"Статус помощника главы администрации президента, отдельный кабинет на Старой площади, служебная машина и зарплата 5900 руб. — вот что ждет уходящих в отставку губернаторов, лояльных Кремлю. Таковых уже семеро, восьмым может стать недавно отставленный губернатор Новгородской области Михаил Прусак.
В феврале 2007 г. Путин подписал указ о внесении изменений в Положение о Госсовете, по которому для оказания помощи членам Госсовета заработала консультативная комиссия. Состав ее определяется президентом. В нее “могут быть включены лица, имеющие опыт публичной государственной и общественной деятельности”.
Заявление об отставке Прусак написал 2 августа, побеседовав с полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым. По словам Клебанова, он предложил Прусаку работу в администрации и сообщил, что предложение согласовано с президентом Владимиром Путиным и руководителем его администрации Сергеем Собяниным.
“Прусаку предложение понравилось, но он через несколько дней сам объявит о своем решении. Думаю, внутренне он согласен”, — резюмировал Клебанов. Связаться с Прусаком вчера не удалось, но источник в СЗФО подтвердил, что речь идет о должности помощника Собянина, члена консультативной комиссии при Госсовете.
Если Прусак согласится, он станет восьмым по счету помощником Собянина из числа бывших губернаторов. Нижегородский Геннадий Ходырев, саратовский Дмитрий Аяцков и псковский Евгений Михайлов обрели кабинеты на Старой площади в прошлом году; в нынешнем их команду пополнили экс-губернаторы Корякского автономного округа Олег Кожемяко, Камчатки Михаил Машковцев, бывший глава Республики Тыва Шериг Оол Ооржак и экс-президент Бурятии Леонид Потапов, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к администрации президента.
Состав консультативной комиссии только недавно сформировался, говорит Михайлов (назначен помощником Собянина весной 2006 г.). Состав комиссии при Госсовете еще не укомплектован, распределение обязанностей должно быть утверждено до середины сентября, добавляет Ходырев.
Направления работы разные, готовим материалы к Госсовету, к его президиуму и совещаниям с губернаторами, перечисляет Михайлов. Область, которую ранее возглавлял человек, не влияет на направление работы: все члены консультативной комиссии готовят документы независимо от специфики возглавляемого ими ранее региона. “Сейчас это направление усилили, заодно пристроили людей, имеющих большой опыт в региональной политике”, — признается Михайлов. Он считает, что такая работа поможет Москве “лучше понимать происходящие процессы в регионе”.
В конце июля Кожемяко в новом качестве съездил с инспекцией на Камчатку, где оценивал, по данным пресс-службы администрации края, “состояние судостроительной отрасли полуострова, в частности возможности местных заводов производить ремонт старых судов и осуществлять строительство новых”.
Опрошенные “Ведомостями” экс-губернаторы признались, что с Собяниным не пересекаются по работе: руководит подготовкой к заседаниям Госсовета помощник президента Александр Абрамов, он и проводит с ними совещания.
“Президент называет нас золотым фондом России”, — гордится Аяцков.
У трудоустроенных нет секретарей или помощников: из льгот — водитель, служебная машина, кабинет на Старой площади. Оклад порядка 5900 руб., откровенничает Ходырев. К ставке прилагаются премии, надбавки, но главное — статус федерального госслужащего, констатирует Михайлов.
Аяцков уже наметил себе фронт работ: он бы возродил школы пропагандистов — по реализации послания президента — и хотел бы контролировать работу нынешних губернаторов через закон об оценке эффективности деятельности глав субъектов. “Таких поручений еще не было, но бывшие губернаторы могли бы взять их на себя”, — считает Аяцков. Свои предложения он излагает в служебных записках и сетует, что с помощниками Собянин не встречается. “Главное — не быть навязчивым, занимать полезную для государства нишу”, — говорит Аяцков.
Зампреду совета директоров Альфа-банка Олегу Сысуеву группа помощников Собянина напомнила существовавшую в советское время при Минобороны “райскую группу” генералов. Но трудоустройство экс-губернаторов — жест нынешней власти, не бросающей служивших ей людей, говорить об их влиянии и лоббистском потенциале не приходится, заключает он."