"Генсек Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа сделал вчера предложение, от которого довольно трудно отказаться Западу и которое уже вызвало резонанс в мире. Выступая после видеомоста Москва - Пекин, посвященного "роли ОДКБ в обеспечении региональной безопасности стран - участниц договора", бывший глава президентской администрации заявил, что ОДКБ готова к сотрудничеству с антитеррористической коалицией во главе с США, действующей в Афганистане. Речь идет не об отправке воинского контингента, а о помощи правительству Хамида Карзая финансами, оружием и инвестпроектами. Но эти слова означают и то, что Россия хочет вернуться в Афганистан.
Как и 30 с лишним лет назад, "афганская грусть" появилась по причине соперничества с Западом. СССР открыто противостоял ему, а Россия следует принципу "не можешь предотвратить - возглавь". По вопросам ПРО, ближневосточного урегулирования, статуса Косово, ситуации вокруг Ирана и КНДР Россия не в состоянии реально изменить планы Запада.
--------------------------------------------------------- Афганистан никогда не был завоеван
В древности Афганистан входил в ореол расселения индоарийских племен. После образования Персидской империи в середине VI века до н.э. эти территории вошли в ее состав и управлялись как рядовые сатрапии царями из династии Ахеменидов. В IV веке до н.э. Персидскую империю завоевал Александр Македонский. Понесенные в этих боях потери великий полководец так и не смог восполнить, и в итоге индийский поход Александра закончился неудачей. В VII веке в Афганистан пришли арабские кочевники. Они познакомили местное население с исламом и включили Афганистан в состав первого Халифата. Фактически исламизация так и не завершилась: в высокогорной афганской провинции Нуристан до сих пор проживают немногочисленные дардские народы, которые следуют языческим культам. В 1747 году умер великий иранский правитель и полководец Надир-шах. Наиболее приближенный к нему вассал - Ахмад-шах - захватил всю казну покойного и бежал из Ирана в Афганистан. На эти деньги он создал свою собственную державу, которая получила название империя Дуррани. С этого времени начинается история Афганистана как отдельного государства. Затем Афганистан трижды пыталась завоевать Великобритания с подконтрольных ей индийских территорий. За оружие бралось все население Афганистана. Британские солдаты превращались в беззащитные толпы. В 1973 году в Афганистане окончился шахский период. Премьер-министр страны Мухаммад Дауд организовал военный переворот. Народно-демократическая партия Афганистана, которая получала указания напрямую из Москвы, не смогла долго удерживать власть. С 1979 по 1989 год в Афганистане продолжалась советская оккупация. В 1992 году в Кабул вошли моджахеды. Начался период гражданской войны. Междоусобицам в Афганистане положили конец боевики террористического движения «Талибан». В 1994 году талибы накопили достаточно сил, чтобы завоевать Кандагар, а два года спустя боевики вошли в Кабул. Придя к власти, талибы установили жесткие законы, основанные на шариате, и вернули в страну «закон и порядок», прибегая к средневековому насилию. В 2001 году после терактов в Нью-Йорке в Афганистан вторглись войска США и их союзников. Режим талибов был свержен. На смену ему пришло правительство во главе с Хамидом Карзаем, которое устанавливает в стране демократию. Во всяком случае, об этом говорят пресс-секретари американского контингента в Афганистане, которые не могут покинуть страну уже шесть лет.
Зато в Афганистане, где войска коалиции увязли столь же прочно, как советские, Россия, предлагая свою помощь, не теряет ничего, а выиграть может многое.
В ОДКБ, помимо России, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. "Если мы проигнорируем ситуацию в Афганистане, опять на долгие годы получим проблемы в Центральной Азии. Поэтому мы планируем приложить усилия по стабилизации ситуации в Афганистане, - заявил Бордюжа. - Ни о каком военном участии стран ОДКБ в антитеррористической коалиции речи не идет".
Николай Бордюжа упрекнул мировое сообщество в пассивности, отметив, что процесс афганского урегулирования не должен включать в себя только обеспечение оружием армии Афганистана, финансовую помощь центральной власти и инвестиционные проекты - то есть все то, что готова предоставить ОДКБ. Запад, например, должен более активно заниматься полицейскими операциями и борьбой с наркотрафиком.
Параллельно с генсеком ОДКБ об Афганистане вчера говорил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Комментируя ситуацию, сложившуюся в связи с захватом талибами южнокорейских граждан, он заявил, что "ситуация в Афганистане, к сожалению, деградирует, поэтому нынешний формат операции начинает терять перспективу, начинает себя исчерпывать". "По моему убеждению, - заявил Косачев, -требуется более широкое обсуждение ситуации, в том числе с участием тех стран, которые в операции не задействованы. В частности, России". Ведь наша страна в Афганистане, по его мнению, "на уровне простых людей воспринимается как союзник". В компании с Поднебесной
Означает ли вчерашний всплеск интереса официальных лиц к Афганистану, что Россия готова вернуться туда не просто в качестве инвестора, спонсора и поставщика оружия, но и направить военных советников? Глава аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин не исключает такой перспективы. "За подобными заявлениями стоят интересы ВПК и желание соперничать с американцами. Афганистан - практически единственное место, где мы в состоянии это сделать", - заявил он корреспонденту "Газеты".
Если заявления генсека ОДКБ действительно только первый шар в сторону южных границ, и за ним последуют новые, запущенные уже более статусной рукой, то к этому все готово. Есть потенциальный и очень сильный союзник - Китай. Николай Бордюжа объявил, что в ближайшие несколько дней или недель будет подписан протокол о сотрудничестве между ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), куда помимо России и среднеазиатских стран входит и КНР. Причем одной из составляющих этого протокола будет совместная работа по "постконфликтному устройству" Афганистана. Отметим, что военное сотрудничество между ОДКБ и Афганистаном уже идет. 14 мая Бордюжа заявлял, что в секретариат его организации афганское руководство направило четырехстраничный документ с перечнем вопросов, по которым оно ожидает помощи. Как сообщил тогда генсек, речь шла главным образом о поставке и ремонте военной техники, а также подготовке кадров для силовых структур.
А вообще военное сотрудничество между нынешними афганскими властями и ОДКБ имеет более давнюю историю. Еще в 1990-х Россия оказывала разнообразную военную помощь силам Северного альянса, сражавшегося против талибов. По некоторым данным, дело доходило даже до того, что самолетам армии Ахмад-шаха Масуда позволяли базироваться на территории сопредельного Таджикистана. Так что теперь в компании с Китаем Россия вполне может постепенно взять инициативу в Афганистане в свои руки. Если потери контингента антитеррористической коалиции уменьшатся, то это приведет к реальному улучшению имиджа России на Западе. Афганцы ждут
Есть еще один аргумент в пользу возвращения в Афганистан - симпатии местных жителей, кроме тех, кто работает с американцами. Причиной тому практика обращения с населением, которая изгладила негативные воспоминания о советской оккупации. Разница очевидна и министру, и торговцу, и беженцу. С точки зрения афганцев, шурави - храбрые солдаты, которые щедро строили школы, заводы и больницы, вне боевой ситуации не боялись общения с местными и не считали их людьми второго сорта. Западники общаются сквозь прицел, применяют жесткие меры против женщин и детей и не запустили ни одного реального гуманитарного проекта.
В Афганистане сохраняется несколько десятков тысяч специалистов, получивших образование в СССР и России, много людей, понимающих русский язык. Это весьма многочисленное лобби, на разных уровнях поддерживающее возвращение России в Афганистан. На фоне американских поражений и отсутствия их внятной политики, Россия набирает очки в глазах местного населения, а США теряют. Например, Россия списала афганские долги Советскому Союзу, а США нет.
Спецкор «Газеты» в апреле 2007 года встречалась с представителями правящей и оппозиционной коалиций. Все как один ожидали, что Россия вернется сюда с гуманитарными, строительными, дорожными, производственными и промышленными программами.
Первый президент Исламского Государства Афганистан Себгатулла Моджаддеди обосновал в интервью «Газете» (номер за 20 апреля) твердое намерение правительства развивать отношения по всем направлениям.
В ближайших планах минобороны Афганистана - обширные закупки у России, ведь афганская армия и так имеет российское оружие.
Бывший вице-президент, а ныне один из лидеров оппозиции и депутат парламента Шакер Каргар считает, что стратегия возвращения России должна начинаться именно с гуманитарных программ, а военное ведомство Афганистана обречено закупать вооружения у великого северного соседа, как бы ни хотели западные партнеры Карзая перевести армию на стандарты НАТО.
Позиции Карзая весьма шатки в стране, ему и его союзникам так и не удалось не только победить талибов, но и наладить переговорный процесс. По мнению собеседников «Газеты» в парламенте и министерствах, чем менее успешен Карзай, тем больше активность тех лидеров в Афганистане, кто сохранил деловые контакты с Россией. Кабул сегодня
По замечанию Себгатуллы Моджадедди, шурави уходили из отстроенного Кабула, а теперь он лежит в развалинах. Это одноэтажный огромный город, в котором нет электричества, асфальта, водопровода, канализации - ничего. В нескольких кварталах отстраиваются виллы, но большая часть - это глиняные лачуги, лепящиеся по склонам холмов. Единственное, что есть в них - это керосиновые лампы.
С частотой примерно раз в неделю в городе происходят взрывы - у отделений полиции, армейских проходных, парламента. Талибы в глазах афганцев приобрели ореол борцов против оккупантов. Они не только наступают в ряде провинций, но и неплохо себя чувствуют в Кабуле. Этот город методами американских войск контролировать невозможно, а армия Карзая сочувствует талибам.
Возвращению российского бизнеса это вряд ли помешает, так как в отличие от американцев у россиян неплохая репутация среди талибов и бывшего Северного альянса. С обеих сторон одинаковое оружие - «калашниковы» - и множество выпускников российских вузов.
----------------------------------------------- Талибы власть не утратили
Несмотря на масштабные спецоперации, проводимые натовскими войсками в Афганистане, талибы не утратили контроля (в отличие от проамериканского президента страны Хамида Карзая, который не контролирует даже Кабул).
19 июля террористическое движение «Талибан» заявило о том, что его боевики захватили группу христиан из Южной Кореи, которые прибыли в Афганистан в качестве миссионеров. В руках талибов оказались 23 человека, и в обмен на их жизни потребовали от афганского правительства освободить несколько талибов, которые сейчас находятся в тюрьмах страны. Представители «Талибана» также потребовали от руководства Южной Кореи вывести с афганских территорий южнокорейский воинский контингент, который находится в стране как участник антитеррористической международной коалиции.
В понедельник, 23 июля, талибы убили первого заложника - пастора Бэ Хен Гю. Тело 42-летнего корейца нашли на следующий день. Судя по всему, пастор был расстрелян из автомата Калашникова. После этого убийства боевики «Талибана» объявили новый дедлайн.
Не дождавшись уступок со стороны правительств Афганистана и Южной Кореи, талибы совершили еще одно убийство. Вчера афганские полицейские примерно в 10 километрах от города Газни нашли тело еще одного убитого корейца - 29-летнего Сунг Чина. Одновременно с этим представитель «Талибана» Кари Юсуф Ахмади заявил о том, что его коллеги не собираются останавливаться и продолжат убийства, если их требования не будут выполнены. Ахмади пообещал, что после того, как будут убиты все мужчины, талибы примутся за женщин.
Афганское правительство в свою очередь выдвинуло террористам свои требования. Переговоры начнутся только тогда, когда талибы отпустят всех корейских заложниц - 16 женщин. «Талибан» отказывается принимать условия.
Михаил Маргелов / председатель комитета Совета федерации по международным делам:
Главной целью российской внешней политики, если описать ее максимально просто, является создание дружественного или по крайней мере нейтрального окружения на своих ближних и дальних подступах. Это даст нам возможность сконцентрироваться на наших внутренних задачах. Афганистан - это для нас совсем не дальнее зарубежье, поэтому насколько стабильным будет он, настолько стабильными будут Центральная Азия и российские мусульманские регионы. Эти вещи взаимосвязаны значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Мир в исламском мире завоевывается не исключительно оружием, он завоевывается также экономическими проектами. Мы давно говорили о необходимости создания своего рода нового «плана Маршалла» для Афганистана. Международная коалиция, направленная на уничтожение режима талибов, - это коалиция недолговременная. Любое уничтожение - это задача тактическая, а стратегической задачей является строительство. Именно поэтому для России очень важно участвовать в созидательных проектах на территории Афганистана наряду с проектами по предотвращению террористической и военной угрозы, которая может идти с территории этой страны.
Руслан Гринберг / директор Института экономики РАН:
Я думаю, что наше сотрудничество очень важно, потому что России нельзя допустить, чтобы талибы вернулись к власти. Это, несомненно, основная задача, и для ее решения хороши любые ресурсы. Экономическое сотрудничество между нашими странами в каком-то рыночном его понимании мне представить достаточно сложно. Поэтому я полагаю, что финансовая помощь со стороны России будет в первую очередь направлена на поддержку демократического режима, а также на восстановление страны.
Александр Рар / директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:
Полагаю, что это очень дальновидная и правильная стратегия, если не тактика. Ведь все понимают, что в случае ухода США из Ирака НАТО едва ли сможет долго оставаться в Афганистане. НАТО спокойно уйдет к себе в Европу или Америку, а в Афганистане снова быстро возникнут талибы. Тогда повторятся события, которые происходили до 2001 года: снова возникнет угроза центральноазиатским государствам, повторятся налеты на пограничную зону, возродятся планы талибов по созданию халифата и так далее и тому подобное. Россия понимает, что может оказаться в еще худшей ситуации, чем та, что была раньше. Сегодня страна уже сильнее, чем в 2001 году. Поэтому я думаю, что более дальновидные, чем были в то время, политики и стратеги понимают, что нельзя сидеть сложа руки. В результате афганская проблема обсуждается не только в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, но и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Там тоже, как мне кажется, имеются серьезные планы относительно стабилизации ситуации в Афганистане. В дальнейшем такая политика будет только усиливаться, потому что Россия смотрит на перспективу. «Долговременное будущее», когда НАТО в Афганистане уже не будет, может наступить буквально в следующем году. Если сейчас об этом не позаботиться, то можно получить крайне негативные сюрпризы. НАТО ни Россию, ни государства Центральной Азии защищать не может и не будет. А повторение событий 1999-2000 годов быстро перейдет на Чечню и в других направлениях. То есть сейчас проводится самозащита.
Юлий Квицинский / первый зампред комитета Госдумы по международным делам (фракция КПРФ):
Бордюжа, наверное, не так уж не прав, ведь НАТО столкнулось в Афганистане с большими трудностями. У них там многое не получается, и среди союзников США нарастают настроения, чтобы как-то оттуда слинять. Поэтому я думаю, что чем больше они будут вязнуть в Афганистане, тем лучше. Так что если удастся их там немного еще задержать, то Бордюжа правильно действует. Кроме того, пока НАТО находится в этом болоте, идет хоть какая-то война с талибами и делаются попытки перекрыть каналы поставки наркотиков. Пусть НАТО старается. Главное - не посылать туда наши войска.
"
01.08.2007
НАДЕЖДА КЕВОРКОВА, ГЕННАДИЙ САВЧЕНКО, ИГОРЬ КРЮЧКОВ, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ Газета