Неофициальный рейтинг. Исследование Антирейдерской лиги Украины.
"Актуальность исследования определяется тем, что, по информации из открытых источников, на украинском рынке в стадии подготовки рейдерских атак находятся тысячи предприятий, что крайне негативно отражается на инвестиционной привлекательности Украины. Причем речь идет о предприятиях, которые смело можно отнести к стратегическим объектам. Нередко за спиной украинских рейдеров стоят далеко не украинские «инвесторы». Прежде всего, речь идет о повышенном интересе к украинским стратегическим объектам со стороны России.
Однако контент-анализ украинских печатных СМИ («2000», «Зеркало недели», «Комсомольская правда в Украине», «Коммерсант Украина», «Экономические известия», «Деловая неделя», «Деловая столица», «Голос Украины», «Киевский телеграф») и украинского сегмента «Интернет» («Украинская правда», «Обозреватель», From-ua, «Версии», ForUm, «Обком», «Олигарх», «Украина криминальная») показал, что, если не считать обвинений в рейдерстве, периодически предъявляемых крупным российским корпорациям их конкурентами, список реальных российских рейдеров в Украине ограничится пятью позициями. Причём, за единственным исключением, это бизнесмены, мягко говоря, средней руки, которые никак не могут представлять Кремль или приближённые к нему структуры, а действуют на свой страх и риск.
Упомянутым единственным исключением из этого правила может послужить разве что деятельность в Украине вице-премьер-министра Татарстана и главы наблюдательного совета «Укртатанафты» Равиля Муратова.
Под его непосредственным кураторством была проведена схема отчуждения из госсобственности Украины 18% акций «Укратнафты», что фактически делало украинскую сторону миноритарным акционером, не способным влиять на принятие решений и нарушало заложенный в соглашение о создании «Укртатнафты» принцип паритетности.
Татарская сторона до сих пор сопротивляется попыткам украинских властей восстановить справедливость, однако именно задействованный Равилем Муратовым принцип «чёрного рейдерства» (банальной кражи акций через оффшорные компании) делает позицию татарской стороны уязвимой. Если бы акции были уведены из госсобственности в строгом соответствии с законодательством, Украина вряд ли сумела бы настоять на их возвращении.
Таким образом, Равиль Муратов справедливо занимает первое место в рейтинге российских рейдеров, работающих в Украине, поскольку никто больше не смог и вряд ли когда-нибудь сможет превзойти такую операцию, как почти удавшаяся попытка захвата «Укртатнафты».
В целом же рейтинг российских рейдеров в Украине (по объёму операций), выглядит следующим образом:
1. Равиль Муратов. 2. Вадим Гриб. 3. Константин Григоришин. 4. Максим Курочкин. 5. Братья Игорь и Олег Чуркины.
Вадим Валентинович Гриб родился 4 июня 1961 года в г. Экибастуз Казахской ССР.
В 1982 году окончил Высшее строительно-командное училище в Тольятти. С 1992 года – председатель наблюдательного совета Волжской ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг, член наблюдательного совета Самарской фондовой биржи, генеральный директор ФИФ «Тект» (Тольятти). В 1990 году уволен из Вооруженных Сил СССР в звании капитана. С 1991 по 1995 год - член консультационного совета при Президенте РФ по ценным бумагам. В 1995 году переехал в Украину и получил украинское гражданство. В 1997 году окончил Волжскую академию бизнеса, специалист по рынку ценных бумаг. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Инвестиционная привлекательность предприятий» (кандидат экономических наук). 1995-2004 – генеральный директор инвестиционной компании «ТЕКТ». 2000-2001 – член совета Национального депозитария Украины, председатель совета директоров ПФТС Октябрь 2000 – май 2001 – советник премьер-министра на общественных началах. Апрель-октябрь 2004 – заместитель председателя Совета предпринимателей при КМ Украины. 2004-2005 – генеральный директор ЗАО «КУА «ТЕКТ». Апрель-май 2005 – и.о. министра финансов АР Крым. Май-сентябрь 2005 – заместитель председателя АР Крым. В настоящее время – председатель наблюдательного совета группы компаний «ТЕКТ».
В.Гриб родился, вырос и до 1995 года работал в Российской Федерации, чем и объясняется его присутствие в рейтинге, наряду с остальными – гражданами Российской Федерации, после чего внезапно натурализовался в Украине.
В данный момент он с полным основанием претендует на звание «первого рейдера» Украины. Гриб значительно более циничен, чем остальные участники рейтинга. Последним не приходило в голову даже признаваться в рейдерстве, а Гриб кичится своими «успехами» на этом поприще. Собственно, и внимание украинской прессы он привлёк благодаря тому, что публично (в прямом эфире программы «Свобода слова») признался в организации незаконных захватов предприятий, контактах с лидерами криминального мира и попытках коррумпировать представителей власти и правоохранительных органов. Это вызвало резкую реакцию украинских СМИ, а в Генпрокуратуру и СБУ поступил депутатский запрос с требованием дать правовую оценку заявлениям Гриба и возбудить уголовные дела по факту заявления о совершении преступления.
Поэтому, рейтинг российских рейдеров в Украине (по степени цинизма), выглядит следующим образом:
1. Вадим Гриб. 2. Равиль Муратов. 3. Константин Григоришин. 4. Максим Курочкин. 5. Братья Игорь и Олег Чуркины.
Второе место Равиля Муратова объясняется недавно организованной татарскими акционерами Укртатнафты провокацией. Наняв украинских националистов для антипутинской демонстрации под своим офисом, они, несмотря на то, что были публично разоблачены, не постеснялись обратиться к российскому правительству с просьбой помочь в борьбе с украинской «ксенофобией». На третьем месте Григоришин, который не удержался и, после победы «оранжевой революции», публично пообещал отобрать бизнес у Суркиса. На четвёртом месте покойный Курочкин, со своим, хоть и легальным, законным, но насквозь политически ангажированным «Русским клубом». И на пятом месте братья Чуркины, принципиально избегающие внимания прессы.
Кстати, несмотря на обращение народного депутата, потребовавшего дать правовую оценку циничным заявлениям В.Гриба, правоохранительные органы подозрительно долго молчат. Особенно подозрительным это молчание выглядит на фоне хвастовства Гриба, утверждающего, что имеет «своего» человека в Генпрокуратуре. В это можно поверить, учитывая, что, по утверждениям СМИ В.Гриб был первым украинским рейдером, «посадившим» на регулярную зарплату судью Голосеевского суда г. Киева, в котором долгое время, В.Гриб старался решать все свои судебные споры. Источники в окружении В.Гриба утверждают, что он также старается поддерживать близкие доверительные отношения с послом России в Украине В.Черномырдиным. Однако о каком-либо покровительстве со стороны посла говорить не приходится. Привыкший к поклонению в бытность вторым лицом в РФ, Черномырдин принимает знаки внимания, но не выделяет В.Гриба среди множества лиц своей свиты.
С уверенностью можно утверждать только, что партнёрами по бизнесу и политическим лобби В.Гриба являются Анатолий Матвиенко, Сергей Оксанич и Анатолий Отченаш.
Так же, как и Григоришин, и братья Чуркины, и покойный Курочкин, Гриб стремится внушить окружающим, что он является едва ли не законспирированным представителем Кремля. Однако структура захватов В.Гриба («Россава», «Росинка», кировоградский УТО и т.д.) свидетельствует о том, что он просто прибирает к рукам любой бизнес, который «плохо» лежит (вряд ли Кремль интересуется центральным универмагом украинского областного центра). В этом плане В.Гриб значительно уступает даже К.Григоришину, ведущему борьбу за энергетические активы, потенциально способные заинтересовать руководство Российской Федерации. В Гриб так же, как и покойный исполнительный директор «Русского клуба» М.Курочкин, бросается на любой «плохо лежащий» прибыльный актив, однако его формирующаяся бизнес-империя является лоскутной.
Кроме того, В.Гриб подчёркивает свою украинскость (не только по гражданству, но и по убеждениям). И это хорошо согласуется с его тесными связями с бывшим комсомольцем, перекрасившимся в радикальные националисты, А.Матвиенко (Гриб работал министром финансов и вице-премьером АРК в период краткосрочного премьерства А.Матвиенко в Крыму), но явно не соответствует имиджу «руки Кремля». В то же время даже Григоришин, в своей попытке поставить использовать приход к власти Ющенко в бизнес-войне с объединёнными эсдеками, не пошёл дальше вялого выражения симпатии к «оранжевой революции».
Данный недостаток Гриба объясняется недостатком опыта и специфическим (армейским) образованием, диктующим в политике ту же прямолинейность и неадекватность используемых инструментов поставленным задачам, которую В.Гриб уже проявил в пиаре, обвинив сам себя в прямом эфире «Свободы слова» в попытке подкупа должностного лица. Поэтому в рейтинге адекватности применяемого инструментария достижения своих целей В.Гриб занимает последнее место, уступая даже покойному Максиму Курочкину.
Рейтинг российских рейдеров в Украине (по адекватности применяемого инструментария):
1. Константин Григоишин. 2. Братья Игорь и Олег Чуркины. 3. Равиль Муратов. 4. Максим Курочкин. 5. Вадим Гриб.
В принципе, перечисленных рейдеров, можно разделить на две группы. К первой принадлежат: К.Григоришин, В.Гриб и покойный М.Курочкин. Они пытаются (или пытались) построить свои бизнес империи. Империя К.Григоришина практически рухнула после его ссоры с лидерами объединённых эсдеков. Константин Иванович Григоришин родился в 1965 году в Запорожье. Окончил Московский физико-технический институт. Кандидат наук. Сфера интересов - энергопоставки, металлургия, атомная энергетика. Занимал посты председателя наблюдательного совета «Львовоблэнерго», «Сумыоблэнерго», Запорожского ферросплавного завода; президента российско-украинского холдинга ЗАО «Группа «Энергетический стандарт».
К началу 2002 года активы, управляемые Григоришиным включали девять облэнерго («Львовоблэнерго», «Прикарпатьеоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Черниговоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Кировоградоблэнерго», «Тернопольоблэнерго» и др.), два из трех, Запорожский и Стахановский, ферросплавных заводов Украины, значительная часть машиностроения, велись операции в аграрном бизнесе, К Григоришину принадлежали и 20% акций клуба «Динамо-Киев». Велась постепенная легализация бизнеса.
В декабре 2002 года Григоришин, в результате корпоративного конфликта с деловыми партнерами - лидерами партии СДПУ(о), потерял почти весь свой бизнес в Украине. Совет директоров промышленно-инвестиционного концерна «Металлургия» (учредителями являются Сумское НПО им. Фрунзе, Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов, электрометаллургический завод «Днепроспецсталь», банк «БИГ-Энергия», ОАО «Полтавоблэнерго») полностью сменил его дирекцию. Руководство «Металлургии» обратилось с иском к бывшему гендиректору консорциума Анатолию Головко и ЗАО «Либерти Маркет» о возмещении имущественного ущерба, после чего государственная исполнительная служба Шевченковского районного управления юстиции Киева приняла решение наложить арест на счета Григоришина в банке «Креди Лионе Украина». Собственность Григоришина к тому моменту, по его словам, оценивалась в несколько сотен миллионов долларов.
Кроме проблемных промышленных предприятий и облэнерго, с бизнесом К.Григоришина в Украине связывают сеть аптек в Запорожской области ЗАО «Мединтрейд». А также - компанию «Укрзернотрейд»; ООО «Казацкая чайка»; строительную компанию ООО «ЭСК»; проектно-технологический институт «Киевгорстрой»; ООО «Ясногородская страусиная ферма»; «Ассоциацию «Экотехна» (производство чермета); Черкасскую картонную фабрику; Запорожское рекламное агентство «Наш город+», ряд структур оптовой торговли.
К.Григоришин не утратил интерес к энергетическому и атомному бизнесу и, но, не получив ожидаемой поддержки по восстановлению своего бизнеса от лидеров «оранжевой революции», в последнее время пытается заинтересовать своими проектами установления контроля над украинской энергетикой Кремль.
Какое-то время казалось: то, что не удалось К.Григоришину, получится у М.Курочкина. Ему, однако, помешала «оранжевая революция». Вынужденный покинуть Украину, М.Курочкин столкнулся с тем, что его бизнес так же легко отобрать, как он в своё время отобрал его у других. Попытка же спасти бизнес привела к возвращению в Украину, аресту и гибели от руки киллера. Максим Борисович Курочкин родился 4 июня 1969 года в Москве В 1994 году закончил юрфак МГУ. По окончании университета занялся бизнесом. По данным «Независимой газеты», первым бизнес-предприятием Курочкина стал крупнейший в России рынок «Лужники» - в начале 90-х годов Курочкин стал одним из его акционеров (за что и получил прозвище Макс Лужниковский) вместе с Александром Бабаковым, впоследствии главой российской партии «Родина». Бабаков не отрицал, что до весны 2004 года поддерживал отношения с Курочкиным.
К началу 2000-х годов в собственности российского бизнесмена оказались киевская гостиница «Украина» (впоследствии – пятизвездочный отель «Премьер-Палас»), а также «Ореанда» – расположенный в Ялте на берегу Черного моря единственный в Крыму пятизвездочный отель. Совладельцем обеих гостиниц СМИ называли Бабакова, но сам Бабаков заявлял, что Курочкин никогда не имел ни единой акции в его активах, а лишь «привлекался на определенное время к управлению некоторыми нашими объектами».
В 2001 году Курочкин вошел как представитель частных акционеров в наблюдательный совет энергосберегающей компании ОАО «Одессаоблэнерго». К тому времени в собственности российского предпринимателя уже находились три санатория в Крыму и Центральный рынок Днепропетровска «Озерка».
По данным МВД Украины, 2 ноября 2004 на внеочередном совещании совета министров Крыма предприятиям, подконтрольным Курочкину, были переданы 346 гектаров Ялтинского заповедника, а на следующий день бывший руководитель Государственного управления делами Администрации Президента Украины Игорь Бакай передал Курочкину гостиницу «Днепр» в Киеве.
В ноябре того же 2004 года в Киеве на Курочкина было совершено покушение. Той же осенью Курочкин был назначен исполнительным директором «Российского клуба» - организации, созданной в июле 2004 года для укрепления российско-украинских отношений. В 2004 году, в период президентских выборов на Украине, клуб активно поддерживал В.Януковича. Когда в результате так называемой оранжевой революции к власти пришел не Янукович, а его оппонент Виктор Ющенко, Курочкин покинул страну. После этого он на протяжении почти двух лет жил в Москве.
15 марта 2005 года Министерство внутренних дел Украины объявило Курочкина во всеукраинский розыск. 20 ноября 2006 года Курочкин был задержан в международном аэропорту «Борисполь» по постановлению Голосеевского райсуда Киева. 23 ноября 2006 года Голосеевский райсуд Киева избрал мерой пресечения для Курочкина содержание под стражей. 20 февраля 2007 года Главное следственное управление УМВД Украины в городе Киеве и прокуратура завершили следствие и передали уголовное дело в отношении Курочкина в Святошинский райсуд. 27 марта того же года, после завершения второго судебного заседания по делу Курочкина, подсудимый был смертельно ранен на выходе во внутренний двор суда и через несколько минут скончался.
Ныне из рейдеров – «строителей империй» на плаву остаётся только В.Гриб, однако, похоже, что это ненадолго. Он уже привлёк к себе внимание неудачными признаниями в прямом эфире. После этого проводить рейдерские операции под прикрытием «группы компаний ТЕКТ» станет гораздо сложнее. Репутация циничного рейдера заранее насторожит потенциальную жертву. Да и, учитывая тот факт, что президент, правительство, парламент и даже большой бизнес объявили борьбу с рейдерством приоритетной задачей, у В.Гриба гораздо больше шансов оказаться в тюрьме или в эмиграции, чем хотя бы в пятом десятке самых богатых людей Украины.
Нет сомнения, что рейдеры-единоличники – персонажи уходящей эпохи первоначального накопления. М.Курочкина, воспользовавшись его трудностями, разорили партнёры, а затем настигла пуля снайпера. К.Григоришин, несмотря на все свои попытки зацепиться, постепенно вытесняется из большого украинского бизнеса, из политики и даже с ведущих позиций в списке рейдеров, братья Чуркины уничтожением ЧСЗ поставили Николаев на грань бунта, настроили против себя губернатора и практически неизбежно в скором времени станут объектом пристального внимания правоохранительных органов. Равиль Муратов терпит поражение в борьбе за «Укртатнафту» с правительством Украины.
Вадим Гриб пока остаётся на плаву, но провинциальная тяга к публичной славе его уже подвела. Находясь под пристальным вниманием прессы значительно труднее проводить рейдерские захваты, чем когда всё организуется тихо и общественность может никогда не узнать кто теперь хозяин градообразующего предприятия. Лоскутность активов Гриба вряд ли позволит ему создать устойчивую бизнес-империю, а опыт Курочкина и Григоришина показывает, что после возникновения первой же проблемы, конкуренты моментально разорвут этот бизнес на куски, тем более, что его непрозрачность к этому располагает.
Очевидно, что уже скоро, Гриб и Чуркины, как ранее Курочкин и Григоришин, столкнутся с крупной ФПГ и будут походя раздавлены.