"На очередном раунде переговоров по вступлению России в ВТО, прошедших в середине декабря в Женеве, Москва выдвинула США ультиматум по вопросам торговли сталью. Глава российской делегации в Женеве, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков заявил, что если министерство торговли США не предложит приемлемого варианта, то Россия "станет решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия в соглашениях". Речь идет о так называемом Всеобъемлющем соглашении по торговле сталью, заключенном Россией и США в 1999 году, которое ограничивает поставки российской металлопродукции в США. По ряду причин наши металлурги начали нести в этом году многомиллионные потери на американском рынке, вследствие чего Россия предложила США пересмотреть условия соглашения.
Впрочем, независимо от исхода российско-американского торгового диспута по стали, трудности российских металлургических компаний в США имеют один положительный эффект. Массированная кампания по обвинению в демпинге заставила российских металлургов выступить единым фронтом, что свидетельствует о начале консолидации крупного металлургического бизнеса в России. Без этого в ближайшем будущем российские производители не смогут успешно конкурировать с крупнейшими металлургическими компаниями мира.
Суть конфликта
С распадом СССР и исчезновением традиционных рынков сбыта внутри страны (прежде всего резким уменьшением спроса со стороны машиностроителей) логичным шагом для российских металлургов стали масштабные экспортные поставки. Однако все оказалось не так просто - многие страны поддерживают собственное производство подобной продукции, и "стальные магнаты" вскоре начали активно противодействовать экспорту из России. Первой ласточкой в разворачивающейся антидемпинговой войне стал процесс против импорта горячекатаного листа из России, начавшийся в 1994 году в Мексике. По итогам судебного разбирательства была установлена 29-процентная пошлина на продукцию всех российских предприятий. Позже, в декабре 1996 года, аналогичные антидемпинговые разбирательства были инициированы в США. Для того чтобы сохранить за российскими экспортерами часть американского рынка горячекатаной продукции, Министерство внешнеэкономических связей России подписало с администрацией США соглашение, которое определяло годовую квоту поставок толстого горячекатаного листа, оказавшуюся в два раза меньше того объема, который российские металлурги поставляли ранее.
В 1998 году, сразу после августовского кризиса, американцы начали новое антидемпинговое расследование, связанное с торговлей российской горячекатаной сталью. Оно привело к тому, что Россия была вынуждена заключить вышеупомянутое Всеобъемлющее соглашение. В противном случае ее обвинили бы в демпинге, поскольку Вашингтон на уступки идти не хотел. По условиям соглашения, подписанного 12 июля 1999 года, Россия ограничивала поставки 15 видов российской металлургической продукции в обмен на отказ США вводить запретительные пошлины на ввоз горячекатаного проката из России. Для последнего была выработана специальная формула определения минимальных цен.
На тот момент подписание соглашения являлось единственным способом для России остаться на американском рынке, так как шансов победить в антидемпинговом процессе не было. Однако в середине 2000 года стальные цены на американском рынке провалились ниже тех минимальных цен, что были предусмотрены соглашением 1999 года для российского импорта, что фактически означает запрет экспорта нашей стали в США. Это уже привело к потерям десятков миллионов долларов. А если учесть, что соглашением 1999 года поставки российской продукции были ограничены примерно на 70%, то суммарные потери за время действия Всеобъемлющего соглашения составили около миллиарда долларов. Поэтому Россия настаивает сейчас на изменении правил игры.
Теневая борьба
Анализируя ситуацию на металлургическом рынке США, можно прийти к неожиданному выводу - жесткая реакция американцев на импорт из России, в общем, не имеет под собой реального основания. Доля российской стали в суммарном потреблении в США составляет около 3%, и вряд ли российские экспортеры в обозримом будущем сумеют значительно пошатнуть позиции американских компаний. В США, как и в Западной Европе, доминируют поставки "день в день", когда завод выпускает и поставляет продукцию в соответствии с нуждами потребителя. Компании, специализирующиеся на подобных поставках, имеют огромные преимущества перед другими производителями, предлагающими металлопродукты даже по гораздо более низким ценам, потому что в некоторых видах бизнеса, например в строительном, задержки в поставках ведут к дополнительным затратам. При поставках "день в день" не нужно тратиться и на складские помещения. Более того, американские металлургические компании специализируются на выпуске сложной продукции с высокой добавленной стоимостью, а из России и азиатских стран поступает дешевая продукция с "сырьевым оттенком".
Западный металлургический бизнес характеризуется чрезвычайно высокой степенью монополизации - в США, например, большая часть стали выплавляется на заводах U.S.Steel, которая вместе с многочисленными "стальными" профсоюзами успешно диктует свои условия правительству. В этой ситуации иностранные игроки вряд ли могут существенно изменить ситуацию на внутреннем американском рынке.
Единственный сегмент, где иностранные производители способны составить серьезную конкуренцию американцам - это дешевая горячекатаная листовая сталь для производства автомобилей. Впрочем, и здесь есть свои приемы, позволяющие нейтрализовать иностранных конкурентов. Американская компания AK Steel Corp., одна из 40 крупнейших сталелитейных компаний мира, заключила с General Motors Corp. долговременный контракт стоимостью 11,7 млрд долларов, предусматривающий поставку 18 млн тонн стали на заводы GM по всему миру в течение трех-четырех лет. В случае успешной реализации контракта стороны планируют продлить его еще на десять лет. Таким образом AK Steel намерена обезопасить себя от конкурентов из Азии и России.
Ветер с востока
Главной закулисной интригой сегодняшнего противостояния США и России является то, что инициатором ввода антидемпинговых расследований против российских металлургов вполне могут оказаться отнюдь не американские компании, а некоторые азиатские производители. По мнению экспертов, американские производители способны обеспечить потребности США в металлургической продукции на 70-75%. Учитывая, что рост американской экономики явно замедляется, спрос на сталь, скорее всего, начнет падать, уменьшая тем самым сегмент рынка, доступный иностранцам. Поэтому сейчас между "дешевыми" производителями разгорается жаркая борьба за американский стальной рынок. Российская доля американского рынка составляет всего 3%, а если рассчитывать ее относительно доли иностранных компаний, то получается около 10% объема поставок в США. А это уже вполне приличный кусок. Азиатские металлурги вполне могли использовать свое могущественное лобби в США (вспомнить хотя бы, как китайцы "уломали" Вашингтон и получили согласие на вступление Китая в ВТО) для создания барьеров на пути российского экспорта металлургической продукции. С помощью таких мер можно обеспечить гарантированный сбыт собственной продукции в США.
Эра консолидации
Парадоксально, но передряги российских металлургов на рынке США могут сослужить им хорошую службу. В начале декабря, возможно, впервые, крупнейшие российские промышленные компании, оставив свои разногласия, объединили усилия и совместно выступили против необоснованных обвинений в демпинговых поставках в США. "Северсталь", "Ижсталь", "Мечел", Магнитка, НЛМК, Оскольский электрометаллургический комбинат решили выступить против обвинений со стороны американцев в несоблюдении условий Всеобъемлющего соглашения. Одновременно российские производители выдвигают контрпретензии. Так, США не увеличивали поэтапно квоты, что было одним из условий соглашения 1999 года.
Еще два года назад российские металлурги предпочитали действовать в одиночку. В 1999 году между ними произошел раскол по поводу Всеобъемлющего соглашения - "Северсталь" и ММК были "за", а НЛМК, "Мечел" и "Ижсталь" - "против". Разобщенность российских металлургов во многом способствовала тогда заключению невыгодной для России сделки.
Консолидация российской металлургической промышленности наметилась как нельзя кстати. Объединение усилий позволит российским металлургам более эффективно отстаивать свои права за рубежом. Это особенно актуально, учитывая, что пока на экспорт из России идут холоднокатаные и горячекатаные рулоны и заготовки, т. е. фактически российский металлургический экспорт имеет сырьевую направленность. Продукцию с высокой добавленной стоимостью (высококачественные спецстали, цена на которые в 10-15 раз выше обычных) западные компании, пользуясь слабостью российских производителей, предпочитают производить самостоятельно, а заготовки импортировать из России. "