"Помочь экипажу атомной подлодки "Курск" вызвались многие. Очень многие. Все мы ощущаем эти волнующие проявления общечеловеческой солидарности. Ситуация, по сути, такая же, как при сильном землетрясении, когда близкие и далекие соседи реагируют на беду движением души, отодвигая в сторону соображения целесообразности, старые разногласия и трения. Однако разница в том, что прийти на помощь оказавшемуся в катастрофическом положении современному подводному крейсеру может далеко не каждый. Палатки и теплые одеяла тут ни к чему. Тут нужна передовая технология спасения, которой на сегодняшний день обладают единицы. И они без колебаний предложили свои услуги.
В частности, британское военное командование для выполнения задачи по спасению российских моряков-подводников выделило глубоководную субмарину LR-5, батискаф "Скорпион", который обычно используется для выполнения разведывательных задач, три военно-транспортных самолета "Геркулес" с грузом оборудования и медикаментов, команду спасателей из 27 человек. "Мы рассчитываем на тесную работу команд наших и российских спасателей, которые как никто понимают участь своих товарищей на дне Баренцева моря и готовы сделать все ради их спасения", - сказал высокопоставленный представитель министерства обороны Великобритании Джон Спеллар.
Аналогичную готовность выразили норвежцы, наши ближайшие морские соседи на Севере. Они выделили специальное судно "Norman pioneer" для транспортировки английской мини-субмарины. Судоверфь в заполярном Киркенесе, которая давно сотрудничает с Россией, вызвалась изготовить переходной отсек для той же лодки, хотя это связано с немалыми техническими трудностями. Шведские ВМС предложили направить в район бедствия свой подводный аппарат, способный принять на борт 33 человека.
Свою помощь предложили и США. Каждая из вышеназванных стран обладает высокоразвитыми структурами для осуществления широкого спектра подводных работ и, конечно же, в принципе должна была бы рассматриваться Россией в качестве потенциального партнера в такой ситуации, в какой оказалась подводная лодка "Курск".
К сожалению, как показывает развитие событий, мы оказались не готовыми к тому, чтобы немедленно запустить механизм получения помощи извне. Собственно говоря, и нет такого механизма у нас. Хотя действия в такого рода ситуациях уже давно и не раз должны были бы быть проиграны на совместных учениях. На такой особый случай должны существовать специальные команды спасателей с техническими средствами. Еще лучше, если такие команды объединить какими-то корпоративными узами, чтобы спасатели-профессионалы знали друг друга лично - как это мы видим в международном братстве космонавтов или, к примеру, в ассоциации лоцманов. Ничего непреодолимого в реализации этой идеи нет. Тем более что и определенный опыт уже налаженного взаимодействия на море существует - при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Что же мешает пойти дальше, вширь и, к месту будет сказано, вглубь, охватив такого рода взаимодействием все важные сферы человеческой деятельности, связанные с риском для жизни людей? Все те же призрачные стереотипы "врага за бугром"? Может быть. Но в нас ли только дело?
Но как бы то ни было, драматические события в Баренцевом море однозначно говорят в пользу необходимости более серьезного, более предметного сотрудничества морских держав в сфере безопасности мореплавания. В том числе и в такой сверхтрудной сфере, как спасение потерпевших бедствие подводников.
Если же вопрос ставить шире, то нужна принципиальная, общая стратегия партнерства, а не импульсивные движения в зависимости от очередного крупного потрясения. Взорвали переход у метро - на повестку дня ставим борьбу с терроризмом. Испытали ядерное оружие в Южной Азии - все силы на укрепление режима нераспространения. Безобразничают талибы - давайте, дескать, их прижмем совместно. Оно понятно, жизнь есть жизнь. Конкретные-то события и вносят нужную конкретику в международное сотрудничество.
Однако требуется и какой-то более значимый поворот в том смысле, чтобы поставить международное партнерство на более высокий моральный уровень.