Евгений Чичваркин приложил много сил, чтобы получить звание самого эпатажного богача в российском бизнесе
"Он употребляет крепкие словечки в инструкциях персоналу и в рекламе («Евросеть» – цены просто о…ть!»), проводит конкурсы на раздевание для клиентов, дарит конкурентам на Новый год игрушки из секс-шопа. Если приглашают на «встречу в галстуках», повязывает его на поясе – вместо ремня. Благодаря этому эпатажу или вопреки ему Евгений Чичваркин вместе со своим компаньоном – другом еще со времен детского сада – Тимуром Артемьевым создал крупнейшую в России сеть по продаже мобильных телефонов. В 32 года Евгений Чичваркин входит в число самых богатых людей Москвы. На осень 2007 года «Евросеть» запланировала IPO (продажу своих акций) и другое не менее респектабельное дело – открыть банк по выдаче доступных кредитов населению. Правда, и название будущему банку Чичваркин придумал в своем духе – Ебанк (от Евросеть-банк. – Прим. ред.) Школа дураков
Чичваркин – самый обсуждаемый в Интернете бизнесмен. На сайте Ненависть.ру – специальном ресурсе, где каждый может отвести душу – ему посвящено несколько страниц отборной ругани мелким шрифтом. В основном Чичваркина склоняют по всем статьям его бывшие работники. В других уголках Интернета собираются обожатели Чичваркина, фанатеющие от человека, который к 30 годам сумел вырасти из обычного лоточника в «Лужниках» до крупнейшего продавца мобильных телефонов в России.
Главный скандалист российского бизнеса в детстве был очень даже примерным мальчиком. В его родной московской школе, которую сам Чичваркин в одном из интервью назвал «школой для дебилов», даже подозревают, что весь эпатаж – это компенсация за совковое детство. На Ленинском проспекте, где Чичваркин жил ребенком, полно школ для одаренных детей, в соседнем от него доме была английская. В 28-ю обычно попадали те дети, которые не прошли конкурс в «умные» спецшколы. – Женя учился неплохо, – вспоминает его классный руководитель Любовь Червякова. – Не отличник, конечно, в основном получал три и четыре. Я вела математику, и у меня никогда с ним не было проблем, а вот наши педагоги-гуманитарии, бывало, жаловались. То у него был свой взгляд на историю, то он затевал спор на литературе.
Позже «собственное мнение» Чичваркин сделал своей фишкой. Все гоняются за престижными иномарками – Чичваркин сел на гибрид «Порше» и отечественной «Волги». Все едут в Куршевель – Чичваркин агитирует за «равнинные» лыжи: «Они для здоровья полезнее!» Все потянулись в церковь – Чичваркин разъезжает по Москве на автомобиле с номером 666. Роль вечного оппозиционера всему и вся Чичваркину пришлась в самый раз. – Хулиганом Женя никогда не был, но пару случаев озорства за ним я помню. Один раз подбил весь класс накупить арбузов, которые они поедали ложками прямо на уроках. Урок химии был сорван. Второй раз вообще все закончилось приездом милиции и скорой помощи. Не буду рассказывать подробности, но, как я потом узнала, Чичваркин с другом умудрились поставить на уши весь район, зазвав жителей на некое мероприятие в наш школьный двор. Зачинщиков я вычислила по шкодливым улыбкам, с которыми они наблюдали за всем происходящим.
Позже эта улыбочка стала кошмаром для десятков стажеров «Евросети», работающих в палатках мобильной связи допоздна, а часто еще без выходных и без обеда. И для конкурентов, которым Чичваркин буквально не давал дышать – ставил свой магазин рядом и резко сбрасывал цену на мобильники. Все клиенты перебегали в «Евросеть».
– Если Женя чем и выделялся на общем фоне, то только внешним видом, – говорит бывшая «классная» Любовь Червякова. – Все на физкультуру ходили в кедах, а он – в кроссовках «Адидас». Прическа у него была для тех лет довольно неформальная – длинноволосая. У него мама работала инженером, а отец – пилотом гражданской авиации. Воспитанием в основном занималась бабушка, она и в школу ходила вместо родителей. Зато Женин отец летал за границу и привозил сыну вещи, которые в наших магазинах было не купить.
Одноклассники и знакомые Чичваркина считают, что «держать нос по ветру» в бизнесе Чичваркину помогло то, что он с самого детства был одной ногой на Западе. И пока остальные советские дети только спорили, бывают ли на свете телефоны совсем без проводов, Чичваркин не только точно знал, что бывают, но и что они набирают бешеную популярность и их продажи растут в геометрической прогрессии.
Сам Евгений Чичваркин рассказывал, что думал, как заработать, уже лет с 16: искал «перспективную тему». 1990-е были мобильным временем, и студент Госуниверситета управления Чичваркин после лекций и семинаров торговал фальшивыми джинсами «Ливайс» в «Лужниках». Практическая экономика у Чичваркина была посильнее, чем теория, – средний балл его диплома о высшем образовании вытягивает на три с плюсом, зато прибыли в торговле шли на пятерку. Торговое место Чичваркина расширялось, и вскоре он уже мог позволить себе нанять продавца. Чичваркин никогда не стесняется рассказывать о своем лужниковском периоде, о том, как мог заболтать даже цыган на рынке и что идею оригинального стенда для развешивания джинсов подглядел у одного торговца Черемушкинского рынка.
– В дипломе у Чичваркина тройки по многим профильным предметам: высшая математика, прикладная математика, программирование и экономический анализ, – перечислила «Собеседнику» начальник отдела студенческого контингента Госуниверситета управления Нелли Лебедева. Как главный аргумент в споре «А надо ли хорошо учиться?» у троечников страны уже стало модным приводить в пример Чичваркина, у которого сегодня деньги буквально валяются под ногами: для красоты декора вчерашний середнячок насыпал купюры евро под стеклянные полы в офисе. Время «Ч»
– По моему предмету – маркетинг – у Чичваркина в дипломе четверка, – рассказал преподаватель кафедры «Управление на автомобильном транспорте» Госуниверситета управления Алексей Степанов. – Он мне это припомнил, когда приходил недавно в институт. Я ответил, что сейчас уже, по практическим результатам, готов исправить на пять. Тем не менее Чичваркину и в середине 1990-х хватило знаний, чтобы задуматься о расширении бизнеса: тогда он выбирал между открытием собственного магазина рыбных деликатесов и ароматических палочек. Но аромат реально больших денег Чичваркин и его друг Тимур Артемьев вскоре безошибочно учуяли от набиравшей популярность мобильной связи. Несильный в теории маркетинга и высшей математике, Чичваркин главное высчитал правильно: мобильная связь вскоре обещала превратиться из «деликатеса» в самый ходовой товар. Вложив в 1997 году в дело 5 тысяч долларов (3 – собственные и 2 – заемные), Чичваркин и Артемьев раскрутились за 10 лет до 2,6 миллиарда долларов оборота. Ставку сделали на низкие цены, благодаря чему до сих пор получают упреки в торговле «серым» импортом.
Затюканный советской школой и раскрепощенный «Лужниками», в своей собственной компании Чичваркин начал креативить вовсю. О «Евросети» не могли не заговорить:
1 апреля Чичваркин заменил вывеску «Евросеть» на «Эросеть», а в витрину магазина посадил полуодетых девушек. Потом объявил акцию: мобильный телефон – каждому, кто разденется в салоне связи догола. Сегодня «Евросетью» пугают молодых людей: за малейшее опоздание здесь штрафуют, за другие провинности увольняют, не церемонясь. Всех претендентов на мало-мальскую должность в компании «гоняют» на детекторе лжи.
При этом Чичваркин умудрился закончить совсем не унизительным перемирием две большие бизнес-войны: с «Самсунгом», с которым поначалу не могли договориться о цене на телефоны, и с МВД, которое арестовало, но потом вернуло (правда, не все) телефоны, заподозренные в левом происхождении. Эпатирует Чичваркин с 10 до 19 часов – пока длится его рабочий день. А в остальное время любит тихий семейный досуг с женой, с которой познакомился еще в школьные годы, и двумя детьми, о которых никогда не рассказывает в интервью: «Слишком личное». Соратники и конкуренты Чичваркина давно
подозревают: «придурковатость» совладельца «Евросети» – это сознательная бизнес-стратегия. Самым богатым бизнесменом бывшему торговцу из «Лужников» не стать, самым влиятельным – тоже. Вакантным было только место самого эпатажного. кстати
Мобильная связь во всем мире приносит своим владельцам огромные прибыли. Мексиканский «сотовик» миллиардер Карлос Слим в этом году отобрал у Билла Гейтса титул самого богатого человека в мире, заработав 67,8 млрд $.