"Региональные отделения партий — основателей “Справедливой России” — Российской партии пенсионеров и “Родины” — бегут от Сергея Миронова. Потери активистов, переходящих в КПРФ или “Единую Россию”, исчисляются тысячами. Но эксперты не видят в этом большой угрозы для эсэров накануне выборов.
“Справедливая Россия” появилась осенью 2006 г. на базе Российской партии пенсионеров (РПП) Игоря Зотова, “Родины” Александра Бабакова и Российской партии жизни (РПЖ) Сергея Миронова. По данным Росрегистрации, в 2006 г. в РПЖ состоял 107 731 человек, в РПП — 130 000, в “Родине” — 144 000.
Лидеры партий договорились, что объединенные региональные отделения возглавят лидеры самой влиятельной ячейки. На деле Миронов сам решал, кому доверить тот или иной регион, рассказывает лидер свердловских “пенсионеров” Евгений Артюх, и тогда некоторые региональные отделения партий-основателей отказались объединяться.
Партия Сергея Миронова несет потери. В “Единую Россию” перешел секретарь бюро новосибирского совета эсеров Михаил Садовой, экс-руководитель отделения “Родины” в области. “Новосибирское отделение не готово к кампании, его новый руководитель Тамара Шароглазова пока не пользуется популярностью”, — сетует источник в руководстве эсэров.
В список единороссов попал сын покойного губернатора Астраханской области, лидер астраханских “пенсионеров” Петр Гужвин — астраханский губернатор Александр Жилкин пообещал ему проходное место. По данным ЦИК “Единой России”, кроме Гужвина никто из активистов-“пенсионеров” к ним не переходил.
В Воронежской области отделение “Родины” присоединилось не к эсэрам, а к “Великой России” Дмитрия Рогозина, петербургское отделение “Родины” перешло к “Патриотам России” Геннадия Семигина.
А Евгений Артюх заключил соглашение о сотрудничестве с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым — на платформе КПРФ. По оценке Артюха, актив РПП в области — 2600 человек, еще 60 000 сторонников, а на выборах в октябре 2006 г. за список РПП проголосовало 186 000 граждан.
Региональные структуры РПП в Нижегородской, Астраханской, Свердловской областях, Татарстане и Ханты-Мансийском автономном округе также отказались вливаться в партию Миронова. Источник в нижегородском отделении РПП рассказал “Ведомостям”, что отказ созрел еще в феврале 2007 г., а в июне вместе с зампредом заксобрания Романом Антоновым 80 местных организаций вошли в “Единую Россию”. Но партбилеты получили только 60 лидеров местных отделений.
Миронов региональные потери называет очищением от “предателей, конъюнктурщиков, временщиков и приспособленцев”.
Формирование предвыборных списков в финальной стадии, те, кто не сумел договориться с Мироновым, выводят свои структуры в поисках проходных мест в других партиях, считает политолог Ростислав Туровский.
Сила “пенсионеров” в бренде, считает политолог Михаил Виноградов, но с исчезновением партии магия бренда улетучилась и опасности для эсеров уход “пенсионеров” не представит.
В октябре 2006 г. РПП набрала на региональных выборах в Астраханской области 9,6%, в Свердловской — 18,7%, на региональных выборах в Нижегородской области в 2005 г. — 17%. “Родина” в 2005 г. в Новосибирской области получила 6,9%, в Воронежской — 21,5%."