В среду в "Российской газете" будет опубликован указ президента о назначении выборов в Государственную думу - с этого момента и начнется избирательная кампания, которая на ближайшие три месяца станет центральным внутриполитическим событием в нашей стране. За четыре года, прошедшие с прошлых думских выборов, правила их проведения существенно изменились (что неудивительно - изменилось и само состояние общества). Ключевых поправок - 13. Их вносили в законодательство постепенно (не больше пяти в год), некоторые вступали в действие с отсрочкой, для того чтобы партии успели спокойно подготовиться к борьбе в новых условиях. В день старта избирательной кампании "Известия" решили напомнить об основных нововведениях.
"Дорогу партиям!
Новая Дума впервые будет целиком состоять из представителей политических партий. Все прежние парламенты были смешанными: половина из 450 мест доставалась партийцам, половина - так называемым депутатам-одномандатникам. Такая система допускала возможность доминирования в Думе одной политической силы, если большинство беспартийных депутатов к ней присоединится. "Бесхозные" парламентарии вообще "прославились" своей привычкой чуть что переходить из одной фракции в другую, причем к идеологическим резонам эти метания обычно никакого отношения не имели. Больше такой практики, при которой фактически игнорировались интересы избирателей, отдавших свои голоса представителю конкретной партии и не подозревавших о том, что он сменит политическую ориентацию, не будет. Причем законодатели пошли на введение пропорциональной избирательной системы даже несмотря на то, что она явно невыгодна партии парламентского большинства - из-за отсутствия одномандатников ее представительство в Думе может сократиться.
Кроме того, введен институт полусвободного депутатского мандата: парламентарий не может уйти из своей фракции и перейти в другую - в этом случае он лишится полномочий. Критики этого нововведения сразу же заговорили о "возрождении крепостного права" и "партийном рабстве", хотя из самой партии на самом деле выйти можно - за это депутата из Думы не попросят. И если из фракции исключат - он в парламенте останется. Но вот менять политические лица, как перчатки, теперь не получится.
Однако и полностью партийным парламент все же не будет. Создан механизм, который позволяет включать в федеральные списки партий и беспартийных кандидатов. Любой гражданин, при условии поддержки его кандидатуры десятью партийцами, может быть включен в список кандидатов - если так решит конференция регионального партийного отделения. При этом максимальная доля беспартийных соискателей думских мандатов не может превышать 50% - это сделано уже в защиту интересов простых партийцев от наплыва "варягов".
Наконец, введены дополнительные ограничения на монополизацию Думы: к распределению мандатов должно быть допущено не менее двух партий, а за списки партий, прошедших в парламент, должны проголосовать не менее 60% граждан, пришедших на выборы. По замыслу авторов этой поправки, она позволит учесть интересы большинства из определившихся в своем выборе избирателей и гарантирует соблюдение закрепленного в Конституции принципа многопартийности.
Без "против всех" и с "плавающим барьером"
Наибольшую критику реформы избирательного законодательства вызвало изъятие из бюллетеней графы "против всех". Некоторые оппоненты власти объявили это "ущемлением демократии", "учителя" с Запада нам тоже попеняли. Хотя уж там-то должны знать, что Россия таким образом всего лишь выполнила рекомендацию по итогам прошлых выборов со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В большинстве стран мира подобной практики - голосовать ни за кого - не существует, если избирателю никто не мил, он просто остается дома. По сути возможность высказаться за кандидата "против всех" - пережиток еще советской избирательной системы, лишь имитация выбора (не случайно она существует лишь в некоторых странах СНГ). Вообще-то раньше голоса так называемого "протестного электората" просто попадали "в корзину" (на федеральных выборах их доля никогда не превышала нескольких процентов). Теперь же, если граждане с чем-либо несогласны, у них появляется дополнительный мотив высказаться за одну из оппозиционных партий, а в выборах будут обязательно участвовать и правые, и левые.
Повышение барьера для прохождения в Думу с 5% до 7% голосов избирателей тоже многим не понравилось. Разумеется, больше всего возмущались представители партий, которые на прошлых выборах не смогли преодолеть даже 5%-ный барьер. Однако в своей "скорби по явке и утерянной демократии" (то есть возможности пролезть в Думу "низенько-низенько") они предпочитают не упоминать о том, что по закону при определенных обстоятельствах преграда в 7% может быть и понижена. Это произойдет в том случае, если за преодолевшие барьер партии проголосовало менее 60% граждан или если его перешагнет только одна политическая организация. На самом деле это - уникальное российское изобретение, позволяющее избежать "распыления" голосов между мелкими партиями, что зачастую делает законодательный орган просто недееспособным. При этом те политические силы, которые пользуются серьезной поддержкой со стороны граждан, в Думе будут представлены.
Наконец, буря недовольства со стороны нескольких политиков поднялась после отмены минимального "порога явки" - количества граждан, которые обязательно должны прийти на избирательные участки (иначе выборы объявлялись несостоявшимися). Однако к такому шагу призвала все та же ОБСЕ - после того, как из-за низкой явки неоднократно срывались выборы в Молдавии, Сербии и Черногории. Да и в российской Конституции закреплено право граждан избирать (статья 32). "Порог явки" во многих случаях (например, на муниципальных выборах) этому препятствовал - пассивная часть электората просто блокировала усилия его активной части.
Чище и точнее
Еще один блок законодательных изменений связан со стремлением сделать избирательную кампанию прозрачнее для ее участников и понятнее для избирателей. Например, созданы условия для повышения представительности регионов в парламенте. В списках кандидатов должно быть не менее 80 региональных групп (на прошлых выборах - "не менее 7"), а партии получили возможность сами определять: объединить в одну группу несколько субъектов федерации (но чтобы в них проживало не больше 3 млн избирателей) или разделить один крупный регион (свыше 1,3 млн голосующих) на несколько. Это позволит избежать ситуации, при которой малочисленные территории не были представлены в парламенте. Также партийцы теперь по своему усмотрению решают вопрос, к какой из региональных групп приписать голоса россиян, проживающих за рубежом.
Сразу несколько поправок призваны снизить число нарушений в ходе избирательной кампании. Сужена возможность злоупотребления "административным ресурсом" - за использование служебного положения для агитационных нужд теперь будут отвечать не только чиновники, но и кандидаты, которые входят в руководство частных компаний.
Уточнены ограничения по использованию избирательных фондов. Прежде всего перекрыты "лазейки", которые позволяли финансировать партии в обход закона (например, через НКО из зарубежных источников). В то же время размер самих фондов увеличен (до 400 млн рублей), а право их создавать на думских выборах получили и региональные партийные организации.
Ограничены возможности для "черного пиара" и экстремистской деятельности. Теперь за неоднократную агитацию против своих оппонентов в видеороликах на телевидении, а также за проявления экстремизма в ходе кампании партию могут снять с выборов (такова, кстати, общемировая тенденция).
Способ поддержки списков кандидатов стал "безальтернативным": или внесение избирательного залога, или сбор подписей граждан. Ранее внесение определенной законом суммы позволяло некоторым ушлым партийцам подстраховаться, на случай если подписи собрать не удастся или в них обнаружат признаки фальсификации. При этом требования к порядку сбора автографов избирателей стали более жесткими: допустимое количество недостоверных подписей понижено с 25% до 5% (на федеральных выборах) и до 10% (на региональных).
Получили партии и послабление. Теперь, если избирательная комиссия обнаружила неточности при оформлении документов, она сначала должна заблаговременно о них сообщить - для своевременного устранения. Кроме того, основания отказывать в регистрации из-за того, что в документах указаны недостоверные сведения (например, неточный адрес), больше нет. Напомним, что в предыдущем избирательном цикле по регионам разъезжали целые команды юристов, которые "по заказу" выискивали "блох" в партийных документах. Этот, с позволения сказать, "бизнес" накрылся."