Призывы ограничить активность Церкви - это рудименты идеологии политических пенсионеров
Замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал письмо Гинзбурга к Президенту России
"Призывы ограничить активность Русской Православной Церкви рамками прихода и запретить введение в российских школах факультатива "Основы православной культуры" – это ни что иное, как "рудимент идеологии политических пенсионеров", которые "предпринимают последнюю попытку оставить идеологическую площадку пустой, чтобы на нее когда-нибудь вернулись их последователи". Об этом вчера заявил заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя открытое письмо ученых во главе с безбожником Гинзбургом к Президенту России Владимиру Путину и начало очередной антицерковной кампании в СМИ, передает Интерфакс-Религия.
"Церковь нельзя заключить в рамки приходской жизни, это не удалось даже советской власти. Не удастся это и псевдодемократам, которые, очевидно, воспринимают демократию как максимальные возможности для себя, а народу оставляют роль послушного стада", – заявил протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на недавние высказывания главы комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслава Глазычева, который поддержал скандальное письмо Гинзбурга и назвал чрезмерным "бурное вмешательство Церкви во все государственные дела вместо того, чтобы заниматься приходскими делами".
"Церковь занимается и будет заниматься всем, что волнует людей. Так поступает любая религиозная община в свободном мире. А утверждения господина Глазычева – это рудимент идеологии политических пенсионеров. Лет 10-15 назад они обладали в России идеологической властью, но навсегда ее потеряли и теперь предпринимают последнюю попытку оставить идеологическую площадку пустой, чтобы на нее когда-нибудь вернулись их последователи. Впрочем, таковых нет и не будет", – отметил отец Всеволод. Он напомнил, что Церковь – "это не только люди в рясах, а это и православные политики, ученые, спортсмены, журналисты, художники, офицеры", и все эти люди, равно как и священнослужители, "имеют полное право влиять на общественные процессы".
"Поэтому странно, что господа, наверно, считающие себя демократами, признают право своего мировоззрения влиять на общество и государство и отвергают такое же право для мировоззрения религиозного", – заявил священник. В ответ на упрек атеистов в том, что преподавание в школах "Основ православной культуры" ставит в неравное положение другие религии и конфессии, отец Всеволод заметил, что "во всем мире, а теперь уже и во многих регионах России меньшинства имеют такую же возможность делать выбор в школе в пользу преподавания своего мировоззрения, как и большинство". "Некто справедливо заметил, что если у нас не все считают русский язык родным, то тогда и от его преподавания нужно отказаться, чтобы не ущемлять права этих людей", – сказал отец Всеволод.
Касаясь недовольства Гинзбурга тем, что теологию предлагают ввести в государственный перечень научных специальностей, представитель Русской Православной Церкви напомнил, что теология сегодня преподается более чем в 30 светских вузах России, равно как и в большинстве стран Европы, "и имеет точно такое же право объяснять окружающий мир, как и любая другая наука". "Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения. На твердые факты могут опираться лишь естественные науки в некоторых своих аспектах, а также в известной степени история. В то же самое время наука не может со стопроцентной фактологической убедительностью объяснить происхождение мира. Она теряется в догадках относительно важнейших элементов устройства Вселенной", – подчеркнул отец Всеволод.
Он напомнил, что история, неизбежно сопряженная с интерпретацией фактов, теориями развития общества, "не является и не может являться наукой стопроцентно объективной", а философия, социология, обществознание и психология вообще являются областями, "в которых нет и не может быть единственной и неоспоримой мировоззренческой позиции". "И попытка утвердить одну из них за счет окрика и доноса – а именно так звучит письмо убеленных сединами академиков, – это насилие над волей народа, а значит, путь в никуда", – считает замглавы ОВЦС МП."