"“Роснефть” и Олег Дерипаска в 2006 г. и первой половине 2007 г. были главными российскими скупщиками — такова оценка экспертов Mergers.ru, сделанная по просьбе “Ведомостей”. Приобретения госкомпании оценены в $20 млрд, бизнесмен отстает на $5 млрд. Интересы Дерипаски и “Роснефти” уже пересеклись, объектом для их схватки может стать “Русснефть”, ожидают эксперты.
Олег Дерипаска в этом году занял 2-е место в “золотой сотне” Forbes с состоянием в $16,8 млрд. Основные его активы управляются фондом “Базовый элемент” (“Базэл”). Это En+ (UC Rusal, “Евросибэнерго”, Объединенная нефтяная группа, Salamon Enterprises), холдинг “Русские машины”, Basic Element Finance (“Ингосстрах”, банк “Союз” и проч.), Element Resources, строительные компании “Главстрой”, Серебрянский цементный завод, “Альтиус Девелопмент”, “Аремекс”. Общая выручка компаний фонда в 2006 г. — $18,47 млрд, стоимость активов за вычетом долга — $23 млрд.
Кто в России больше всех заключает сделок по слияниям и поглощениям, эксперты Mergers.ru. подсчитали по просьбе “Ведомостей”. В 2006 г., по их оценкам, объем таких сделок составил $59,9 млрд, а в первой половине 2007 г. уже достиг $55,3 млрд. Самым активным их участником оказался скупщик активов обанкротившегося ЮКОСа — “Роснефть”: $20,3 млрд. Mergers.ru оценивал сделки с января 2006 г. по август 2007 г. Основные покупки “Роснефть” сделала на аукционах по продаже имущества ЮКОСа, при этом сделка с 9% акций “Роснефти” не учитывалась.
А вот 2-е место, обогнав даже “Газпром” с $14 млрд, занял “Базэл” Олега Дерипаски c $15,4 млрд. Из этой суммы $10,6 млрд приходится на объединение активов “Русала”, “Суала” и Glencore в UC Rusal, где Дерипаска получил 66%. Эту стоимость Mergers.ru определяет как сумму активов Glencore и “Суала”, поскольку именно за их счет приросла компания Дерипаски, объясняет управляющий директор проекта Юрий Игнатишин. Все прочие остались далеко позади. Сделки владельца “Металлоинвеста” Алишера Усманова, создавшего за все это время медиахолдинг на базе “Коммерсанта”, эксперты оценивают в $1,8 млрд, Evraz Group они дают $3,5 млрд, а Millhouse Capital Романа Абрамовича — всего $3 млрд.
Дерипаска играл по-крупному: только в этом году, став акционером крупнейшей в мире алюминиевой компании — UC Rusal, он купил 30% акций австрийского концерна Strabag и 9,9% акций немецкой Hochtief (см. таблицу). Предприниматель владеет менее 5% General Motors (сейчас стоит около $900 млн), а в мае он договорился с владельцем канадской Magna International Фрэнком Стронаком о покупке за $1,54 млрд доли в этой компании. Вместе они будут контролировать около 70% голосов. Представитель “Базэла” комментировать оценку Mergers.ru не стал.
Секрет Дерипаски прост: он политически благонадежен, поэтому не опасается за судьбу своих покупок, и ему повезло иметь в роли первоисточника капитала “Русал”, объясняют эксперты. Цена на алюминий более стабильная, чем, к примеру, на никель, выстреливший лишь в прошлом году, замечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Маржа “Русала” по EBITDA стабильно держится в районе 35-40%, чему помогают и толинговые схемы, напоминает он. В итоге “Русал” на протяжении последних нескольких лет платил Дерипаске не менее $1 млрд дивидендов, и магнату было на что начать свою экспансию на рынке слияний и поглощений. Дерипаска теперь “идет широким фронтом, ему все интересно, а вдобавок он экономический патриот — покупает что-то, что плохо работает, в надежде сделать это лучше”, отмечает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. Наконец, Дерипаска сверхлоялен власти и это должно поощряться, заключает Юргенс. Он также согласовывает свои действия с властями, добавляет эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. Кому как не ему было решиться на выкуп контрольного пакета акций “Русснефти” у Михаила Гуцериева, которого обвиняют в незаконном предпринимательстве? То, что эти акции арестованы еще до закрытия сделки, не означает, что власти имеют что-то против Дерипаски, считает Макаркин.
Естественный вопрос — когда у Дерипаски закончатся деньги? Очень дорогие проекты он делает, как правило, с привлечением крупных кредитов, отмечает бизнесмен, знакомый с владельцем “Базэла”. UC Rusal должна банкам около $7 млрд. “Нормальная практика — чтобы внешние заимствования составляли 70%”, — сказал как-то гендиректор компании Александр Булыгин. Акции Magna “Русские машины” также купят в кредит (BNP Paribas выдаст $1,229 млрд под LIBOR + 2%). “Если ожидаемая отдача на капитал выше, чем доступные процентные ставки по кредитам, то эффективный инвестор поступит так же”, — объясняет аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Совокупный долг “Базэл” не раскрывает, а долг UC Rusal в $7 млрд Галкин считает умеренным.
Интересы двух самых активных участников процесса M&A — “Роснефти” и Дерипаски могут пересечься, ведь оба заинтересованы в покупке “Русснефти”, считает управляющий директор “Атона” Стивен Дашевский. Из двух претендентов на “Русснефть” Дашевский отдает предпочтение “Роснефти”, которой руководят замглавы президентской администрации Игорь Сечин и Сергей Богданчиков. Именно ее власти выбрали для консолидации нефтяных активов в интересах государства. Дерипаска сможет купить этот актив, только если “Роснефть” не захочет его брать, заключает Дашевский. О том, что Дерипаске придется побороться с “Роснефтью” за “Русснефть”, говорил “Ведомостям” источник, близкий к Кремлю. Он считает арест акций “Русснефти” одним из элементов борьбы против Дерипаски.
Представители “Роснефти” и “Базэла” не комментируют ситуацию.