" Только пару недель назад президент подписал закон о создании Следственного комитета (СК), которому передается часть нынешних прокурорских полномочий. Сейчас же в Госдуму поступил новый законопроект, еще больше оттесняющий прокуратуру на обочину политической, социально-экономической и правовой жизни страны.
Группа членов Совфеда и глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин предлагают внести поправки в 24 закона, чтобы закрепить приоритет Следственного комитета. За прокуратурой фактически остается только поддержка гособвинения в суде да еще надзорные функции. Напомним: раздел этого ведомства на следственную и собственно прокурорскую части был совершен путем создания СК при прокуратуре РФ. Однако этот термин является, по сути, пустой формальностью: руководителя СК назначает лично президент через утверждение в Совете Федерации, то есть так, как и генерального прокурора. А дальше глава СК все остальные назначения своих подчиненных проводит исключительно через главу государства. За последним также закреплено право установить порядок прохождения службы в СК, в том числе и ее материальную составляющую.
Генпрокурор России Юрий Чайка может уйти (НГ от 20.06.2007) Как только такой проект весной этого года был внесен на Охотный Ряд, Генпрокуратура начала с ним воевать, но битву быстро проиграла – поскольку фракция «Единая Россия» при поддержке части кремлевской администрации объявила этот проект весьма нужным и своевременным. За ГП, правда, вступилась другая часть администрации – и в конце концов был найден некоторый компромисс. Прокуратуре оставили часть следственных функций – через контроль над так называемыми дознавателями.
Однако теперь гонения на прокурорских, видимо, будут продолжены. Например, они фактически полностью отстраняются от участия в избирательном процессе. Уголовные дела против кандидатов в депутаты и на пост президента теперь будут находиться в исключительной компетенции главы СК, а не генпрокурора, как раньше. Точно так же уголовное преследование депутатов и сенаторов, а также работников избирательных комиссий, судей и членов Счетной палаты РФ – это все будет работа Следственного комитета, а не прокуратуры.
По парламентариям, впрочем, одна уступка генеральному прокурору сделана. Правда, ее можно расценить больше как издевательскую. Главе ГП остается право требовать от Госдумы или Совфеда лишения иммунитета депутата или сенатора в случае совершения им административного правонарушения, подлежащего наказанию по суду. То есть, например, в случае нарушения правил дорожного движения. Понятно, что генпрокурору по такому поводу вряд ли когда-нибудь придется прийти на Охотный Ряд. И даже оглашение факта о введении уголовных санкций против бывших президентов РФ теперь также отдается начальнику СК.
Есть и более мелкие, но весьма важные полномочия, которые предлагается изъять у прокуратуры в пользу СК. Например, по закону о банках и банковской деятельности следователю для ареста счетов сейчас требуется санкция прокурора, но потом будет достаточно «наличия согласия руководителя следственного органа».
Интересно, что подписанный президентом 5 июня закон о создании Следственного комитета вступит в силу только в сентябре – депутаты специально установили, что три месяца должны быть потрачены на подготовку раздела сегодняшней единой прокурорской системы на две части. Но нынешние поправки, это разделение углубляющие, депутатам придется обсуждать в еще более авральном порядке. Как указано в пояснительной записке к проекту, они должны быть полностью готовы к тому же сентябрю. Авторы документа подчеркивают, что ничего кардинально нового они не предлагают – просто устраняют возникшие нестыковки между новым вариантом закона о прокуратуре и остальными законами страны.
По мнению члена думского комитета по безопасности Геннадия Гудкова (фракция «Справедливая Россия»), резко протестовавшего против появления СК, «сейчас этот законопроект будет объявлен приоритетным, ради которого нужно будет отложить все дела, потому что без него страна не обойдется». Гудков согласен с утверждениями его авторов, что документ является, по сути дела, техническим, однако указывает на то, что после создания СК действительно «приходится править все российское законодательство в интересах отдельных групп чиновников». По словам депутата, это происходит потому, что закон о выделении из состава прокуратуры РФ Следственного комитета «противоречил и до сих пор противоречит куче действующих законов».
Чайка обиделся?
Между тем нельзя не заметить совпадения по времени возникшего слуха о намерении Юрия Чайки уйти с поста и созревания вышеперечисленных поправок. Напомним: именно нынешний генпрокурор был в свое время ярым приверженцем идеи создания в стране единой службы расследований. Первые упоминания о Следственном комитете сопровождались объявлением о желании властей образовать некое подобие американского ФБР, объединяющего следователей самых разных правоохранительных ведомств. Чайка рассматривал раздел собственного ведомства как первый шаг и одну из важных целей своего пребывания на новом посту в качестве преемника Владимира Устинова. Он неоднократно подчеркивал: «Генпрокуратура является сторонником разделения функций расследования преступлений и надзора за ним, создания единой службы расследований». А впервые заявил об этом при назначении генпрокурором.
Казалось бы, мечта Чайки исполнена: за следствие отвечает один его заместитель, а надзирает за законностью процесса расследования другой. Однако ущербность реализованного замысла, оставившая за порогом мечту о едином СК, сегодня дала себя знать в полной мере. Дитя оказалось слишком самостоятельным. Поправки, подготовленные думцами, излишне ослабляют прокурорский надзор, создавая суперведомство, наделенное самыми широкими полномочиями. Возможно, именно это обстоятельство огорчает инициатора раздела Юрия Чайку, и тогда слухи о его близкой отставке не совсем беспочвенны.
Вчера они были опровергнуты самим генпрокурором. Чайка заявил, что за публикациями о его якобы грядущей отставке стоят фигуранты ряда громких уголовных дел: «Все эти статьи носят вполне определенный заказной характер. За ними стоят известные фигуранты, в отношении которых Генеральной прокуратурой ведется активное расследование». Вчера же официальный представитель Генпрокуратуры РФ также опроверг эти сведения, заявив, что слухи о грядущей отставке Чайки ни на чем не основаны. Впрочем, уместно вспомнить неожиданные отставки чиновников самого высокого ранга, случавшиеся ранее, и среди них – уход почти в небытие прежнего генпрокурора, еще почти накануне уверявшего общественность в прочности своих позиций.
Оценивая и уже произведенные изменения в прокуратуре, и вновь предлагаемые, член думского комитета по госстроительству Виктор Похмелкин (фракция «Справедливая Россия») сообщил «НГ», что считает их абсурдными: «Ну ладно, вывести следователей из состава прокуратуры – это в принципе можно было, но зачем же при этом было фактически уничтожать прокурорский надзор?» При этом, заметил он, Следственный комитет зачем-то формально остается в составе прокуратуры, но генпрокурор не имеет возможности влиять на его главу: он его не назначает и он ему не подчинен, хотя и является его первым замом. «С точки зрения теории управления это нонсенс», – считает депутат.
Парламентарий также обратил внимание на то, что без прокурорского догляда оставлены и следователи других ведомств, прежде всего ФСБ и МВД. «А то, что творится там, это цветочки по сравнению с тем, что позволяли себе следователи прокуратуры». Похмелкин уверен, что СК, конечно, сейчас является более сильной структурой, чем прокуратура, – хотя бы потому, что никем не контролируется. Что же касается прокурорского произвола, то Виктор Похмелкин отметил, что нужно говорить не о нем, а о произволе следователей, в нее входивших. «Так и что теперь изменится: раньше следователь делился с прокурором, а теперь станет делиться со своим начальником», – сказал он «НГ», подчеркнув, что для потерпевших и подозреваемых такая ситуация только хуже. «Раньше можно было хотя бы прокурору пожаловаться, а сейчас можно будет только начальнику следователя – а с ним уже поделились».
В отношении Юрия Чайки мнение Похмелкина однозначное: он не верит, что генпрокурор мог обидеться так, чтобы попроситься в отставку. «Чайка без указания от Путина ничего делать не будет, но вряд ли такое указание могло быть, такой слабый прокурор сейчас как раз и нужен», – полагает депутат. По его словам, Чайка особенно против раздела прокуратуры и не выступал, бунтовали в основном его замы. «Был бы на своем посту Устинов, сопротивление созданию СК было бы гораздо большим», – уверен Виктор Похмелкин.