"Скандал вокруг выбора исполнителя подписанного 3 января контракта на поставку Китаю еще двух эсминцев проекта 956 за $1,4 млрд близок к завершению. Несмотря на усилия недругов владельца холдинга "Новые программы и концепции" (НПК) Бориса Кузыка, крупнейший со времен распада СССР экспортный военный заказ в кораблестроении, скорее всего, достанется подконтрольной НПК петербургской "Северной верфи". Правительство, решившее из соображений прозрачности провести тендер по этому заказу, столкнулось со сложностями в его проведении.
Обвинения в адрес НПК прозвучали еще 25 декабря прошлого года, до подписания контракта, и касались выполнения предыдущего контракта на постройку тех же эсминцев, которые были поставлены в 2000 г. В своем запросе в Счетную палату, Минфин, Минобороны и "Рособоронэкспорт" лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин обвинил НПК в том, что на момент передачи корпусов эсминцев от Минобороны "Северной верфи" для исполнения контракта их готовность составила 70% и 30%. А раз сумма контракта составила примерно $610 млн, то "Северная верфь" должна вернуть бюджету до $300 млн. "Ведомости" располагают ответом на запрос депутата из Минобороны за подписью главкома ВМФ Владимира Куроедова. В ответе сказано, что распоряжением правительства от 24 июля 1997 г. Минобороны должно было определить объем средств, затраченных на эсминцы из бюджета до их передачи для достройки на экспорт. ВМФ определил эту сумму за период 1988 - 1996 гг. в 86,54 млн руб. и, согласовав с "Северной верфью" размер индексации, установил общую сумму в 182,62 млн руб. , о чем и уведомил Минфин в августе 2000 г. На "Северной верфи" "Ведомостям" сообщили, что процент готовности исчислялся не по готовому кораблю с оборудованием, а по корпусам без начинки, что обусловило размер суммы, которую согласно распоряжению правительства она погасит бюджету по истечении срока контракта, наступающего в конце I квартала этого года.
Тем не менее запрос о возмещении бюджету стоимости эсминцев, вызвавший ряд скандальных публикаций в СМИ, породил у чиновников беспрецедентную идею тендера по экспортному контракту. Ранее никто не сомневался, что этот заказ достанется "Северной верфи". Из правительства предложили трем предприятиям - петербургским "Северной верфи", Балтийскому заводу и калининградскому заводу "Янтарь" - срочно представить предложения к тендеру, и вчера все они успели сдать их в Российское агентство по судостроению. "Предложение было для нас неожиданным", - сказал "Ведомостям" зампред правления Межрегионального инвестиционного банка (который контролирует завод "Янтарь") Сергей Суров. По его словам, "Янтарь" готов выполнить заказ и банк готов помочь в этом заводу. Не ожидал тендера и другой его участник - Балтийский завод. Тем не менее, по словам гендиректора завода Олега Шуляковского, предприятие не могло не принять участия в тендере, поскольку "имеет достаточные мощности и опыт для строительства любого типа боевых кораблей". Кроме того, говорит Шуляковский, Балтийский завод в любом случае примет участие в выполнении китайского заказа как субподрядчик.
Однако, по словам источника в одном из кораблестроительных КБ, строительство эсминца вряд ли целесообразно на "Янтаре", так как он имеет лишь один стапель необходимых размеров. На Балтийском заводе постройка двух эсминцев сразу возможна, но она может вызвать возражения заказчиков: там сейчас достраиваются фрегаты для ВМС Индии, и Китай, имеющий непростые отношения с этой страной, может этого не захотеть. Кроме того, "Северная верфь" уже провела ряд предварительных работ по подготовке строительства и выплатила авансы подрядчикам по производству корабельного оборудования со сроком изготовления больше года. Конечно, контракт можно было бы разбить и между двумя верфями, однако это помимо увеличения издержек могло бы затянуть выполнение контракта. Что вряд ли улучшило бы репутацию России в глазах такого сложного заказчика, как Китай.
Впрочем, пыл правительственных чиновников, решивших внезапно усилить прозрачность оружейного экспорта, разбился о бюрократические рифы. Как стало известно "Ведомостям" из источника, близкого к аппарату правительства, вчера представители Агентства по судостроению, "Рособоронэкспорта" и КВТС, рассмотрев поданные документы, так и не решились проводить тендер. Конверты вчера не вскрывались, решение о проведении тендера принято не было, а представитель одного из заводов, подавших эти конверты, сообщил, что проблема, видимо, будет решена сегодня или завтра. Источник в правительстве полагает, что решена она будет - с тендером или без него - в пользу "Северной верфи"."