Интриги предвыборной гонки мало интересуют федеральные каналы
"Лицо и голос «Гражданской силы» Михаил Барщевский воскресил партию из эфирного небытия. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Великую битву за кресла Госдумы-2007 партии начали задолго до официального объявления старта избирательной кампании. Главные игроки кампании еще с мая приступили к рекламе персональных составов своих избирательных списков и к подготовке предвыборных программных документов. А социологи и политологи без устали исследуют и прогнозируют, кто из них сможет хорошо пополнить этой осенью партийные закрома, а кому придется остаться ни с чем.
Всех занимает вопрос вопросов: станет ли «Справедливая Россия» не только второй партией власти, но и парламентской политструктурой? Будут ли представлены демократы в Госдуме разлива 2007-го? И если да, то станет ли счастливым избранником «Союз правых сил», дружно называемый политологами наиболее подходящей для Кремля кандидатурой?
Между тем у руководства федеральными каналами свое видение происходящего, в котором, похоже, никаким неясностям в политпроцессе места просто нет. По просьбе «НГ» эксперты информационно-аналитической системы «Медиалогия» подсчитали параметры присутствия в телеэфире девяти самых активных политических игроков в мае и июне. Выявилось несколько любопытных тенденций.
Данные исследования «Медиалогии» свидетельствуют о необычной активности партий, наметившейся к концу политического сезона. Если в мае упоминаний о партиях было 399, то в июне на треть больше – 557. Рассказу о партийной жизни было уделено и гораздо больше времени – за июнь россияне получили примерно на 14 часов больше политинформации, чем в предыдущем месяце.
О партиях не просто стали больше говорить в информационных и аналитических программах ТВ, улучшились и качественные показатели телесюжетов: их хронометраж, охват освещением большего количества партий, рост количества самоценных сюжетов о партструктурах. Развитие получила и тенденция, о которой «НГ» уже писала, – количественное сближение показателей всех партий с точки зрения их присутствия на экранах.
Политические партии госканалы разбивают на несколько групп. В первую входят «Единая Россия», которая пользуется наибольшим вниманием телевидения, и отстающая от нее на пару-тройку десятков упоминаний КПРФ. Еще полгода назад этот разрыв мог измеряться сотнями.
Во второй группе – значительно реже появляющиеся партии, имеющие почти одинаковые параметры: «Справедливая Россия» и ЛДПР. И хотя структура Миронова твердо закрепила за собой третье место в рейтинге «Медиалогии», по качеству освещения ее деятельности на ТВ она явно проигрывает своему соседу снизу. Эсэрам реже, чем жириновцам, дают возможность высказаться прямо, без помощи посредников, больше выпускают в эфир информации негативного и конфликтного характера. Да и по хронометражу передач ЛДПР подчас обходит мироновцев. Так, в мае о структуре Жириновского тележурналисты говорили почти на 10 минут больше, чем о СР. Если так пойдет и дальше, то, судя по выделяемому второй партии власти эфиру, эсэрам вряд ли стоит надеяться на что-то большее, чем третье место в Госдуме.
В третью группу можно отнести все остальные (следующие с весомым отрывом от конкурентов) партии. В данном случае: «Яблоко», СПС, «Патриоты России», «Гражданская сила» и Демократическая партия России. Но и тут встречаются свои неожиданности и прорывы.
Структура Григория Явлинского, несмотря на все слухи об ослаблении «Яблока» и внутренние дрязги, продолжает на протяжении года конкурировать на просторах информационного телеполя со своим главным соперником – СПС, регулярно оказываясь на ступеньку выше в рейтинге присутствия в эфире. Так много «Яблока», как в эти последние месяцы, телезритель давно не видел. Даже когда демократам Явлинского удавалось достичь третьего места, как, например, в январе этого года, количество упоминаний в месяц на всех госканалах редко переваливало за три десятка. Так, в мае о яблочниках вспомнили 28 раз, а в июне – 73. На два десятка раз больше, чем о «Справедливой России».
Урожайным первый летний месяц выдался и для «подсолнухов» адвоката и политика Михаила Барщевского. «Гражданская сила», которую политологи уже потихоньку начинали сливать, пророча скорый переход Барщевского в СПС, буквально воспряла из эфирного небытия. 17 упоминаний, в 14 из которых присутствовала прямая речь (то есть минимум искажений при передаче слов) – неплохой результат даже для парламентских партий. Особенно если тебя на федеральных телеканалах обычно вообще вспоминают не чаще 2–3 раз в месяц. Воскресла к выборам из телемертвецов и старейшая демократическая партия ДПР, получившая небольшой бонус в четыре упоминания и один специально ей посвященный сюжет. Таким образом, ей удалось обогнать даже «Патриотов России» бывшего спонсора КПРФ Геннадия Семигина, имеющего ко всему прочему еще и трибуну в Госдуме. Кроме РЕН ТВ, о структуре Богданова дисциплинированно упомянули по разу все центральные каналы.
Самым политизированным каналом последних месяцев стал ТВ Центр (бесспорное первое место). Традиционно это звание делили между собой НТВ и РЕН ТВ, как и прежде, позиционирующие себя в качестве негосударственных телекомпаний, не так сильно связанные внешним госуправлением – не важно, чиновников Кремля или столичного правительства. Однако сейчас их позиция неоднозначна: НТВ занял в июне первую строчку по протяженности партийного присутствия в эфире (более 10 часов), а по количеству упоминаний только третью. РЕН ТВ закрепил за собой по обоим этим параметрам четвертое место.
Главные проводники госполитики на телевидении – Первый канал и канал «Россия», судя по исследованию «Медиалогии», испытывают апатию к политическим процессам в стране. И даже вяло реагируют и на приближение главных выборных кампаний, и на нарастающий накал страстей на политическом Олимпе страны. Как в мае, так и в июне телеканалы тянулись в хвосте по освещению событий жизни партийцев. Так, в июне Первый умудрился показать о партиях лишь на пять минут больше, чем в мае. Это в то время, как другие каналы увеличили время вещания в этом направлении на часы. На Первом канале партии упоминались реже всего в этот месяц. Почти все (1 час 59 минут) время было уделено освещению деятельности «Единой России». Остальным же пришлось довольствоваться в этот месяц короткометражками от 18 (КПРФ) до 2–3 минут.
Любопытно, что структура спикера Совфеда Сергея Миронова не появилась на экране Первого канала в прошлом месяце вообще ни разу, при этом деятельность Демпартии освещалась более трех минут. «Россия» же уделила постоянным игрокам предвыборной гонки в Госдуму примерно равное количество времени – от одного до двух часов. Больше всего освещали жизнь «Справедливой России» в мае НТВ и РЕН ТВ, а в июне – «Россия» и НТВ. Впрочем, регулярным оппозиционерам ЕР обольщаться не стоит: у основной партии власти на этих каналах также самые высокие показатели.
Общий хронометраж телепередач, посвященных партиям (за период с 1 июня по 30 июня 2007 года)