На острие прогресса служат моряки разных стран и платят за это своими жизнями
"Авария одной из самых современных ударных атомных подводных лодок Северного флота "Курск" вызвала большой резонанс во всем мире. Трагедия в Баренцевом море еще раз показала, насколько опасна и тяжела служба подводников, каждый выход в море для которых сопряжен с риском не вернуться в родную базу
Сегодня на дне Мирового океана покоятся шесть атомных подводных лодок: две американские "Трешер" и "Скорпион", четыре советские К-8, K-219, К-278 "Комсомолец", K-27. Если посмотреть статистику подводных катастроф, сопоставить число погибших в мирное время субмарин с их общим количеством, то в СССР из 535 построенных подводных лодок различных классов затонуло 6 кораблей, то есть одна погибшая лодка на 89 находящихся в строю. В США один корабль к 33 действующим. Самый низкий показатель у Франции: из имевшихся после войны 35 субмарин затонуло 5 лодок. Правда, две из них были трофейными, а одна английская еще военной постройки. К сожалению, данным этой статистики нельзя дать положительной оценки - за каждой такой катастрофой десятки человеческих жизней, полностью сводящие на нет все достижения технического прогресса по обеспечению живучести подводных кораблей.
Как отмечают специалисты, виной гибели кораблей и экипажей подводных кораблей становятся не только внешние неблагоприятные факторы, сопутствующие любому подводному плаванию, техническое состояние или подготовленность экипажей. Как это ни парадоксально звучит, но опасность представляет сам факт уникальности этой техники.
Это в полной мере относится и к "Курску". Головная лодка проекта 949 была заложена на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1978 году, спущена на воду в 1980-м. Всего по этому проекту были построены две субмарины. Начиная с третьего корабля строительство АПЛ велось по улучшенному проекту 949А - "Антей". По своей конструкции корабль был разбит на десять отсеков. Рубка субмарины имела ледовое подкрепление и крышу округлой формы, облегчающую всплытие сквозь лед. Конструкторы корабля позаботились не только о боевой устойчивости АПЛ, но и о быте личного состава. Так, внутри прочного корпуса субмарины были предусмотрены спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок, значительно улучшена комфортность жилых отсеков подводников, сделанных по типу купейного вагона обычного поезда.
Не были забыты на этом проекте субмарин и такие аспекты жизни подводников, как борьба за живучесть. У атомных подводных лодок проекта 949А типа "Антей", например, самый большой процент плавучести в мире - 30. Это абсолютный рекорд для современных субмарин. Но даже эти цифры не спасли экипаж в экстремальных условиях аварии, которые ни один конструктор даже с очень воспаленным воображением не смог бы смоделировать ни в воображении, ни на компьютере.
С другой стороны, любая субмарина, по словам специалистов, похожа на пороховой погреб, в котором кто-то постоянно курит. Дело в том, что из-за крайне ограниченных размеров отсеков конструкторам приходится размещать приборы и оборудование, которые в других условиях были бы противопоказаны друг другу, в одном месте. То есть заведомо подвергать экипаж корабля риску эксплуатации устройств и механизмов, работа которых в непосредственной близости друг от друга может привести к аварийной ситуации. Подводники прекрасно знают об этом, и только их высокий профессионализм, выучка и техническая подготовка позволяют соблюсти тот баланс безопасности, который в итоге и позволяет им выполнять поставленные перед ними боевые задачи и живыми возвращаться в родные базы.
Станут ли подводные лодки со временем безопасней для эксплуатации?
На этот риторический вопрос есть только один ответ - скорее всего, нет. Несмотря на все достижения науки и техники, подводные лодки всех последующих проектов будут наследовать единственный недостаток всех своих предшественниц - крайне ограниченные объемы отсеков, в которые надо будет уместить максимально возможное, а часто и невозможное количество различных приборов и механизмов, совместная работа которых просто опасна.