Запись в интернет-дневнике может обернуться тремя годами колонии
В конце сентября в Перми должен начаться суд над юрисконсультом одной из местных компаний Дмитрием Ширинкиным, которого обвиняют по статье 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Ширинкину грозит денежный штраф до 200 тыс. руб. либо до трех лет лишения свободы. Пока бывший офицер Пермского облвоенкомата, занимавшийся поиском пропавших в Чечне солдат-пермяков, находится под подпиской о невыезде и не понимает, как из одной безобидной записи в блоге могло получиться настоящее уголовное дело.
"Запись в интернет-дневнике может обернуться тремя годами колонии Все началось 21 апреля, когда в интернет-дневнике Ширинкина появилась запись о том, что блоггер купил пистолет.
Постановление о возбуждении уголовного дела описывает эту ситуацию так: «21 апреля 2007 г. около 22 часов 10 минут Ширинкин Д.В. находился у себя дома по адресу (...), где у него возник преступный умысел, направленный на заведомо ложное сообщение об акте терроризма. В осуществление своего преступного умысла Ширинкин Д.В., понимая, что его действия носят заведомо ложный характер, представляют общественную опасность, которая выражается в нарушении нормализации работы государственных органов и учреждений, а также прав и интересов отдельных граждан, из личных побуждений в тот же день, 21.04.07, около 22 часов 10 минут, находясь у себя дома по вышеуказанному адресу, использовав компьютерную технику, в сети интернет, через программу «Семаджик» отправил на американский сайт «www.tetraox.livejournal.com» заведомо ложное сообщение об опасности гибели людей».
Само «заведомо ложное сообщение» выглядело так:
«Я вчера купил пистолет. Старый ТТ с затертыми номерами. Коробку на 150 патронов. Патроны старые, на донышке выбит 64-й год, но сохранились хорошо, «маслята». Пистолет в промасленной бумаге, сегодня утром почистил, смазал жидким оружейным маслом, проверил механизм. Заряжал магазин, но стрелять не пробовал – я уверен, что и так сработает хорошо. У кого купил, не скажу. Но у продавца были еще пистолеты Макарова – две штуки. Я не взял, плохо из него стреляю, да и мощность не та, а ТТ – самое то. Я вас всех ненавижу, ..., ненавижу Дом-2, ненавижу метро, ненавижу российскую провинцию. Я заберу с собой два-три десятка душ».
Через несколько дней в блоге Ширинкина появилось пояснение: «Надеюсь, всем понятно, что данный текст – это художественное произведение, вымысел автора, не имеющий отношения к действительности, злой памфлет, протест против действий маньяков, расстреливающих людей». Но было уже поздно – Пермское краевое управление ФСБ начало проверку по факту записи в интернет-дневнике.
У самого Ширинкина есть две версии по поводу того, почему именно его блог привлек внимание спецслужб. «В материалах дела сказано, что проверка началась после того, как сотрудник ФСБ провел мониторинг интернета, – рассказывает Ширинкин, – но я могу предположить, что на самом деле все началось с того, что депутат Госдумы и тоже пользователь Живого Журнала Виктор Алкснис обратил на мою запись внимание и пригрозил мне 207-й статьей».
Сам Виктор Алкснис, в свою очередь, утверждает, что это просто совпадение: «У блоггеров так принято – чуть что случилось, сразу Алкснис виноват. На самом деле парню захотелось поиграть с огнем, это как если бы он в самолете передал экипажу записку о том, что требует поменять курс. Такими вещами не шутят, я возмутился и указал ему на свое к этому отношение. Но в прокуратуру я не жаловался».
Так или иначе, 4 мая домой к Дмитрию Ширинкину пришли сотрудники прокуратуры с постановлением об осмотре помещения. По итогам осмотра у блоггера изъяли компьютер (он был возвращен только после предъявления обвинения 14 августа со сломанным жестким диском), а 8 мая против блоггера было возбуждено уголовное дело, с Ширинкина взяли подписку о невыезде.
В глазах не вовлеченных в блогосферу следователей запись о купленном пистолете, вероятно, и в самом деле может выглядеть «заведомо ложным сообщением об акте терроризма». В действительности же практически каждый блоггер – потенциальный фигурант дела по статье 207. В свое время считалось хорошим тоном написать у себя в дневнике что-нибудь вроде «всех этих людей надо убить». Любые попытки властей «навести порядок» в блогосфере обречены на то, чтобы восприниматься как проявления цензуры и попытки устрашения. Никакой антитеррористической пользы в этом, разумеется, нет, а политического вреда – хоть отбавляй. «Надеюсь, – говорит Ширинкин, – что суд согласится с тем, что в моих действиях не было злого умысла». Остальные блоггеры надеются, что атака силовиков на блогосферу – это результат «перегибов на местах», а не новая государственная политика в интернете."