Руководство страны, по сути, расписывается в своей беспомощности спасти экипаж "Курска"
"Вчера глава государства попытался отчитаться перед своим народом за действия по спасению подводной лодки "Курск" и наконец-таки ответил на вопрос, почему он до сих пор не находится на капитанском мостике крейсера "Петр Великий", откуда должен отдавать указания в ходе спасательной операции. Президент еще раз подтвердил твердость характера и сумел "удержаться" от вылета в район бедствия, хотя, по его словам, это было "первым желанием". Правоту решения глава государства обосновывает своей некомпетентностью в деле спасения. По его словам, "прибытие в район бедствия неспециалистов, чиновников высокого ранга не помогает, а чаще всего мешает". "Все должны быть на своем месте", - заявил В.Путин. Пока же президент не решил, отправится ли он к месту трагедии, "все будет зависеть от обстоятельств". Какие же еще должны сложиться обстоятельства, если взывающие о помощи 116 подводников не считаются таковыми.
Из слов президента следует, что мысль о подводниках, гибнущих на глубине более ста метров, была далеко не первой. По его признанию, на встрече с министром обороны и главкомом ВМФ "первым моим вопросом был вопрос о ситуациис ядерной энергетикой. Министр обороны заверил, что угрозы в этом смысле не существует".
Владимир Путин готовит россиян к самому худшему: "Шансов на спасение экипажа мало, но они есть, и специалисты будут делать все, что от них зависит". Главным же препятствием для ведения спасательных работ, по мнению президента, были шторм и плохая погода, а вовсе не отсутствие достойной спасательной техники и квалифицированных спасателей-подводников.
В данной ситуации поражает всемогущество наших официальных лиц, которые силой своей воли поддерживают в норме объем кислорода в тонущей лодке. Судя по их заявлениям, первоначально его должно было хватить на двое-трое суток, потом он должен был истечь 18 августа, сейчас эти сроки отодвигаются до 23 августа. А между тем за семь суток трагедии спасатели так и не сумели подсоединить к "Курску" хоть какие-нибудь шланги с системами жизнеобеспечения.
Однако настойчивость в заявлениях о том, что спасательная операция "будет продолжаться до тех пор, пока в этом есть необходимость", достойна лучшего применения. Например, в деле обеспечения флота теми же современными спасательными аппаратами, что в общем-то является прямой обязанностью председателя комиссии по расследованию причин аварии вице-премьера Ильи Клебанова, курирующего оборонно-промышленный комплекс страны.
Между тем из военного ведомства поступили сообщения, по сути, демонстрирующие полную деградацию военного механизма страны. Практически уже по завершении недели со дня аварии под свой личный контроль действия по спасению экипажа "Курска" взял министр обороны Игорь Сергеев. Кроме того, согласно его указанию, семьям членов экипажа "Курска" выплачены все виды положенного подводникам денежного довольствия. Выходит, что флот, да и все Вооруженные силы выполняют задачи по обеспечению безопасности страны бесплатно. И для того чтобы военному получить причитающиеся от государства деньги за свой труд, связанный с постоянными опасностями, будь то в Чечне или в Баренцевом море, нужно оказаться на грани гибели.
Именно в той ситуации, в которой сейчас находятся моряки "Курска". За сутки было предпринято около 20 попыток присоединиться спасательными аппаратами к люкам лодки. Ни одна из них не увенчалась успехом. При этом имело место аварийное всплытие одного из четырех спасательных аппаратов, предположительно, связанное с поломкой на его борту. Что еще раз, как это ни прискорбно, подтверждает низкую техническую оснащенность флота и его несостоятельность по эвакуации гибнущих моряков. Поэтому надежда остается только на зарубежных подводников. Британская мини-субмарина и квалифицированные спасатели должны прибыть в район бедствия сегодня днем. "