"Зачем Потебенько отправился в Трускавец в такие непростые времена - вот вопрос, над которым ломают голову аналитики. Первая реакция - отсидеться перед отставкой, которая неумолимо надвигается на украинских силовиков-правоохранителей. Это - программа-минимум оппозиции. Вскоре после таких предположений была дана "ответка" со стороны Потебенько в том смысле, что сам в отставку не пойду, а президент прикажет - отвечу "есть". Ну это так - хорохорится генеральный. Не успел он залечь в Трускавце, как Кучма, якобы выслушав все "за" и "против" заседавших на Совете национальной безопасности и обороны, взял да и снял главу СБУ Леонида Деркача - не взирая на солнечный и теплый субботний день. Безжалостно поступил. Куда теперь Леониду Васильевичу? Он ведь кроме как президентские компании сопровождать почти ничего и не умеет. А у него ведь семья - сын Андрей только на ноги встал. В политике крылья распускает, бизнес у него. Как теперь младшему бизнес делать? Без "крыши" в украинском бизнесе никак нельзя.
Но что мы об ушедших. Потебенько-то еще с нами - с народом. Но ведь зачем-то же поехал он в Трускавец? Санаторий называется "Хрустальный дворец" - место насиженное, Потебенько здесь не первый раз. Об этом журналисты пронюхали от самого "хрустального" главврача Владимира Балановского. Тот открыл прессе почти державную тайну: "Михаил Потебенько физически здоровый человек и находится в Трускавце с чисто профилактической целью". Вот тебе на: страна корчится в политических судорогах, Генпрокуратура ежедневно устраивает пресс-конференции, а тут вдруг - на воды, да еще без явной угрозы здоровью. Сам Потебенько официально развеял туман домыслов в том смысле, что сейчас время зимнее, даже криминалитет приутих: самое удачное время чтобы расслабиться. А и то правда. За прошедшие месяцы Потебенько поработал на славу. Обществу и подчиненным теперь бы времени хватило разгрести и растолковать все то, что Михаилом Алексеевичем сказано-наделано. Только по следам выступлений генерального, обнародовавшего результаты фоноскопической экспертизы голоса президента Кучмы на скандальных кассетах, филологам и психологам работы на долгие годы - дабы разъяснить общественности суть сказанного. Опять же - есть над чем поразмышлять, исходя из заявленного прокуратурой на предмет записей разговоров, изъятых у господина Рудковского, помошника народного депутата: то ли фрагменты разговоров фигурантов "тэйпгейта" он использовал для фальсификации записей, то ли пробовал самостоятельно установить их аутентичность - из доклада Потебенько все равно понять невозможно - поддельные они или как?.. Опять же есть на что делать ставки азартным гражданам в букмекерских конторах: "закроют" Тимошенко, не "закроют"? Это что касается Юлии. На ее супруга ставки делать поздно.
Так что не надо нагнетать обстановку, господа оппозиционеры, выплескивать на головы доверчивых граждан всяческую, выражаясь терминологией Генпрокурора, "хвальш". У Михаила Алексеевича все хорошо. Со здоровьем и на работе. Так что своим злопыхателям Михаил Алексеевич заявил: аккурат 16 февраля, в день своего 64-летия вернется он на службу. Вот и ладненько, а то мы уж начали волноваться - возраст все-таки.
Но злые языки никак не угомонятся. Нашептывают, будто не все ладно со здоровьем у генерального. И в подтверждение норовят документы подсунуть. Например, выписки из акта освидетельствования во Центральной врачнебно-трудовой экспертной комиссии Минздрава Украины (ВТЭК). Дело в том, что Михаил Потебенько - инвалид-ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС аж первой категории. Что отразилось на его инвалидном статусе - с тех пор он значится инвалидом почетной второй группы. (см. документ №1). Удивительно, что эта героическая страница биографии Михаила Потебенько не нашла своего отражения даже в справочнике "Хто є хто в Україні". Правда, те же злые языки утверждают, что в самом Чернобыле Потебенько и не был никогда, а впервые появился в "Зоне радиационного загрязнения" только после того, как стала очевидна ложь тогдашнего партийного руководства о "безопасности" взрыва, и необходимо было срочно демонстрировать озабоченность. Тогда-то и выехал Потебенько в "Зону". Однако, все время прокурорский штаб находился в дальнем поселке. Выездов на реактор генеральный не практиковал. Однако, предательская радиация и в таких условиях смогла все-таки подорвать здоровье государственного человека. Поэтому в 1993 году Михаил Потебенько прошел медицинское освидетельствование и был бессрочно признан пострадавшим от Чернобыльской катастрофы (Категория 1). ( см. документ № 2).
Не стану вторгаться в тайну диагноза больного, дабы не быть обвиненным в разглашении врачебной тайны. Ведь не того мы хотим: нас беспокоит состояние здоровья человека, который занимает немалый государственный пост, который выдает ордеры на арест, от поступков которого зависят судьбы многих людей, наконец, которого вынуждены заслушивать народные депутаты, а с ними и вся страна. И нам хочется понять: это эксперты у нас Минюста так загадочно выражаются, или дает о себе знать болезнь генерального прокурора?
Мы обратились за консультацией к специалистам, попросив прокомментировать возможные симптомы и последствия диагноза, указанного в заключении ВТЭК (при этом фамилия владельца болезненного букета не разглашалась). Суммируя комментарии разных специалистов, можно констатировать следующее. В целом, перечень болезней, указанных в диагнозе характерен для 80-90 процентов граждан пенсионного возраста. И при внимательном обследовании едва ли не каждый пенсионер мог бы считаться у нас инвалидом. Но ведь не каждый был на ЧАЭС в те дни роковые. Да и кто будет возиться с этими пенсионерами, если, конечно, они не на высоких державных постах. Как прокомментировал мне практикующий психиатр, такие диагнозы в определенных кругах называются еще "диагнозами прикрытия". По крайней мере, один из них. То есть, при наличии справки медицинского освидетельствования с указанием такого диагноза вас не должны сажать в ИВС ни при каких условиях. Но это к слову.
А вот с одной из прокурорских болезней настоящая беда. Услышав комментарий специалиста по этому поводу, я не на шутку испугался за главного прокурора страны... и за страну тоже. Цитирую: "...расстройство памяти, нарушение координации, повышенная утомляемость, забывчивость, возможны психотические явления, степень которых зависит от глубины и локализации процесса. В крайних формах проявления болезни нарушения психики могут привести к острому психозу".
Но ведь главврач санатория "Хрустальный дворец" утверждает, что Потебенько совершенно здоров! А неутомимые злопыхатели норовят подсунуть целых три заключения ВТЭК, которые Потебенько последовательно проходил в 1993, 1994 и 1998 годах. (см. документы 3, 4). Медицинские светила констатировали, что в 1993 году поражающее действие мирного атома привело к потере Михаилом Потебенько 90% трудоспособности! Как жив-то остался? Может, оттого вскоре он был смещен с должности Генпрокурора и возглавил управление кадрами Прокуратуры УССР. Хотя, официально - по собственному желанию, в преддверие слушаний в Верховном Совете и неминуемом смещении с должности с нелицеприятной формулировкой.
В 1994 году состояние Михаила Алексеевича пошло на поправку. Тот же врач того же ВТЭКа определяет 60% утери трудоспособности. То есть, по логике вещей из категории лежачего больного Потебенько можно было переводить в палату сидячих. Но 30 июня 1998 года, накануне назначения Генеральным прокурором Украины врачи констатируют резкое ухудшение состояния больного. На этот раз потеря трудоспособности - 80%. (см. документы 3,4).
Автор статьи инкогнито обратился в Центральную ВТЭК и вновь не называя фамилии тяжело больного, спросил: какие служебные обязанности может выполнять человек в таком состоянии? Ответ был расплывчатым, мол, руководство само должно решить, что доверить такому работнику, однако, намекнули, что, скорее всего, в таком состоянии человек способен руководить разве что медсестрой, подающей "судно". Мы не стали углубляться в медицинскую дискуссию и спрашивать, а как поступить, если больной - сам себе начальник? И выше его - только гарант Конституции. Любопытно, перелистывает ли хоть иногда Леонид Данилович Кучма истории болезней своих выдвиженцев? Кстати, в стране давно уже шепчут о том, что не лишним было бы обязать кандидатов на высокие государственные посты проходить медосвидетельствование. А то у народа закрадывается подозрение, что не у всех державных мужей достает здоровья адекватно оценивать окружающую действительность.
Между тем, хочется вступиться за честь и здоровье Генпрокурора. Как человек в медицине не сведущий, но неоднократно наблюдавший Михаила Алексеевича на расстоянии вытянутой руки, могу засвидетельствовать, что Потебенько отнюдь не производит впечатления ходячего трупа. Довольно бодро смотрится, говорит хоть и безграмотно, но в состоянии выговорить почти весь алфавит. Значит ошибаются медики? Долгие лета Михаил Алексеевич! Только тут одна закавыка получается: все те же злопыхатели (чует сердце, что социалисты-антикучмисты недобитые) подсовывают и подсовывают документики. А они - вещь упрямая. Особенно упрямо выглядит справка о получении Михаилом Потебенько пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы. Ежемесячно получает прокурор 927 гривен 27 копеек. На круг выходит свыше 10000 гривен в год. (см. документ №7). "