"Во время прошлогоднего визита в Новый Уренгой президент Владимир Путин озадачил новых руководителей "Газпрома", а заодно и правоохранительные органы простым, как правда, вопросом: "А где деньги?" Имелись в виду немалые средства, получаемые газовым монополистом в виде прибыли. Однако значительная часть этих средств не доходит ни до бюджета, ни до проектов инвестирования новых газовых месторождений. Озадаченные президентским вопросом газовики и следователи взялись за ревизию бухгалтерской кухни "Газпрома", его многочисленных дочерних предприятий и аффилированных с ним структур. Откуда и куда утекают активы, удалось установить уже вскоре. Под подозрение в уводе газпромовских активов на сумму свыше 2 миллиардов рублей попали менеджеры газохимической компании "СИБУР" Яков Голдовский, Евгений Кошиц, а также бывший заместитель председателя правления РАО "Газпром" Вячеслав Шеремет.
Получив тревожный сигнал из "Газпрома", Генпрокуратура сработала оперативно. Многочисленная следственная бригада произвела выемку документов в офисе "СИБУРа", руководители подозрительной компании отправились в камеру ИВС на Петровке, 38, а дело получило широкую огласку. Сам генпрокурор Владимир Устинов пообещал, что расследование фактов увода активов "СИБУРом" будет доведено до конца, а виновные непременно понесут строгое наказание. Шутка ли: государственная монополия, а значит, и госказна, потеряла сумму, сравнимую с годовым бюджетом крупного города. И это потери только по одной компании, использовавшей активы "Газпрома". А ведь уже не секрет, что различные фирмы-пауки, присосавшиеся к газовой трубе, за годы ельцинской вольницы плодились десятками, а то и сотнями.
Не меньшую, чем по линии "СИБУРа", утечку газовых активов оперативники 16-го отдела УБЭП ГУВД Москвы обнаружили при проверке строительства спортивно-оздоровительного комплекса "Аквадром", что в соответствии с Генпланом развития столицы должен был быть возведен на Аминьевском шоссе. Инвестором новостройки выступил "Газпром", который через счета нескольких дочерних структур, в том числе расположенного в газпромовской гостинице на улице Наметкина ЗАО "Технология моторов", перечислил часть налоговых платежей вместо бюджета Москвы непосредственно на строительство социально значимых объектов. Все бы ничего, тем более что ЗАО "Аквадром" как участник одной из московских строительных программ получило льготы по налогу на прибыль, предусмотренные столичным законом от 1997 года. Однако, как выяснилось, 100 миллионов долларов, вложенные еще несколько лет назад в строительство "Аквадрома", исчезли неведомо куда. Все, что на эти деньги удалось сделать подрядчикам, так это возвести бетонные коробки, которые зияют пустыми глазницами окон.
Рассмотрев материалы проверки УБЭП ГУВД, прокуратура Москвы 30 ноября прошлого года возбудила уголовное дело # 25356 по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 3 п. "б" УК РФ. Как следует из прокурорского постановления, главными героями увода газпромовских активов в "социально значимые объекты" стали трое скандально известных бизнесменов - Евгений Янковский, Андрей Хованов и Саво Куюнжич. Двое последних возглавили ЗАО "Технология моторов", через которое газпромовские инвестиции поступали подрядчику новостройки - ООО "Спецстройсервис", руководимому Евгением Янковским.
В общем, возбудив уголовное дело # 25356, Мосгорпрокуратура оказалась в двух шагах от ответа на вопрос, заданный президентом Владимиром Путиным о том, где искать пропавшие деньги Газпрома. Не все, конечно, но немалую их часть. 100 миллионов долларов - это по нынешнему банковскому курсу более трех миллиардов рублей. Почти столько же фигурировало в громко прозвучавшем на всю страну деле "СИБУРа". Казалось бы, такое же по масштабам дело по "Аквадрому" и его лжестроителям руководителям российских правоохранительных органов по логике вещей тоже надлежало бы взять на контроль. Но, видно, генпрокурор Владимир Устинов передоверился своим подчиненным из Мосгорпрокуратуры. Потому что вместо завершения расследования, поиска миллионов и наказания виновных прокуратура неожиданно взяла да и лишили дело статуса уголовного, отозвав подписку о невыезде у его фигурантов. Как будто в исчезновении 100 миллионов долларов вроде бы уже и не усматривается никакого состава преступления. Как сообщил источник в Мосгорпрокуратуре, теперь под номером 25356 значится совсем другое уголовное дело. Чудеса, да и только!
Скоропостижная кончина уголовного дела по уводу газпромовских активов через лжестроительство "Аквадрома" произошло аккурат в то самое время, когда следственные бригады Генпрокуратуры вовсю шерстили офис "СИБУРа", на деле доказывая, что борьбу с коррупцией и другими преступлениями в финансовой сфере правоохранительные органы намерены довести до конца. Об этом же на брифинге накануне минувшего юбилея российской прокуратуры твердо заявил и Владимир Устинов. Получается, что подчиненные генпрокурора - умышленно либо по случайности - устроили ловкую подножку для главного законника страны. Ситуация, к слову сказать, беспрецедентная: до сих пор еще не было случая, чтобы прокуратура Москвы, установив состав преступления и возбудив уголовное дело, вдруг публично расписалась в своей некомпетентности и столь резво пошла на попятную. Остается только догадываться, что вынудило прокуратуру дать задний ход в таком, казалось бы, ясном и без труда доказуемом деле. Ломают головы над этой загадкой и оперативники УБЭП ГУВД Москвы, которые кропотливо собирали для прокуратуры материалы уголовного дела # 25356. Да и президент Владимир Путин, задавая вопрос об исчезнувших деньгах газового монополиста, наверняка имел в виду не только "СИБУР", но и другие "черные дыры", к каковым относится и хитроумный проект "Аквадром". Но тогда совершенно непонятно, почему при равных масштабах увода активов из "Газпрома" по двум криминальным каналам фигуранты одного из них проверяются с пристрастием и даже с применением ареста, а фигуранты другого как ни в чем не бывало гуляют и радуются полной свободе. "