"Менеджеры “Рособоронэкспорта” не устают искать стратегического инвестора для “АвтоВАЗа”. Их не смутил даже срыв переговоров с Renault и Олегом Дерипаской. Теперь “Рособоронэкспорт” готов позвать в компаньоны российских металлургов, заявил вчера гендиректор госпредприятия Сергей Чемезов. Консультации уже велись с совладельцем “Газметалла” Алишером Усмановым, но он этим активом не заинтересовался.
Выручка “АвтоВАЗа” по РСБУ в 2006 г. — 152,4 млрд руб., чистая прибыль — 2,5 млрд руб. В 2006 г. завод выпустил 765 627 автомобилей. 66,5% голосующих акций завода принадлежат его “дочкам” — ЦО “АФК” и AVVA. Управляет предприятием ФГУП “Рособоронэкспорт”.
“Рособоронэкспорт” готов продать стратегическому инвестору блокирующий пакет акций “АвтоВАЗа”, заявил весной Сергей Чемезов. Среди претендентов он называл Porsche, Fiat и Renault, хотя французам “АвтоВАЗ” отказался продавать акции еще в прошлом году. А вчера Чемезов сделал новое заявление: стратегическим инвестором для “АвтоВАЗа” может стать и кто-то из российских металлургов. Такой партнер получил бы гарантированный заказ от автогиганта на свою продукцию, передал слова Чемезова “Интерфакс”.
Имена возможных претендентов Чемезов не назвал, а представители “АвтоВАЗа” и “Рособоронэкспорта” от комментариев отказались. Впрочем, среди металлургов у “АвтоВАЗа” поставщиков немного. Алюминий на “АвтоВАЗ” поставляет UC Rusal. А стальной прокат завод покупает у “Северстали”, НЛМК и ММК. С ними предприятие сейчас ведет переговоры о заключении трехлетних контрактов. Кроме этих трех комбинатов выпуском автолиста вскоре намерен заняться и “Газметалл” Алишера Усманова. К 2010 г. он хочет построить на территории Оскольского комбината завод мощностью 3 млн т проката в год.
Консультации велись с владельцами “Северстали” и “Газметалла”, утверждает источник, близкий к “АвтоВАЗу”. С Усмановым разговор на эту тему был несколько месяцев назад, но он на сделку не решился, говорит бизнесмен, знакомый с владельцем “Газметалла”. Представитель Усманова сообщил “Ведомостям”, что предприниматель и сама компания покупать акции “АвтоВАЗа” не собираются. Представитель “Северстали” от комментариев отказался. Не стали обсуждать возможный интерес к “АвтоВАЗу” и представители Магнитки и НЛМК.
С владельцем UC Rusal Олегом Дерипаской Чемезов уже пытался договориться об объединении бизнесов. Но предприниматель был готов внести в совместную компанию лишь мощности по производству “Волг” и проект JR 41 (выпуск машин на базе моделей Chrysler). “Рособоронэкспорт” это не устроило. Новых предложений с тех пор не было, убеждают “Ведомости” источники в “АвтоВАЗе” и “Базэле” (владеет группой “ГАЗ”), потому переговоров не ведется.
“Рособоронэкспорт” задумался о металлургах, потому что с профильными инвесторами “АвтоВАЗу” договориться не удается, думает аналитик “Капитала” Михаил Пак. А заявление Чемезова означает не то, что металлурги выстроились в очередь за акциями “АвтоВАЗа”, а то, что “Рособоронэкспорт” хочет привлечь в инвесторы благонадежного партнера, думает он. Совладелец “Северстали” Алексей Мордашов и Усманов для этого хорошо подходят, считает замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Оба бизнесмена лояльны властям, их бизнес и так политически ориентирован. Но заставлять их покупать акции никто не будет, уверен эксперт.
Инвестировать в “АвтоВАЗ” металлургам нет смысла, считает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Они могут быть заинтересованы в постоянных поставках металла на “АвтоВАЗ”. Но они также всегда найдут потребителя среди российских заводов по производству иномарок, а объемы потребления “АвтоВАЗа” могут упасть, рассуждает эксперт. Автопром для металлургов хоть и крупнейший клиент, но не основной. В прошлом году российские комбинаты поставили автоконцернам 1,35 млн т стали, а, к примеру, трубникам — 4,4 млн т, соглашается аналитик UBS Алексей Морозов. Что же касается Мордашова, то он вообще только недавно вышел из автомобильного бизнеса, продав 48% акций “Северсталь-Авто”, напоминает аналитик.
Покупка пакета в “АвтоВАЗе” к тому же не дешевая инвестиция. Капитализация автоконцерна в РТС вчера составляла $4,59 млрд, блокпакет стоил $1,46 млрд. Миноритариев металлургических групп придется долго убеждать в целесообразности таких затрат, резюмирует Морозов. Да и самому “АвтоВАЗу” не нужен партнер для решения операционных задач, касающихся поставок и цен, считает Чуйко. Ему нужно привлекать стратегического партнера из автопрома для разработки нового модельного ряда.