По прошествии недели спасательных работ практических результатов как не было, так и нет
"Oб авторе: Валерий Иванович Алексин - бывший главный штурман ВМФ РФ, контр-адмирал в отставке.
На шестой день после катастрофы, в минувший четверг, наконец-то состоялось первое заседание правительственной комиссии во главе с вице-премьером Ильей Клебановым по исследованию причин аварии АПЛ "Курск". Ее первые выводы настораживают. Вице-премьер не видит ни одного изъяна в действиях командования Северного флота по спасению экипажа подлодки.
На следующий день с этой точкой зрения солидаризировался и президент Владимир Путин, тоже высоко оценивший действия военных. По его словам, на поиски подводной лодки отводится семь суток, а ее нашли за 4,5 часа. При этом президент, кажется, подзабыл, что норматив существует для Мирового океана, а лодка затонула всего в 40 милях от родного берега.
Создается впечатление, что выстраивается какая-то круговая оборона военно-политического руководства от уже очевидной критики общественности за полностью проваленную операцию по спасению экипажа подлодки в первую неделю. Суеты на месте катастрофы было много, но результатов никаких. Среди общественности ощущается рост недовольства медлительностью действий, что непременно и весьма чувствительно ударит по репутации Владимира Путина. Решительный в чеченской войне, он оказался практически полностью безучастным к судьбе 118 российских парней, оказавшихся в морском плену и представляющих собой нравственный, профессиональный и физический цвет нации. Грубой подтасовкой фактов вряд ли удастся прикрыть несостоятельность политического и военного истеблишмента в решении кризисных ситуаций.
В заключении правительственной комиссии основное внимание сосредоточено не на борьбе за человеческие жизни, а на поиске причин катастрофы. Несмотря на многочисленные фотосъемки под водой, по общему мнению специалистов, до сих пор не дается конкретного ответа об обстоятельствах, приведших к аварии. Много путанного и непоследовательного, но прослеживается главная тенденция - списать все на какие-то внешние обстоятельства. Вывод при этом только один - никто не виноват в произошедшем.
Произошло столкновение АПЛ "Курск", констатирует Илья Клебанов, "с неким внешним предметом большого тоннажа". При этом, уточняет он, в момент аварии в акватории, где проходили учения, не было зафиксировано ни одного постороннего надводного корабля. Что верно то верно, район учения тщательно контролировался различными средствами наблюдения, в том числе и электронными, и ничего подобного не было отмечено.
В ближайшие дни, по его информации, комиссия получит "более точные данные о произошедшем, однако скорее всего судно получило сильный динамический удар". Заявление странное. Поскольку специалистам известно, что в подобном случае надводный корабль или гражданское судно, в том числе и ледокол, от столкновения с данным типом подлодки получает настолько серьезные повреждения, что оценивается по меньшей мере как серьезная авария или следующая степень - катастрофа (корабль тонет).
Если ничего подобного не зафиксировано, то, значит, речь идет о подводном столкновении, то есть с американской подводной лодкой. Она имеет более прочный внешний корпус, чем российская, и, следовательно, менее подвержена разрушениям при столкновении. Но это могло произойти только в том случае, когда российская подлодка преследовалась бы американской. Преследующий корабль "видит" впереди идущего, а тот нет. Но если российская подлодка резко меняет свой курс под водой на противоположный и оказывается на встречных маршрутах с американским преследователем, то они смогут "увидеть" друг друга на расстоянии менее километра. Столкновение неизбежно. Но американская сторона решительно отметает различного рода предположения на этот счет. Истинность предположений могут подтвердить или опровергнуть только штурманские записи о том, производился ли резкий разворот. В противном случае версия о столкновении превращается в несостоятельную.
Тогда на первый план выходят причины внутреннего характера, имеющие отношение или к роковым техническим неисправностям, или к неумелым действиям экипажа, или их совокупность. Такой вариант меньше всего устраивает военных руководителей, ибо ответственность не на кого перекладывать.
Тем не менее в заключении комиссии зарегистрировано, что "АПЛ получила удар в правую носовую часть подлодки". Время трагедии составило "плюс-минус две минуты". Как пояснил Илья Клебанов, "подлодка, находившаяся на глубине 20 метров, опустилась на дно, получив крен". В это время произошел второй удар о грунт. При этом, "к счастью, атомный реактор не сместился, автоматика сработала четко, и он отключился".
Не случайно привлечено внимание к крену. Тем самым оправдываются неудачные многодневные попытки установить допотопные подводные снаряды типа "колокол" на спасательный люк девятой секции затонувшей подлодки. Как выясняется, крен площадки с люком составляет всего четыре градуса, что практически идеально. Сейчас в выводах комиссии доминирует другое предположение, вызывающее скептическое отношение у экспертов: "Площадка, куда должен присоединяться спасательный аппарат, вероятно, при ударе о дно была повреждена, и потому это вызывает огромные трудности присоединения". Свежо придание...
Комиссия не выработала определенного мнения относительно судьбы и нынешнего физического состояния экипажа, отсутствует прогноз относительно возможного числа и характера жертв. Поражает нелогичность. В то время как на основе объективных данных утверждается, что во время аварии вода моментально хлынула во внутренние отсеки и мгновенно был разрушен командный пункт, находящийся во втором отсеке, по заявлению Ильи Клебанова "срок для эвакуации экипажа из затопленных отсеков был достаточным" (?!). А там, по оценке специалистов, "находилась значительная часть экипажа".
Ничего не может сказать комиссия относительно того, каков реальный запас времени, в течение которого экипаж может жить на потерпевшей аварию подлодке. Или она уже вынесла страшный приговор, но тщательно утаивает. Во всяком случае, в прямой постановке не высказывалось никакой надежды, что экипаж еще жив.
Прошла неделя после того, как затонул атомоход "Курск". В каких условиях все это время находился экипаж подлодки? Какова психологическая ситуация внутри отсеков аварийной субмарины?
Правила подводной службы обязывают моряка, первым обнаружившего признаки аварии (запах гари, появление дыма или водяного тумана в отсеке, посторонние звуки и т.п.), немедленно доложить об этом по внутриотсечной связи "Каштан" в центральный пост АПЛ, где находится ее главный командный пункт (ГКП): "Центральный. Аварийная тревога! Пожар в таком-то отсеке". После этого в кратчайший срок надеваются средства индивидуальной защиты (портативный дыхательный аппарат со сроком действия 20 минут), герметизируется отсек, уточняется характер и место аварии и принимается еще около десятка мер, выполняемых без приказания. Все, кто находится в отсеке, независимо от их должности и звания поступают в распоряжение его командира, как правило, молодого офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта и обязаны беспрекословно выполнять его приказания.
В данном случае, судя по всему, личный состав первых двух отсеков, включая расчет ГКП во втором отсеке, вместе с командиром корабля погибли мгновенно. Спустя непродолжительное время через отсечную вентиляцию заполнились водой 3-й и 4-й отсеки.
Если люди успели покинуть последние два отсека, то с собою они были обязаны забрать легководолазные гидрокомбинезоны ИСП-60 и индивидуальные дыхательные аппараты ИДА-59. Во всех этих случаях экипаж аварийной АПЛ остается в темноте. Жизнеобеспечение теперь определяется объемами отсеков (каждый отсек 1800 кубических метров), наличием аварийных электрофонарей для действий по выживанию, запасом регенерации для обогащения внутриотсечного воздуха, исправностью шланговой дыхательной аварийной системы от автономной системы воздуха высокого давления, а также запасами пищи в аварийных бачках каждого отсека.
Во всех этих случаях главную опасность для подводников представляют страх, недостаток кислорода и пищи, холод. Обязанность командиров отсеков (они отвечают за жизнь людей и живучесть отсеков) - поддерживать у подчиненных веру и надежду на спасение, не допускать апатии и уныния. Так, командир 10-го отсека аварийной АПЛ К-19 капитан-лейтенант В.Поляков при пожаре в энергетических отсеках в декабре 1972 года в Северной Атлантике за три недели буксировки лодки в базу уберег от смерти 12 человек при самых минимальных компонентах жизнеобеспечения, далеких от пределов обычных норм выживания в экстремальных ситуациях.
Обычное содержание кислорода в атмосфере около 21%. Если нет его пополнения в аварийных отсеках (после окончания запаса РДУ, которые работают без электроэнергии на самоподогреве регенеративных пластин, что может произойти через 7-10 дней от момента аварии), если уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе отсека, тогда уменьшается и количество гемоглобина в крови. Человека начинают одолевать апатия и холод. При 10-12% содержания кислорода наступает кислородное голодание и мгновение отключения сознания.
Для подводников установлены две предельные нормы содержания углекислого газа в воздухе: 0,8% для длительного плавания и 3% для кратковременного - не более трех часов. Однако автору пришлось на собственном опыте пережить одни сутки подледного плавания при концентрации углекислоты до 7%, а затем еще две недели при концентрации 3,5%. Жить при этом можно, но тяжело. Постоянно ощущается озноб от холода (так как из-за высокой концентрации углекислоты снижено парциальное давление кислорода), нарушается сон (видимо, не отключаются какие-то биологические центры тревоги в головном мозгу человека, падает работоспособность, в том числе и от бессонницы), жизненные силы организмы истощаются.
В аварийных пищевых бачках отсека находится шоколад, сгущенное молоко и другие калорийные продукты. В 9-м и 10-м отсеках имеются банки с сухарями.
Температура воды за бортом около 4 градусов. С учетом пористой резины гидроакустической изоляции снаружи корпуса лодки и пробковой изоляции внутри прочного корпуса температура внутри подлодки колеблется в пределах 8-10 градусов. Необходимо надевать шерстяное теплое белье подводника, которое хранится у командиров отсеков.
Суммируя все изложенное, при оптимистичном течении событий внутри отсеков "Курска", правильном руководстве людьми со стороны командиров отсеков и минимальном расходе энергии подводниками (необходимо лежать в койках, тепло одевшись и укрывшись одеялами) можно прогнозировать их выживаемость в течение 8-12 суток с момента аварии. Но и тогда во время эвакуации часть людей придется выносить в спасательный модуль на руках.
Собравшись в пятницу на утренний брифинг (теперь он будет проходить в 11.00 и 18.00 ежедневно), журналисты услышали от заместителя начальника пресс-службы Северного флота капитана второго ранга Игоря Бабенко лишь то, что и так ежечасно сообщают все телеканалы страны: погода в районе улучшилась, в субботу или воскресенье к российским спасателям присоединятся коллеги из Англии и Норвегии, а в аэропорт "Мурмаши" прибыл губернатор Курской области Александр Руцкой. После чего капитан второго ранга поблагодарил присутствующих за внимание и попрощался. Ни на один из вопросов журналистов, утверждающих, что от них скрывают правду, офицер не ответил, заявив, что не уполномочен на это. Хотя и пообещал, что как только кто-то из командования флота освободится, журналисты смогут повидать высокопоставленных начальников, уполномоченных давать хоть какую-то конкретную информацию.
Неудивительно, что съехавшиеся чуть ли не со всего мира журналисты (а их более 200) вынуждены питаться слухами и недоумевают: зачем они приехали в Мурманск. В Видяево - закрытый гарнизон - им не попасть, а в Мурманске объективную информацию получить невозможно. Кроме разве что данных о приезде родственников подводников. Правда, и тут данные расходятся. По словам Виктора Бабенко, на настоящий момент в Видяево прибыли 25 родственников 15 членов экипажа, а по словам офицеров гарнизона Видяево, занимающихся размещением приезжающих, с которыми встретился корреспондент "НГ", их более 60 человек. Это люди практически из всех регионов страны, особенно близлежащих.
Кстати, упомянутые офицеры отказались комментировать версию о столкновении атомохода с другим объектом, высказанную вице-премьером Ильей Клебановым. По данным некоторых источников, в прошлую пятницу в район учений, нарушив все правила и предписания, вошел сухогруз Северного морского пароходства "Механик Ярцев" (порт приписки - Архангельск). Якобы, с ним столкнулся "Курск". По словам заместителя директора пароходства Станислава Жгулева, запрос на этот счет из штаба Северного флота уже приходил. Но длина сухогруза 80 метров, максимальная осадка около 5 метров, а водоизмещение - 3 тысячи тонн. То есть от такого столкновения в первую очередь пострадал бы сухогруз, который в данный момент держит курс на Бельгию. Неясно также, слышат ли гидроакустики звуки с подлодки. По словам офицеров, на надводных кораблях аппаратуры, способной их зафиксировать, - нет, но в районе катастрофы находится атомоход из того же соединения, который имеет соответствующие технические возможности.
В двухчасовой готовности к выходу в море в Мурманске стоит судно "Свирь", госпитальная часть которого способна принять на борт до 100 пострадавших и еще 100 могут разместиться в гостиничной части судна.
Трагедия в Баренцевом море продолжает оставаться темой номер один всех зарубежных сообщений основных мировых СМИ, и все чаще к подробным отчетам о ходе спасательных работ добавляются оценки более широкого характера.
"Бесспорно, - считает немецкая газета "Ди вельт", - существует некая шкала стоимости человеческой жизни в различных культурах, а ученый Самуэль Хантингтон, пожалуй, первым открыто сформулировал существующую закономерность: чем больше население страны, тем меньше стоит жизнь отдельного ее гражданина. Чем выше благосостояние нации, тем меньше она готова жертвовать жизнью своих граждан. Чем больше уважаются права человека, тем лучше обращаются с каждым конкретным человеком. Напротив, чем более коллективистский характер имеет общество, тем более каждый отдельный человек растворяется в общей массе. Эту фазу Россия уже пережила. Такая огласка, как сегодня, еще десять лет назад была бы абсолютно невозможна. Об ущемленном великодержавном самолюбии свидетельствует лишь мучительное промедление с принятием западной помощи".
"Одетый по-летнему, загорелый Владимир Путин проводит свой отпуск в Сочи на Черном море, пока в Баренцевом море идет борьба за спасение жизней 118 моряков... Естественно, президент не может лично спасать подводников, однако, появляясь перед страной в таком виде, он делает серьезную ошибку... Однако Путин не одинок в своей неспособности к нормальному общению со страной и миром. Российские власти выдают информацию о трагедии в полном соответствии со старой советской традицией: постоянно что-то утаивается, замалчивается, сглаживается, сообщается задним числом... Сильная централизация государственной власти и ее концентрация в руках президента привела к тому, что каждая неудача связывается лично с Путиным. Во время предвыборной кампании он говорил: "Президент отвечает за все". А теперь он беспомощно наблюдает за происходящим". Это - выдержка из немецкой же "Дер штандарт".
Цитируя интервью адмирала Балтина "НГ" и его версию столкновения подлодки с сухогрузом, вчерашняя "Нью-Йорк таймс" отмечает, что американские военные и разведчики сомневаются в том, что подобное столкновение было. Они заявили газете, что американские подлодки, наблюдавшие за маневрами, не имели отношения к катастрофе, однако докладывали о мощных подводных взрывах, звук которых отличается от звуков гипотетического столкновения.
Катастрофа на российском флоте заставила ту же газету обратить внимание на ситуацию в ВМФ США. "Нью-Йорк таймс" сообщает, что в тот момент, когда ситуация с "Курском" высветила острую необходимость наличия на флоте спасательных судов, американские ВМС планировали списать один из двух лучших подводных аппаратов такого рода - "Авалон" - как раз в августе ради экономии средств. Американцы, впрочем, планируют построить 5 спасательных подводных судов нового поколения в течение 5 лет. Теперь ожидается, что конгресс окажет давление на администрацию, чтобы оставить "Авалон" на флоте до появления пополнения. Это судно и аналогичное ему "Мистик" базировались в Сан-Диего 30 лет, но так и не приняли участия в реальных спасательных операциях. Сейчас специалисты опасаются, что одного "Мистика" может оказаться недостаточно, поскольку такого рода аппараты нуждаются в регулярных профилактических работах, во время которых не могут использоваться.
Вдобавок к новым судам в США хотят снабдить флот новыми моделями подводного колокола и двумя костюмами глубоководного погружения, в которых можно опускаться на глубины до 600 метров.
Журналисты британской "Таймс" склоняются к мысли, что "причиной аварии могло стать снижение уровня мастерства экипажа, слишком редко выходившего в море".
Обсерватория по отслеживанию землетрясений НОРСАР (NORSAR), расположенная в столице Норвегии, зарегистрировала в прошлую субботу два взрыва в Баренцевом море в районе затопления подлодки "Курск". Географические данные этих взрывов полностью отвечают координатам расположения "Курска". Согласно предварительному анализу, говорится в распространенном вчера обсерваторией сообщении для прессы, всего было два взрыва. Первый произошел в 7.30 утра по Гринвичу и отвечает позиции 69 градусов 38 минут северной широты и 37 градусов 19 минут восточной долготы. По шкале Рихтера сила взрыва приравнивалась к 1,5 балла. Через 2 минуты 15 секунд последовал более мощный взрыв - в 3,5 балла. Сейчас в лабораториях проводится тщательный анализ этих сигналов. Непонятно одно: почему о сигналах, полученных в Осло в субботу, норвежцы сообщили только вчера.
Также вчера стало известно, что британская спасательная подводная лодка LR5, направляющаяся к месту трагедии в Баренцевом море, полностью подходит по параметрам к затонувшей российской подлодке. Это значит, что может не понадобиться специальный конвертер, о котором шла речь накануне. Об этом морской офицер Алан Хоскинс сообщил британской радиостанции Би-би-си. Это сообщение подкрепляется и данными, полученными с российской стороны. Выступая в четверг вечером в программе "Ньюс найт", Алан Хоскинс сообщил также, что судно движется со скоростью 17 узлов в час, и, для того чтобы добраться до места катастрофы, британским спасателям понадобится больше времени, чем было заявлено вначале. В Баренцевом море они будут не в субботу, а только в воскресенье, что, возможно, уменьшит шансы на спасение моряков. К тому же, сообщил британский офицер, сама операция будет не из легких и займет немало времени.
"
19.08.2000
Вадим Соловьев, Валерий Алексин, Андрей Рискин, Ксения Фокина, Дмитрий Косырев, Петр Черняков Независимая газета