Московский метрострой станет политическим проектом "Единой России"
"Накануне выборов в Госдуму России, на которых мэру Москвы Юрию Лужкову как одному из лидеров «Единой России» предстоит обеспечивать победу своей партии, вопрос дальнейшего развития метрополитена, похоже, приобретает политический характер. Как заявил мэр столицы на вчерашнем заседании правительства, патронировать развитие сети скоростного транспорта Москвы должна непосредственно "Единая России". «Имеет смысл обратиться к основной политической партии России, чтобы она взяла под свой контроль и опеку строительство метро, в том числе и увеличение объемов финансирования метростроения в Москве», -- сказал Юрий Лужков.
По словам депутата Госдумы, председателя комиссии по промышленной политике президиума генсовета «Единой России» Елены Паниной, присутствовавшей на обсуждении перспектив московского метро, ряд городских территорий, удаленных от подземного скоростного транспорта, как, например, микрорайон Жулебино, уже попали «в нехорошую политическую плоскость», где регулярно проходят митинги протеста жителей, «подогреваемые» оппозиционными политическими силами. «Нужно приложить все усилия к тому, чтобы приблизить сроки строительства метро в этих районах», -- заявила она, отметив, что городской программе метростроя не мешало бы в целом «придать политический характер».
Как рассказал автор трехлетней программы метростроя, руководитель ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев, более 20% населения столицы живет в «зонах транспортного дискомфорта». Кроме того, рассчитанный на 6,5--7 млн пассажиров в день, сегодня метрополитен в часы пик перевозит свыше 9 млн человек. Из-за того что 10 из 12 линий московской подземки работают со сверхнормативной нагрузкой, четыре вовсе исчерпали свою техническую пропускную способность, а 95% пересадочных узлов, по словам г-на Гаева, имеют двух-трехкратный перегруз, пассажиры теряют время не только в пути, но и на входах и выходах из метро.
Впрочем, стремительное удовлетворение спроса всех жителей окраин Москвы на шаговую доступность метро в планы метростроевцев не входило. К 2010 году, по словам г-на Гаева, в эксплуатацию планируется ввести только восемь новых станций метро. В частности, к концу 2007 года должны быть сданы в эксплуатацию станции «Кунцевская», «Трубная» и «Строгино». Начнется строительство тоннеля до станций «Волоколамская» и «Митино», которые будут сданы соответственно в 2009 и 2010 году. Трехлетняя программа метростроя, которая также предполагает введение в эксплуатацию станций «Марьина Роща», «Зябликово» и «Сретенский бульвар», оценивается более чем в 100 млрд рублей.
Однако "политическая недальновидность" строителей главного социального объекта транспортной инфраструктуры столицы вызвала негодование не только московских единороссов, но и представителей строительного комплекса города. Так, по словам председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, через три года только жители запада и северо-запада столицы ощутят комфортную близость к самому удобному транспорту мегаполиса. И транспортная ситуация в этом случае значительно не изменится. По подсчетам г-на Кузьмина, лишь для 3% горожан подземка станет доступнее (число москвичей, проживающих на удаленных от метро территориях, сократится с 23 до 20%). Тогда как вырастет новая армия новоселов восточного направления города, где ведется масштабное жилищное строительство, которым общественный скоростной транспорт будет по-прежнему недоступен.
Кроме того, по словам главы Москомархитектуры, в городе есть и вовсе «безнадежные территории», такие как Восточное и Западное Бирюлево. По данным главного архитектора города, 150--170 тыс. жителей этих районов «даже не рассчитывают когда-либо пользоваться метрополитеном». Г-н Кузьмин считает, что быстро и эффективно обеспечить москвичей удобным способом передвижения может почти равная метро по протяженности Московская железная дорога (210 км), которая должна «превратиться во внутригородской транспорт». «Если решить вопрос с железной дорогой и более активно использовать ее в городе, то в зоне транспортного дискомфорта останется не более 8% населения», -- считает глава Москомархитектуры.
Юрию Лужкову растянутые планы строительства новых станций метро тоже показались слишком «спокойными и необоснованными». По его словам, «строительство метро в отдаленных районах города необходимо ускорить» и программа перспективного строительства метрополитена должна быть опубликована уже в этом году.
«Мы уже имеем районы за МКАД, которые отчаянно нуждаются в скоростных видах транспорта, соединяющих эти территории с центром», -- сказал мэр Москвы. Таким образом, чтобы охватить районы за пределами имеющегося кольца, метростроевцам придется реанимировать планы строительства второй кольцевой линии московского метро, начать возведение которой московские власти ранее обещали в 2007 году. Как вчера заявил Дмитрий Гаев, вторая кольцевая в Москве обязательно будет. «В эту трехлетку мы утвердим проектное решение, подготовительная работа начнется в 2010 году, а строительство -- в 2011 году», -- объявил новые сроки строительства глава метрополитена.
Напомним, что только строительство первого участка новой кольцевой линии общей длиной 12 км, который должен пройти от станции «Деловой центр» через «Полежаевскую», Ходынский район и станцию «Динамо» до «Савеловской», может занять от трех до трех с половиной лет. "