"Доказательств вины Андрея Лугового в убийстве Александра Литвиненко нет. По крайней мере их не видели ни российские следователи, ни подозреваемый. Об этом в среду на специальной пресс-конференции для британских журналистов заявил сам Андрей Луговой. Впрочем, было очевидно, что британцы не намерены верить россиянину. Забыв о презумпции невиновности, от Лугового требовали доказать, что он Литвиненко не убивал.
Андрей Луговой и его партнер Дмитрий Ковтун предстали перед элитой британской журналистики, сидя в студии радиостанции "Эхо Москвы". В Лондоне участники встречи собрались в корпункте РИА Новости. Первым встал журналист газеты "Индепендент" и с подкупающей простотой спросил:
— Это вы убили Литвиненко?
Луговой сквозь зубы улыбнулся.
— Прежде чем ответить, хочу заметить, что все эти месяцы публикации в английской прессе носили однобокий и некорректный характер, — начал он. — Все, что мы говорили, интерпретировалось иначе.
Луговой на мгновение замолчал, но заметил слегка нетерпеливые выражения лиц собеседников и продолжил:
— Нет, я не убивал Литвиненко. На протяжении 10 месяцев в Британии и британских СМИ развязана целенаправленная кампания, создается общественное мнение о моей причастности и о причастности российского государства. И средствам массовой информации Великобритании, следовало бы провести собственное расследование. Вам надо разобраться, кто торгует британским гражданством, как тряпками на рынке, кто развязывает и финансирует антироссийскую кампанию. Это Березовский и его подельники. В том числе лорд Белл (влиятельный лондонский пиарщик лорд Тимоти Белл. — "Известия"), который действует на деньги первого. Есть четвертая власть — пресса. А Березовский у вас, такое впечатление, — пятая власть. До сих пор не проведено расследование, имели ли отношение к убийству Литвиненко спецслужбы Великобритании, в частности Ми-5 и Ми-6. Он ведь был их агентом, получал у них зарплату. Расследование российских следователей с фотографиями и предоставлениями телефонных записей Литвиненко показывает, что к тому, что происходило со мной на протяжении последнего года, имеют непосредственное отношение эти спецслужбы.
Впрочем, по дальнейшим вопросам было понятно, что британцы Луговому не поверили. Они спрашивали: "Если вы невиновны, то почему бы вам не приехать в Лондон и не ответить на все вопросы?" Он отвечал, что дело политизировано и его безопасность в Лондоне никто не гарантирует. Кроме того, сразу после смерти Литвиненко он предлагал свои услуги следствию и готов был ехать, но его просто сделали убийцей в глазах всего мира.
— Такое впечатление, что нас специально лишили возможности выезда, — убеждал Дмитрий Ковтун. — Меня, например, уже лишили вида на жительство в Германии. Куда же я теперь поеду?..
— Почему мы должны верить тому, что вы сейчас говорите, — спросил корреспондент британского телевидения. — Разве что-нибудь изменилось? Разве появились какие-то новые доказательства, которые сделали вас менее подозреваемым?
Если бы это был допрос, любой адвокат запретил бы Луговому и Ковтуну отвечать. Но в Лондоне, видимо, о презумпции невиновности подзабыли.
— А что, появились какие-то доказательства моей вины? — все же начал Луговой. — Вы ведь не видели дела. Доказательств нет. В той бумажке, которую ваша прокуратура прислала в Россию, нет ничего. Насколько мне известно, то, что называется доказательствами, это показания Литвиненко перед смертью, но известно, что он упоминал какого-то Владимира, а значит, встает вопрос о его адекватности. Есть еще показания Березовского о том, что это ему говорил Литвиненко. Есть еще следы полония... Но почему есть места, где я был и где нет полония? Почему Скотленд-Ярд задает мне вопросы о местах, где я никогда не был и где полоний есть? Почему нет следов в самолете, которым мы прилетели? И после этого утверждается, что нити ведут из Москвы...
— Мы призываем вас усомниться в том, что вам говорят, — в свою очередь вступил Дмитрий Ковтун — Вот Закаев утверждает, что Литвиненко никогда не был в Панкисском ущелье. А Гольдфарб (соратник Березовского, глава Фонда гражданских свобод. — "Известия") в своей книге пишет, что был. Кто из них врет? Березовский утверждает, что Луговой был у него 31 октября. А Фельштинский вообще говорит, что видел его в Лондоне 12 октября. Они врут, и это легко проверить. 31 октября Андрей прилетел последним рейсом, поселился в гостинице и лег спать. А 12-го он был совсем в другом месте. Возникает вопрос: кого эти люди прикрывают? Может, Скотленд-Ярд подобрался к разгадке, и потребовалось срочно инсценировать присутствие Андрея в эти дни в определенных местах? Может, полоний вообще появился 12 октября? Задайтесь этими вопросами, проведите журналистское расследование. Еще был какой-то Владимир, о котором говорит Гордиевский, которого вспоминал Литвиненко. Но он исчез!
— С Березовским я встречался 27 октября, и вся встреча была посвящена выделению охраны Елене Трегубовой (журналист, автор книги "Записки кремлевского диггера". — "Известия"), сейчас я убежден, что Борис Абрамович готовил против нее провокацию. Она должна была стать частью цепочки Политковская—Литвиненко—Трегубова. И он хотел подготовить себе алиби, наняв меня и моих людей в охрану.
— Какие у вас есть доказательства того, — словно по шаблону начала вопрос журналистка телеканала Skynews, — что следы полония не связаны с вашим именем?
— А какие доказательства, что связаны? — снова развел руками Андрей Луговой.
— Все эти следы обнаружены спустя 30 дней. Мало ли кто их оставил. Может, нас специально "обваляли" полонием, чтобы привязать к этому преступлению. Но слова Лугового англичан не убеждали. Такое впечатление, что от этой пресс-конференции они ждали только одного: признания в убийстве. И даже если бы Андрей Луговой предоставил им самые убедительные доказательства невиновности, они бы не поверили.
Когда время пресс-конференции подошло к концу, журналист "Индепендент" снова взял микрофон.
— Вы говорите, что не убивали Литвиненко, — удивленно начал он. — Но кто же тогда это сделал?
Андрей Луговой устало вздохнул.
— Мы свои версии уже высказывали, — закончил Луговой. — Кто убил, мы не знаем, но я бы посоветовал искать связь между полонием и Березовским. Я убежден, что он и его окружение каким-то образом с полонием связаны.
Андрей Луговой "Известиям": "Мы шокированы этой посредственностью"
Сразу после пресс-конференции "Известия" связались с Андреем Луговым и спросили о его впечатлениях.
— Я и все мои знакомые шокированы посредственностью и непродуманностью вопросов, — поделился он. — Меня не покидало ощущение "дежавю" — ведь на все эти вопросы я десятки раз отвечал. И хотя в целом я доволен — я давно предлагал английским журналистам побеседовать в режиме он-лайн, но они избегали этого — но их отношением я разочарован. Такое впечатление, что им совсем неинтересно. Они спрашивают, приеду ли я в Лондон, но глядя на них, я вижу, что им всем уже все ясно. Еще до суда.