида Линицкого. Сын сотника русской пограничной стражи, он в 16 лет идет добровольцем на мировую войну и становится в этом возрасте унтер-офицером гвардейского Финляндского полка. За срыв выступления Керенского попал в штрафной батальон, а осенью 1917-го, как несовершеннолетний, уволен из армии и отправлен к родным. Дома, в Ахтырке (ныне Сумская область, Украина), экстерном закончил гимназию, а когда пришли германские оккупанты, подался в партизаны. Был ранен и, выздоровев, поступил в Харьковский университет, но после первого курса добровольцем вступил в Красную армию. В 1919-м был снова ранен, а в 1920-м зачислен в разведотдел 13-й армии. Прошел курс обучения для заброски в тыл противника. По делам службы отправился в штаб одной из дивизий и неожиданно попал в гущу боя. Получил тяжелое ранение и оказался в руках белых. Никаких документов при нем не оказалось, и его приняли за своего. Так он оказался в госпитале в Севастополе.
Потом – эвакуация в Константинополь, работа чернорабочим, кочегаром, учеба в Белградском университете. Линицкий стал врачом. И 13 лет искал способ связаться с Москвой. Только в 1933 году это удалось сделать, и Леонид активно включился в нелегальную работу. Главной его задачей являлось проникновение в вооруженные белоэмигрантские формирования в Югославии, чтобы парализовать действия боевиков, забрасываемых в СССР. Линицкий создал сеть из 10 помощников, включая супругу и тестя, который внедрился в организацию русских фашистов. Сам Леонид вошел в Общество галлиполийцев, информировал Центр о намечавшихся провокациях и терактах, а потом и вовсе довел организацию до распада. С помощью Линицкого была разрушена организация «Дружина», засылавшая террористов в СССР через Румынию. Он похитил из сейфов руководителей эмигрантских союзов ряд важнейших документов.
В 1935 году Линицкий и несколько его помощников в результате предательства были арестованы югославской тайной полицией. Суд приговорил Линицкого к 2 годам и 8 месяцам тюрьмы за коммунистическую пропаганду и кражу документов. Выйдя из заключения, он сумел обмануть боевиков-террористов, мечтавших с ним разделаться, и вскоре оказался в Москве. Великую Отечественную встретил врачом фронтового госпиталя, но добился заброски в тыл врага в составе диверсионно-разведывательной группы. А в 1944 году его направили в почти родную Югославию. После окончания войны последовала нелегальная работа в Китае и Индии. Готовился к командировке в капстраны. Однако в 1954 году доктор Леонид Линицкий скоропостижно умер от сердечной недостаточности. Похоронен в Москве с воинскими почестями.
Советских нелегалов всегда отличали беззаветная преданность Отчизне и готовность к самопожертвованию. "