"Говоря о сатанизме, приходится говорить не о религии (как принято до сих пор), а о субкультуре общества. Потому что в данном случае присутствуют (в разных дозах): религия, философия, идеология, этика, культурные аспекты, элементы образа жизни и т.д.
Вообще же "сатанизм" как общеупотребительное выражение - понятие собирательное и весьма неточное. К сатанистам себя относят самые различные люди, порой принципиально различающиеся по идеологии и даже трактовке самого слова "сатана". Типичный пример - противостояние между дьяволопоклонниками и настоящими, или "ЛаВеевскими" сатанистами. Первые действительно поклоняются Дьяволу (Сатане, Люциферу) как конкретно существующему существу, противнику Бога (по-древнееврейски "сатана" и означает "противник"), иногда антропоморфному, иногда нет, но всегда настроенному на злые дела. Классические сатанисты же, как ни парадоксально, никому вообще не поклоняются, хотя и называют себя "сатанистами". Они просто считают ниже своего достоинства кому-либо поклоняться. В основе идеологии этого течения лежит учение американца Энтони ЛаВея, согласно которому, Сатана - просто собирательное наименование сил природы. В данной группе поощряется индивидуализм, тогда как адепты дьяволопоклонничества, наоборот, склонны сбиваться в устойчивые группы.
Ниже мы подробно рассмотрим эти и другие направления по отдельности. Впрочем, сразу стоит оговориться: все перечисленные в этой статье группы и течения одинаково не любят и отрицают христианскую церковь, причем не только православную, - любую. Правда, по совершенно различным причинам, в основе которых лежит не религия, а идеология конкретного течения.
Православная церковь и органы правопорядка о сатанизме в России
Вот тут уж можно точно сказать: сколько попов - столько и мнений. Различные источники в Православной церкви приводят самые различные цифры о количестве сатанистов в России и СНГ, причем данные различаются настолько, что при анализе церковной статистики порой кажется, что в недрах Московского патриархата скрывается компьютерный генератор случайных чисел. Причина такого разнобоя в том, что различные исследователи причисляют к сатанистам самые разные религиозные группы. Автор этой статьи сам слышал как один православный служитель громогласно причислил к числу служителей Сатаны... католиков и буддистов. Как говорится, приехали. А когда читаешь "предостережение" о том, что сатанистами являются "толкинисты" и прочие приверженцы ролевых фэнтэзийных игр на местности, уже не знаешь - плакать или смеяться.
Наиболее распространенные и цитируемые церковные источники приводят следующие данные: в одной только России насчитывается от 10.000 до одного миллиона (!) адептов сатанистских культов, а в целом по СНГ - чуть ли не в полтора раза больше. Причины, по которым Православная (и не только) церковь порой сознательно завышает число сатанистов в России становятся понятны, если вспомнить, что одним из источников доходов церкви является экзорцизм, то есть изгнание нечистой силы.
Милиция более сдержана в оценках масштабов распространения сатанизма в России. Согласно данным МВД РФ, цитирую, "Достоверно известно, что сатанистские секты действуют, в том числе, в следующих городах России: Астрахань, Белгород, Брянск и Брянская область, Биробиджан и некоторые другие населенные пункты ЕАО, Владивосток, Вологда и Вологодская область, Воронеж, Екатеринбург, Красноярский край (Канск), Москва и Московская область (Серпухов, Люберцы, Дубна, Талдом, Ступино, Лобня, Балашиха, Реутов, Фрязино, Петушки, Электрогорск), Нерюнгри, Нижний Новгород, Санкт-Петербург ("Черный дракон", "Церковь сатаны" и др.) и Ленинградская область, Ростов-на-Дону ("Черный дракон " ), Ставрополь, Тверь ("Черный ангел"), Тюмень ("Мадра"), Хабаровск, Якутск, Ярославль и Ярославская область ("Церковь сатаны")."
При этом, согласно тому же источнику, "в одной только Москве насчитывается около двадцати направлений сатанистских сект, включающих в себя в общей сложности более 30 организованных групп сатанистов, имеющих в общей сложности около 2000 членов."
Наши собственные данные говорят о том, что на самом деле в России имеется от пятидесяти до ста тысяч "сатанистов" всех разновидностей, а в целом по СНГ - раза в два больше (нужно учитывать, что в Беларуси и, в особенности, на Украине достаточно распространено дьяволопоклонничество).
Подсчитывая количество дьяволопоклонников, нужно иметь также в виду и то, что в данной среде существует довольно выраженная "ротация кадров" - одни приходят, другие уходят, из-за чего их общая численность может довольно сильно колебаться. Тех, кто убежденно служит дьяволу большую часть своей жизни довольно мало. Почему так - в следующем разделе.
Дьяволопоклонники
С завидной регулярностью в различных периодических изданиях появляются статьи про всевозможные злодеяния "сатанистов". То они церковь испохабят или даже сожгут, то в морге похулиганят, то устроят шабаш на кладбище с убийством кошек и переворачиванием крестов, а то и действительно прирежут девушку или юношу в ходе так называемой "черной мессы". И все это действительно имеет место быть, причем в самых различных регионах. Но если придерживаться правильной терминологии, то эти пугающие обывателей злодеи - не сатанисты, а дьяволопоклонники. Они в самом деле относятся к Дьяволу (Сатане, Люциферу и т.д.) как к объекту религиозного поклонения. Как правило, практикуют те или иные магические ритуалы. Бога воспринимают как непосредственного врага Дьявола и верят, что в ходе решающей битвы - Армагеддона, - Дьявол одержит верх над Богом.
К дьяволопоклонническим культам, действующим на территории всей России, безусловно можно отнести "Южный крест", "Черный ангел", "Черный дракон", "Российская церковь сатаны", "Синий лотос", "Зеленый орден", "Общество сатаны", а также ряд других, менее известных. Интересно, что православные церковники почему-то добавляют к этому списку "Церковь сайентологии" Л. Р. Хаббарда, Центр "Юнивер" и целый ряд оккультных сект, а также так называемый "внутренний круг" адептов Порфирия Иванова (существует довольно широкий круг последователей Иванова, занимающихся оздоровительными упражнениями, обливанием и т.п., а есть "внутренний круг" избранных адептов, посвященные в который занимаются оккультными практиками).
Кроме того, стоит учитывать, что практически в каждом городе с населением более ста тысяч человек существуют обособленные дьяволопоклоннические группы. Хотя они, как правило, носят скорее бутафорский характер.
Контингент дьяволопоклоннических групп - в основном подростки и молодые люди 15 - 25 лет с невысоким уровнем образования и умственного развития. Однако во главе сформировавшейся группы практически всегда оказывается более старшая, взрослая уже личность, как правило, с выраженными социопатическими наклонностями и определенной харизмой. Обычная численность групп - от 5 до 20 человек. Больших размеров группы, как правило, разваливаются - среди членов рано или поздно какой-нибудь подросток пугается до полусмерти и "сдает" всех.
"Черные мессы" обычно копируют дошедшие до наших дней церковные описания аналогичных средневековых действ. Черные свечи, перевернутый крест, молитвы задом наперед, обнаженная женщина в роли алтаря, причащение кровью, ритуальная "жертва" (бедные кошки!) и прочая чушь, а также алкоголь в больших количествах. Серьезные "черные мессы" происходят достаточно редко, но практикуются в определенных группах регулярно.
Попадают в группы дьяволопоклонников различными путями. Либо увлекшись тяжелой музыкой направления black-death, либо заинтересовавшись магией, либо после коллективных (что нередко в провинции) просмотров фильмов ужасов. Ну а дальше в дело вступает естественное для возраста отрицание традиционных ценностей общества и поиск чего-то интересного и захватывающего. Убежденных, солидного возраста дьяволопоклонников достаточно мало.
Дьяволопоклонники составляют абсолютное большинство тех, кого в обществе принято называть "сатанистами", однако, в строгом смысле этого слова, сатанистами они не являются.
"Настоящие" сатанисты
Лучше всего идеологию этого течения передает отрывок из дискуссии между христианином и сатанистом, свидетелем которой был автор этой статьи:
Христианин: Вот ты говоришь, что ты сатанист. А если у тебя вдруг мать заболеет, ты что, Сатану будешь молить о ее выздоровлении?
Сатанист: Я никого ни о чем не буду молить. Я вызову врача.
Сатанисты, которые не поклоняются Сатане (и вообще никому не поклоняются). Парадоксально, на первый взгляд. Это они и есть, "настоящие" или "ЛаВеевские" сатанисты. Последователи философии, сформулированной в 60-х годах нашего века американцем Энтони ЛаВеем. Согласно ему, Сатана, - это просто совокупное проявление естественных сил природы. Для них антропоморфная аллегория Сатаны - это скорее Прометей, принесший людям огонь (разум). Согласно этой концепции, каждый человек - божество, величайшая ценность - жизнь, а главный религиозный праздник, соответственно, - собственный день рождения. По той же причине любые общественные законы не воспринимаются сатанистами как обязательные к исполнению. Но и нарушать их особо не стоит - себе же дороже, то есть откровенно асоциальное поведение - глупость. А глупость - главный грех в понимании сатанистов. Вообще же у сатанистов данного направления есть свои перечни как грехов, так и заповедей, только и то и другое принципиально отличается от христианских. Грехи - это перечень того, чего просто не стоит делать, чтобы не навредить себе, идя по жизни. Заповеди - рекомендации с той же целью. Существуют различные трактовки, вот одна из наиболее типичных:
"1) Не сообщайте свое мнение, а также не давайте совет, если Вас об этом не попросили.
2) Не сообщайте ваши проблемы другим, если Вы не уверены, что они хотят услышать их.
3) Когда в Вы "чужом монастыре", покажите свое отношение, иначе не приходите туда.
4) Если гость в "вашем монастыре" раздражает Вас, обращайтесь с ним жестоко и без милосердия.
5) Не изменяйте любимым людям.
6) Не берите то, что не принадлежит Вам, если это не бремя другому человеку и он объявляет во всеуслышание, чтобы облегчиться.
7) Признайте мощь магии, если Вы применили это успешно, чтобы осуществить ваши желания. Если Вы отвергаете мощь магии после того как применили ее с успехом, Вы свободны от всего, что Вы получили.
8) Не жалуйтесь на что-либо, на что Вы должны подвергнуть себя.
9) Не вредите маленьким детям.
10) Не убивайте животное, если оно не напало на Вас, или не для вашей пищи.
11) Когда проходите по открытой территории, не беспокойте никого. Если кто-то мешает Вам, попросите, чтобы он остановился. Если он не останавливается, уничтожьте его."
Последователи ЛаВея не признают абсолютного добра, как и абсолютного зла; их мировоззрение во многом базируется на трудах Ницше. Сатанисты - ярко выраженные индивидуалисты и абсолютно не склонны сбиваться в группы, так как не переносят иерархии и подчинения. Потому и любимая среда обмена мнениями у них - Интернет. Это преимущественно высокообразованные люди (в отличие от дьяволопоклонников). Интересно, что костяк "настоящих" сатанистов в СНГ составляют представители технической интеллигенции, тогда как гуманитарии встречаются редко.
Интересно, что в среде сатанистов не приветствуется (но и не ограничивается) потребление алкоголя и наркотиков - считается, что сатанисту желательно идти по жизни с ясным, незамутненным разумом, да и жизнь свою укорачивать не стоит. Так что пока рядовой дьяволопоклонник будет травить себя сигаретами и водкой, сатанист скорее будет принимать витамины и заниматься спортом.
Отношение к магии в этой среде самое различное - от полного отрицания до активного использования. Причем замечено, что в столицах (Москва, Петербург, Киев, Минск) сатанисты в большинстве своем не склонны к занятиям магией, тогда как на периферии - наоборот.
Сатанисты не занимаются прозелитизмом - они убеждены, что каждый человек сам должен выбирать свой путь, и сатанизм - философия для избранных. Поэтому же они с откровенным презрением относятся к дьяволопоклонникам.
Единственный вопрос, внятный ответ на который я так и не смог получить, - почему последователи философии ЛаВея упорно именуют себя "сатанистами", хотя объясняют, что их идеология - ярко выраженный индивидуализм.
"Настоящих" сатанистов в СНГ немного - не более 5-10 тысяч, и собраны они преимущественно в крупных городах.
Прочие сатанисты
В эту категорию стоит отнести тех, кто не поклоняется Дьяволу, но кого общественное сознание относит к сатанистам по причине "близости к нечистой силе". Словом, с чистой совестью свалим их всех в кучу, так как основные и наиболее серьезные течения уже были рассмотрены нами выше. К тому же численность адептов нижеперечисленных групп крайне мала.
Вуду. Последователи Центральноамериканской религии voodoo. Пытаются практиковать ее обряды в России, но насколько успешно - источников нет. Бытует мнение, что Вуду в России - развлечение интеллектуальной молодежи Москвы и Питера. Насколько это верно - сказать сложно.
Викка. Ведьмы. Сугубо женская колдовская практика, возрожденная в Англии в начале века несколькими авторами-исследователями ведьмовских средневековых (и более ранних) колдовских традиций. На территории СНГ носит (по моему личному мнению) скорее бутафорский, нежели прикладной характер. Адепты Викки - молодые девушки и женщины 16 - 30 лет, основная цель которых (порой подсознательная) - выделиться из молодежной толпы. И это им вполне удается, ведь традиционная одежда этих "неоведьм" выглядит довольно колоритно и порой напоминает одежду ранних хиппи.
Категорически не стоит путать с Виккой широко распространенную в Украине, Беларуси и некоторых регионах России женскую бытовую магию. Практикующие ее (как правило, в провинции) женщины обычно и не знают слова "Викка" и просто выполняют известные им от матерей и бабушек примитивные ритуалы.
Апокалиптики. Честно говоря, долго мучился, подбирая подходящий термин. Эти, как правило молодые люди, проповедуют наступление Апокалипсиса с целью уничтожения людей как биологического вида. По их мнению, на смену людям в результате эволюции должны придти более высокоразвитые и разумные существа. (Хм, что-то в этом есть.) Сами себя они считают переходным этапом к этим самым существам. Долго о них рассказывать нет смысла из-за их малочисленности; кого заинтересовало - прошу на сайт www.ters.da.ru Орден наблюдателей. Об этих вообще практически ничего не известно. Известно только что они изучают древнюю магическую книгу "Некрономикон". Насколько успешно они это делают и применяют ли что-либо на практике - неизвестно.
Уход из сатанизма
Несмотря на все утверждения Православной церкви, покинуть дьяволопоклонническую группу довольно просто. Правда, "единоверцы" обычно стараются всячески запугать "предателя", но на практике до реальной мести доходит редко. Те, кто пришел в сатанизм в поисках радикально отличающейся от христианства религии, часто "идут дальше" и становятся приверженцами неоязычества, друидизма или древнескандинавских верований. Некоторые пугаются "Черных месс" и стремительно возвращаются "в лоно церкви".
Уходят и просто так, по мере взросления. Например, университетский одногруппник автора этих строк на первых курсах был страстным металлистом и дьяволопоклонником со всеми причитающимися атрибутами. Сейчас он заканчивает аспирантуру, готовится защищать диссертацию по генетике, а на висящий у входа в комнату коровий череп с рогами шляпы вешает...
Прогноз развития ситуации
Собственно, прогноз довольно спокойный. Несмотря на крики христиан всех конфессий о "разгуле сатанизма" уже очевидно, что в России и других странах СНГ численность сатанистов по отношению к другим верованиям достигла стабильного среднего уровня. Во всех странах мира, даже в весьма клерикальных, имеется определенный процент последователей культа "противника бога". И, если верить исследованиям культурологов, процент этот совершенно не зависит от того, карается подобное поклонение "темным силам" смертью или вообще никак не преследуется. Так что можно с уверенностью сказать: сатанисты в России теперь будут всегда, но "всеобщей сатанизации" общества не произойдет. "