"На днях подразделения ГУВД, УФСБ и РУБОПа Санкт-Петербурга функционировали в усиленном режиме. Инициативу в этом направлении проявил губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Сделал он это самым что ни на есть конкретным образом. Сообщил, что его жизни угрожает опасность и назвал имя заказчика убийства: Игорь Адольфович Минаков. Правоохранительные органы отнеслись к сигналу со всей серьезностью - от этого человека, откровенно говоря, можно ждать всего.
"Казанский защитник"
Хозяин охранного концерна "Защита" Игорь Минаков - личность в Санкт-Петербурге известная, - принадлежит к "китам" питерской частной охраны. До 1991 гола он служил в УБХСС, занимаясь расследованием незаконных валютных операций. Тогда же установился сильный тандем Минакова с сослуживцем Юрием Осиповым, который в конце 1980-х по слухам считался одним из самых богатых людей Ленинграда. Без отрыва от госслужбы Осипов и Минаков организовали систему неформальных юридических консультаций для тогдашних авторитетов "казанской ОПГ". Вопросы решались в специальных номерах фешенебельной гостиницы "Ленинград", где заправлял тогда "легендарный" Юрий Шутов, ныне ожидающий суда по обвинению в восьми заказных убийствах.
В 1991-м оба "казанских юрисконсульта" уволились из органов и ушли в частный охранный бизнес. Осипов через пять лет вернулся на госслужбу и ныне возглавляет администрацию Приморского района (время от времени городские СМИ вспоминают о нераскрытых заказных убийствах середины 1990-х, где фигурирует его имя, но Юрий Львович не считает нужным обращать на это внимание). Минаков же остался на вольных хлебах, основав ассоциацию охранных предприятий "Защита". Рассорившись со временем с партнером Владмиром Снетковым, Игорь Адольфович отколол от ассоциации одноименный охранный концерн.
"Энергичная" охрана
Профессиональная репутация у "Защиты" более чем серьезна. Она даже помогла Минакову три года назад твердой поступью шагнуть на энергетический рынок. Он возглавил службу безопасности "Ленэнерго", занявшись при этом получением долгов от потребителей. В этой сфере "защитные" навыки оказались очень кстати. Разговоры Минакова с должниками "Ленэнерго" велись коротко и, простите за каламбур, энергично.
Несостоятельные филиалы государственного предприятия "ТЭК Санкт-Петербург" (монополист в сфере теплоснабжения города и розничный продавец теплоэнергии) банкротились, приватизировались и подтягивались к АО "Ленэнерго" (наиболее известные примеры - Пушкинский и Колпинский "ТЭКи"). Попутно решались и более мелкие вопросы, один из которых чуть не поставил точку в карьере Минакова.
28 мая 1999 года Минаков был арестован сотрудниками РУБОП по обвинению в самоуправстве. Поводом послужила довольно ординарная разборка - двух коммерсантов из фирмы, задолжавшей "Защите", взяли в заложники. Минаков, однако, не принял во внимание важное обстоятельство: один из должников оказался мужем сотрудницы холдинга "Фаэтон" (одна из основных нефтетрейдерских фирм Петербурга), президент которого Владимир Хильченко дружен с начальником 4-го отдела РУБОП. Освободиться Минакову удалось лишь через несколько недель, заплатив весьма солидную сумму залога. Не только официального.
Удар сдетонировал в Смольном
Эта история сильно подорвала позиции Минакова. Однако он продолжил свои активные операции на питерском энергорынке. Очередной мишенью стал Петроградский "ТЭК". И тут Игоря Адольфовича снова подвел инстинкт самосохранения.
Депо в том, что Петроградский "ТЭК" интересует не его одного. Свою схему приватизации предложила конкурирующая фирма, руководимая триумвиратом в составе бывшего сотрудника Петербургской топливной компании (ПТК) Владимира Подшивалова, предпринимателя Олега Котпяревского и... сына губернатора Петербурга Игоря Владимировича Яковлева. Проект Минакова имел шансы на прохождение, но и Яковлев-младший не привык уступать в коммерческих конфликтах. В ход пошла тяжелая артиллерия - поддерживая своего сына, губернатор просигналил питерским "силовикам" об угрозе со стороны Минакова.
Ссора Игоря Адольфовича с Игорем Владимировичем наложилась на застарелые конфликты северо-западного нефтерынка, в которые по уши втянута администрация Петербурга. Скандал вокруг минаковского "заказа" оказался очень кстати для президента "Фаэтона" Хильченко, позиции которого за последний год заметно ослабли в конкурентной борьбе с "Петербургской Топливной Компанией" (ПТК). Вину за свои неудачи в бизнесе Владимир Ефимович возлагает на вице-губернатора Юрия Антонова, который до весны нынешнего года курировал городской энергетический сектор и активно сотрудничал с ПТК - крупнейшим нефтетрейдером Петербурга, в акциях которого есть весомый городской пакет.
Целый год то тут, то там появлялись публикации с жесткими "наездами" на Антонова. Смысл сводился к единственному тезису: почему все время ПТК? В ответ на соображения о возможности города влиять через свои акции на политику топливной компании следовали прямолинейные намеки не экономического, а детективного характера.Не устояв перед этим напором, Яковлев-старший переместил вице-губернатора Антонова с ТЭКа на управление своей канцелярией в Смольном.
И вот теперь новый детектив с покушением на жизнь губернатора. Из легко вычисляемого источника началось упорное воздействие на Яковлева-старшего. По разным каналам ему интенсивно вбрасываются "конфиденциальные сведения" о взаимодействии Антонова не только с ПТК, но и с конкурентами Игоря. Как шутят в таких случаях в Питере: "Фаэтон" завезет куда надо". "