"Куда летит наш паровоз?" - так называлось расследование "МН", опубликованное в июне 1999 года. Речь шла о группе компаний "Transrail", которые имели прямое отношение к российскому МПС и его министру Николаю Аксененко. "МН", опираясь на ряд документов, рассказали о небезопасных для российского бюджета странностях в деятельности группы "Transrail".
Итак, в 1997 г. в торговом регистре швейцарского Сент-Галлена зарегистрирована фирма "Verein Coordination Council of the Transsiberian Transport", и зарегистрирована она по юридическому адресу фирмы "Transrail Holding AG". По документам это неторговая организация, то есть без права занятий деятельностью, приносящей доход. В состав ее совета входят Анатолий Зайцев (президент, бывший министр МПС РФ), Альберт Вернер, Геннадий Фадеев и Николай Макурин (генсекретарь). При создании этой швейцарской фирмы была использована доверенность N 356 от 19.12.1996 г. на Г.М.Фадеева, подписанная замминистра МПС А.В.Мартынчуком, выданная на фирменном бланке МПС России (с печатью Управления внешних связей МПС РФ).
Значит, новый министр имел отношение к "Transrail", но не к ее коммерческой деятельности? Вряд ли. Сегодня ни у кого нет сомнений, что некоммерческие организации - это хорошее прикрытие. Прибыль акционерам они действительно не приносят. Но они могут создавать массу дочерних и аффилированных структур, на них требование "бесприбыльности" не распространяется. Это значит, что г-н Фадеев играл в системе "Transrail" значительную роль еще задолго до того, как Аксененко стал министром."