"Дело Литвиненко" или "дело Лугового" правильнее было бы назвать "делом Березовского"
"На вопросы "ИНТЕРФАКСА" отвечает председатель комитета Государственной думы по делам ветеранов, экс-директор ФСБ России Николай Ковалев.
Николай Дмитриевич, на Ваш взгляд, российско-британские отношения приблизились к порогу "холодной войны"?
- До "холодной войны", конечно, далеко, но назвать эти отношения теплыми тоже не берусь. И самое неприятное заключается в том, что обычная, рутинная работа спецслужб вдруг стала влиять на межгосударственные политические отношения. А вот этого быть не должно. Это, вообще говоря, непрофессионально. Ведь в "шпионские раздоры" оказались втянуты миллионы граждан обеих стран, которые с напряжением следят за их обменом дипломатическими нотами и выступлениями глав государств.
Причем простые граждане ведь не вникают в тонкости дипломатии, а слышат лишь какие-то жесткие заявления о неких санкциях, о высылке сотрудников посольств, об отказе в предоставлении виз. В результате - всяческие пересуды, слухи, необоснованные опасения. Так зачем же британские спецслужбы подталкивают народы двух стран к настороженности, к взаимному недоверию? Такие действия недопустимы. Такую деятельность вполне можно назвать провокаторской.
Однако, на самом деле, ничего страшного, конечно, не происходит, и простых граждан России и Великобритании все эти распри вряд ли коснутся. Ограничения выдачи виз, например, относятся только к сотрудникам правительственных учреждений; туристы и бизнесмены по-прежнему обслуживаются консульскими службами. Но хочу подчеркнуть, что все это вызвано тем, что британские спецслужбы взяли на себя нехарактерную функцию - влиять на деятельность государственных институтов.
И ключевую роль здесь играет так называемое "дело Литвиненко"?
- На сегодняшний день, вероятно, да. Но дело Литвиненко является лишь одним из звеньев большой цепи. Напомню, что уже больше десяти лет прошло с того времени, когда был разоблачен агент британской разведки Платон Обухов. В 2000 году был установлен факт участия руководителя Британского Совета в России Энтони Эндрюса в вербовке российского гражданина. В следующем году был арестован и осужден агент британских и эстонских спецслужб Валерий Оямяэ. В 2004 году был арестован и через два года осужден бывший сотрудник ГРУ, сотрудничавший с англичанами, Сергей Скрипаль. У всех на памяти недавнее громкое дело с камнем-тайником, в котором были замешаны сотрудники посольства Великобритании в Москве. И вот теперь - дело Литвиненко. Или скорее "дело Лугового". Хотя правильнее было бы его назвать "делом Березовского".
Почему?
- Теперь уже абсолютно ясно, что Александр Литвиненко работал на Бориса Березовского и параллельно вел какие-то свои личные игры, с чем, вероятнее всего, и связано его убийство. Впрочем, вполне возможно, что это и не убийство, а несчастный случай.
В мае на своей пресс-конференции Луговой заявил, что Березовский был завербован британскими спецслужбами. Так это или нет, не нам здесь сейчас судить. Но и без этого у российских правоохранительных органов накопилось к Березовскому много вопросов. Напомню, что он проходит как обвиняемый по делу о хищении и легализации 214 млн. рублей компании "Аэрофлот". На днях генеральная прокуратура России обнародовала постановление о привлечении Березовского к уголовной ответственности за организацию хищения путем мошенничества 13 млн. долларов у банка "СБС-Агро". Басманный суд Москвы наложил арест на виллу Березовского на Лазурном Берегу Франции.
А в это время Березовский спокойно живет в Лондоне в статусе политэмигранта, к нему открыто приезжают за финансированием лидеры наших оппозиционных и радикальных партий и организаций. Так что британским спецслужбам даже не приходится долго искать, через кого бы им вести свою деятельность: вот они все, как на ладони, в гостях у Березовского.
Вы упомянули о Британском Совете в России. С ним что-то не так?
- Это некоммерческая и официально негосударственная организация, формально декларирующая своей целью сотрудничество в области науки, культуры и образования. А что на деле? А на деле она активно способствует оттоку перспективных российских молодых кадров за границу, направляя их на обучение в Великобританию. И, как мы убедились на примере дела о вербовке российского гражданина в 2000 году, через Британский Совет можно было без каких-либо затруднений связаться с сотрудниками британских спецслужб.
Какой же, на Ваш взгляд, может быть выход из того тупика, в котором оказались Россия и Великобритания в связи с "делом Березовского-Литвиненко-Лугового"?
- Прежде всего, надо успокоиться и трезво посмотреть на ситуацию. В обеих странах есть свои законы. Хорошие они или плохие - это другой вопрос. Но их надо соблюдать. Великобритании полезно, думаю, было бы знать, что в прошлом году в Генеральную прокуратуру России поступило более двухсот ходатайств от иностранных государств об уголовном преследовании российских граждан. Результат - судебные приговоры по 98 уголовным делам, еще 20 дел находится в судах на рассмотрении, по остальным работают следственные органы.
В этой связи возникает вопрос: а что же мешает британцам передать собранные материалы в отношении Лугового российским правоохранительным органам? И уже в нашей стране, исходя из этих материалов, если они, конечно, содержат убедительную доказательную базу, российские компетентные органы могут возбудить уголовное дело.
Требовать же от нашей страны внесения поправок в Конституцию России бессмысленно и глупо. И еще. Разведка, британская в данном случае, должна выполнять свои непосредственные обязанности - разведывать она должна. А политикой пусть занимаются политики и дипломаты. И тогда все встанет на свои места.