"Утром 17 августа в беседе с корреспондентом "Красной звезды" оперативный дежурный флота сообщил, что проводится визуальный осмотр корпуса корабля подводными телевизионными системи. С их помощью установлено, что выдвижные устройства, расположенные в рубке "Курска", находятся в поднятом состоянии, в том числе и перископ
Этот факт заставляет более внимательно рассмотреть одну из версий причины аварии "Курска", высказанную рядом офицеров-подводников, а именно - удар о грунт при срочном погружении. Поднятый перископ означает, что в тот момент "Курск" находился на перископной глубине. Возможно, надводная обстановка потребовала от командира принять решение о срочном погружении, при котором горизонтальные рули перекладываются на погружение, заполняется носовая группа цистерн всплытия и погружения и таким образом создается дифферент на нос. Причем в балластные цистерны может приниматься до 80 тонн забортной воды. Расстояние от киля до дна составляло примерно 75-80 метров. Если предположить, что атомарина шла со средней надводной скоростью всего лишь 8 узлов, или примерно 4 метра в секунду, касание носом дна могло произойти уже через 15 секунд. А если учесть дополнительное воздействие на корабль в момент погружения силы инерции, скорости придонного течения, увеличение оборотов турбины, слишком резкого переложения рулей, то касание дна могло произойти буквально через 7-10 секунд, в которые от командира и экипажа уже ничто не зависело.
Версию удара о грунт косвенно подтверждает и оставленная субмариной на грунте борозда. Впрочем, она образовалась бы в любом случае, даже если бы и не было удара носа о грунт. Субмарина по инерции все равно продолжала движение вперед в момент погружения. Стало известно, что гидроакустики кораблей Северного флота и норвежского разведывательного судна "Марьятта" зафиксировали два характерных звука (хлопка), причем второй был сильнее первого. О том, что произошло, пока можно только догадываться. И по этому поводу также существует несколько версий.
Одна из них связана с предполагаемым наличием в первом отсеке субмарины модернизированных торпед. Модернизация торпедных аппаратов "Курска" под новые торпеды была проведена в родном для атомарины производственном объединении "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске. В январе 1998 года в плавдоке "Сухона" ПО "Севмаша" "Курск" прошел плановый доковый осмотр.
По словам одного из адмиралов, который несколько лет назад служил на Северном флоте и имел непосредственное отношение к приему от промышленности оружия, представители промышленности пытались навязать флоту прием и постановку на вооружение новой торпеды, чему подводники пытались всячески сопротивляться. Они полагали, что модернизированная торпеда очень сложна в хранении и опасна в эксплуатации, так как источником энергии на ней является не дорогостоящий серебряный аккумулятор, а более дешевый жидко-топливный двигатель. Кроме того, из торпедного аппарата она выстреливается не сжатым воздухом, а газовой струей, образующейся в результате подрыва специального пиропатрона.
Если первый "хлопок", который услышали гидроакустики, мог быть звуком от столкновения корпуса с грунтом или от взрыва сдетонировавшего после столкновения пиропатрона, то второй "хлопок", более сильный, который услышали гидроакустики, мог быть от взрыва жидко-топливной торпеды.
Нельзя полностью отрицать и вероятность того, что торпеда во время стрельбы не вышла из торпедного аппарата и взорвалась внутри него.
По другой версии, которую также не сбрасывают со счетов, это мог быть взрыв в аккумуляторной яме, последовавший после взрыва торпеды.
В главном штабе ВМФ не подтверждают версию ряда зарубежных средств массовой информации о двух взрывах на атомной подводной лодке "Курск". Здесь воздерживаются от комментариев по поводу причин и версий аварии на субмарине. В пресс-службе ВМФ отметили, что командование ВМФ проинформировано о заявлении анонимного представителя Пентагона, согласно которому субмарины США, наблюдавшие за учением Северного флота, зафиксировали в минувшую субботу не один, а два взрыва в районе бедствия подлодки "Курск". По этим источникам, второй взрыв был мощнее первого. Предположительно, эти данные получены в результате расшифровки записей приборов американских подлодок.
Версию попадания в борт "Курска" торпеды или ракеты, выпущенной с другого надводного корабля или подводной лодки, в главном штабе отрицают. По данным Северного флота, в том промежутке времени, когда могла произойти авария, ни один корабль не выполнял ни ракетных, ни торпедных, ни артиллерийских стрельб. Пока нет оснований не доверять этому заявлению военных моряков.
Версия о том, что причиной аварии подводной лодки "Курск" стало столкновение с другим объектом, получает все больше подтверждений. Об этом заявил министр обороны РФ Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев. Он сообщил, что в течение пяти часов проводилась подводная съемка затонувшей субмарины. Полученные материалы будут проанализированы правительственной комиссией по расследованию причин произошедшего.
Заслуживает самого серьезного внимания и версия столкновения субмарины, имеющей ледовый класс защиты, с большим гражданским морским судном. Управление ФСБ по Архангельской области, в частности, приняло версию к разработке и проводит проверку всех гражданских судов, которые в последние дни приходят в архангельский порт. Однако судов с повреждениями корпуса пока не обнаружено.
Различные специалисты продолжают высказывать свои версии трагедии. Бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин заявил журналистам, что причиной катастрофы "Курска" стало столкновение с ледоколом или сухогрузом. Адмирал отлично знает район, где затонула атомная лодка, и считает, что это наиболее вероятная причина аварии. По его мнению, при всплытии на перископную глубину лодка на противоходе врезалась в надводное судно. По-видимому, это был ледокол, поскольку характер повреждений субмарины свидетельствует о сильном таранном ударе. В это время на борту лодки сработала аварийная защита реактора, вода хлынула через пробоины и заполнила первый и второй отсеки корабля. Члены экипажа, которые по штатному расписанию находились в этих отсеках, как считает Балтин, погибли. Кроме того, вышли из строя все аккумуляторные батареи, которые также находились в первом отсеке. Поэтому на субмарине сразу же отключились системы жизнеобеспечения и освещения. Оставшиеся в живых члены экипажа пытались придать затонувшей лодке горизонтальное положение на дне, однако сделать это так и не удалось, и лодка легла на грунт под углом 25 градусов. Но самое тревожное предположение адмирала заключается в том, что при попытке продува был израсходован практически весь запас воздуха, а регенерация кислорода прекратилась уже в первые минуты после аварии в связи с выходом из строя системы энергоснабжения. Поэтому счет идет уже не на часы, а на минуты. Балтин призвал ФСБ и военных контрразведчиков найти судно, с которым, по его версии, столкнулась подводная лодка. Адмирал предлагает обследовать все корабли, которые недавно вошли в порт Архангельска. По подсчетам Балтина, за прошедшее время судно со средней скоростью в 10 узлов могло отдалиться от места аварии на 2.000 километров. Если упустить это судно сейчас, то потом оно станет в док, и следы аварии будут ликвидированы, считает адмирал.
Только непонятной пока потерей экипажем подлодки "Курск" контроля над ситуацией, когда, похоже, люди лишились возможности реагировать на происходящее, объясняет причины аварии на субмарине ветеран судоподъемных работ, капитан 1 ранга в отставке Леонид Мелодинский. В качестве возможной версии он выдвигает такую: на корабле могло начаться резкое выделение хлора или компонентов ракетного топлива, что лишило людей возможности адекватно реагировать на происходящее на борту. Такую точку зрения офицер, который закончил службу в должности начальника водолазно-медицинского управления НИИ ВМФ, высказал одному из информационных агентств на основании личного многолетнего опыта спасения советских подводных лодок и их экипажей. Мелодинский почти тридцать лет назад участвовал в буксировке по Атлантике атомохода К-19, на котором произошли взрыв и пожар, а также в подъеме с 45-метровой глубины атомной подводной лодки у берегов Камчатки в 1984 году. Тогда удалось спасти более 100 человек. По словам капитана 1 ранга в отставке, место аварии хорошо известно морякам, здесь не прекращается океанская зыбь, которая затрудняет проведение спасательных работ. Кроме того, встает острейшая проблема жестко удержать спасательное судно на одном месте, особенно при наличии ветра и течений. Тем не менее глубина, на которой лежит "Курск", достижима как для водолазов, так и спасательного снаряда. Однако, если крен лодки превышает 30-40 градусов, стыковка глубоководных аппаратов со специальными площадками на корпусе лодки крайне затруднена. Что касается ее подъема, то это очень сложная и длительная операция, особенно в условиях северных широт и надвигающейся осени, а также удаленности от базы.
В телефонном разговоре оперативный дежурный Северного флота сообщил корреспонденту "Красной звезды", что после небольшого перерыва, который понадобился на подготовку автономных спасательных снарядов, их спуски возобновятся. Спуски глубоководного спасательного аппарата "Бестер" временно прекращены, вместо него на глубину в 12 часов дня готовился уйти аппарат "Приз-34". Понтоны в район аварии "Курска" еще не доставлены, и сама операция по отрыву подлодки от грунта пока откладывается.
Президент России Владимир Путин, которому регулярно докладывается о ходе спасательной операции в Баренцевом море, подчеркнул, что для спасения атомной подводной лодки "Курск" делается все возможное. Спасатели Северного флота в ночные часы не прекращали работу на месте аварии в Баренцевом море подлодки "Курск". Сейчас в спасательных работах задействованы более 20 кораблей, четыре глубоководных аппарата Северного флота. И, как сообщил начальник пресс-службы ВМФ капитан 2 ранга Игорь Дыгало, "сильное волнение моря, северо-восточный ветер оказывают такое воздействие на работу спасательных судов и автономных спасательных снарядов, что за последние сутки неоднократно возникала угроза потери подводного спасательного снаряда".
Пока "кардинальных изменений" в работе спасателей, по оценке Дыгало, не произошло. Мощное подводное течение и почти нулевая видимость затрудняют попадание спасательных снарядов на искомую точку. Продолжительность работы глубоководных аппаратов спасателей зависит от энергетического ресурса аккумуляторных батарей, рассчитанных на 4-5-часовую нагрузку. Осмотр носовой части подлодки показал, что имеются значительные разрушения в районе первого и второго отсеков, их характер изучается. Все выдвижные устройства, находящиеся над ходовой рубкой, находятся в поднятом состоянии, что говорит о молниеносности аварии.
Родственники членов экипажа "Курска" прибывают в Мурманск и размещаются в закрытых гарнизонах. Специально подготовленные офицеры оказывают им психологическую помощь.
К месту аварии вылетел вице-премьер РФ Илья Клебанов, который провел заседание по расследованию причин трагедии. По его словам, "никакая другая страна в мире не обладает спасательными средствами лучшими, чем у России". В Североморск вылетел и главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. Главком на месте ознакомится с проблемами организации и ведения спасателями Северного флота работ по оказанию помощи затонувшей подлодке "Курск".
По словам первого заместителя начальника главного штаба ВМФ вице-адмирала Владислава Ильина, в районе спасения подводной лодки "Курск" продолжаются активные поисково-спасательные мероприятия. Делается все возможное для спасения личного состава.
"В последнее время стали появляться сомнения: все ли мы делаем для спасения подводников. Делается все возможное. На вызволение подводников из железного плена нацелены все - от матроса до главнокомандующего", - подчеркнул вице-адмирал Ильин. Он также сказал, что ни одна из известных в истории флота аварий подводных лодок не похожа на ситуацию, в которой оказался "Курск". Во всех предыдущих случаях подлодки непременно всплывали в надводное положение. Личный состав вел героическую борьбу за живучесть подлодки в надводном положении, используя все имеющиеся силы и средства. За время же нахождения "Курска" на грунте ни одно из средств спасения личного состава, ни одно из средств связи моряков с внешним миром не было использовано. Поэтому спасатели, в буквальном смысле рискуя жизнью, ведут борьбу в одиночку за спасение подводников. По словам Владислава Алексеевича, в тех ситуациях, когда проходит сближение аварийного снаряда с субмариной и идет наведение по звукоподводной связи, из субмарины раздаются ответные сигналы по таблицам условных переговоров, которые приняты на подводном флоте.
В главном штабе ВМФ также сообщили о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отправил телеграмму главнокомандующему ВМФ, в которой выразил поддержку семьям моряков. "Сердца наши с попавшими в беду, с родными и близкими им людьми. Просим, не теряйте надежды", - говорится в послании. Архиерейский собор Русской православной церкви совершил молебен о спасении экипажа "Курска". Службы о спасении экипажа проходят во всех православных храмах Мурманской области.
Специалисты из центрального конструкторского бюро "Лазурит", где разработкой глубоководной спасательной техники занимаются еще с 60-х годов и где разработаны используемые в Баренцевом море аппараты, предлагают попытаться с помощью понтонов, закрепленных к кормовой части субмарины, поднять лодку в вертикальное положение. Длина атомного крейсера - около 150 метров. А глубина моря в месте аварии чуть больше 100 метров. И при вертикальном положении субмарины аварийный спасательный люк в девятом отсеке окажется над поверхностью и его можно будет вскрыть. Однако флотские специалисты, с которыми нам удалось побеседовать, это предложение считают технически сложно выполнимым, поскольку понтоны не смогут удержать в вертикальном положении подлодку. Они полагают более реальным попытаться понтонами оторвать подлодку от дна и передвинуть ее на меньшую глубину, на которой смогут работать водолазы.
В норвежском порту Тронхейм проведена погрузка английской спасательной подлодки, доставленной в среду из Великобритании, на транспортное судно "Норманн пионер". С максимально возможной скоростью оно движется к месту аварии атомной подлодки "Курск". Аппарат снабжен чувствительными видеокамерами, которые фиксируют объекты при плохой видимости. LR-5 стабилен в условиях сильных подводных течений и может работать с субмариной, лежащей под углом до 60 градусов.
В последний Час В связи с аварией, произошедшей на атомной подводной лодке "Курск", характер несения боевого дежурства другими атомными подводными лодками России не изменится. Об этом журналистам по окончании заседания правительства РФ сообщил министр обороны Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев.
Он также добавил, что "атомный флот России будет нести боевое дежурство в обычном режиме".
Министр обороны сообщил, что "версия столкновения "Курска" выходит сейчас на первое место". По его словам, "есть неопровержимые доказательства этого". Игорь Сергеев сказал, что сейчас делается все возможное, чтобы поднять лодку и спасти людей.
В Главном штабе Военно-Морского Флота и в штабе Северного флота открыты "горячие линии", по которым родственники моряков могут получить информацию о ходе спасательной операции.
Телефон в Москве: (095) 204-22-78, в Североморске: (81537) 7-79-78
"
18.08.2000
Андрей Гавриленко, Владимир Гундаров Красная звезда