Американская субмарина, таранившая "Курск", прячется в Норвегии?
"Министр обороны Игорь Сергеев, который упорно хранил молчание по поводу событий вокруг аварии АПЛ "Курск", сделал вчера заявление, практически подтверждающее версию, впервые озвученную в "Сегодня". "Версия о том, что причиной аварии стало столкновение с внешним объектом, получает все больше шансов", - отметил маршал. Остается лишь выяснить, что подразумевает министр под загадочным термином "внешний объект".
Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин утверждает, что всплывающий под перископ "Курск" мог протаранить или ледокол, или сухогруз, нарушивший границы района боевой подготовки. Однако никто из специалистов до сей поры не исключил возможности столкновения с одной из натовских подводных лодок, которые не только в период учений, но и в обычные дни регулярно осуществляют боевое патрулирование у входа в Кольский залив. И коль скоро информисточники в США теперь утверждают, что их лодки не фиксировали сигналов бедствия, которые якобы подавал экипаж "Курска", стало быть, они находились в непосредственной зоне акустического контакта с "Курском".
По информации источников "Сегодня", события, предшествующие аварии, развивались следующим образом. В ночь с пятницы на субботу экипаж "Курска" отрабатывал учебную торпедную стрельбу. В момент учебной атаки гидроакустики на крейсере "Петр Великий" зафиксировали странные шумы. Их запеленговали, что впоследствии позволило определить место нахождения на грунте "Курска". Уже в ходе обследования участка дна в районе, где находилась наша лодка, "Петр Великий" якобы установил гидроакустический контакт еще с одним лежащим на дне объектом. Контакт был классифицирован - подводная лодка. Но так как, кроме несчастного "Курска", других отечественных субмарин в районе не было, ее идентифицировали как "иностранную". Дальнейшая судьба "постороннего объекта" еще более таинственна.
В воскресенье, когда в ВВС США "железный" выходной и полетов не бывает, над районом бедствия неожиданно появились два патрульных "Ориона". Позднее, как утверждают наши источники, был осуществлен радиоперехват: американская подводная лодка, находящаяся в Баренцевом море, запросила разрешение на экстренный пятидневный заход в Норвегию и получила его. Источники уточняют: лодка следует малым ходом, что может быть признаком серьезных повреждений.
Не только подробности, но даже сами факты подобных аварий стороны традиционно не афишируют. Не исключено, что в данном случае могла быть достигнута и специальная договоренность: наблюдатели отмечают в связи с этим факт довольно длительного телефонного разговора Билла Клинтона с Владимиром Путиным, после которого российский президент неожиданно "дал добро" принимать любую иностранную помощь, в том числе и от американцев.
Как сообщил корреспонденту "Сегодня" адмирал Георгий Костев, об этой версии он знал чуть ли не с первого дня. Однако ему представляется сомнительным, что столкнувшаяся с таким подводным гигантом, как "Курск", другая лодка могла в принципе сохранить ход. По его расчетам, такое по силам разве что американскому стратегическому ракетоносцу типа "Огайо". Но субмаринам подобного класса в принципе нечего делать у наших берегов - разведка не их задача. Кроме того, адмирал считает, что версии о причинах аварии могут и подождать. Специалистов настораживает другое. "Не знаю, что и думать о характере спасательной операции, - отметил адмирал Костев. - Ее проводят так, будто хотят не экипаж спасти, а спрятать концы в воду".
Во-первых, совершенно очевидно, что командование ВМФ не сумело правильно оценить обстановку. Хотя с самого начала было очевидно, что своими силами и средствами ситуацию не решить. Командование не могло не знать об отсутствии отечественных спасательных аппаратов, способных работать при характерно неустойчивой погоде северных широт.
Во-вторых, главой правительственной комиссии был назначен крупный специалист по оптике вице-премьер Илья Клебанов. То есть президент получал информацию "по испорченному телефону", от чиновника, который по долгу своей службы всячески рекламировал перед главковерхом достижения вверенного ему ВПК.
В-третьих, непонятно, почему только на пятые сутки власть соизволила принять иностранную помощь. Почему при этом британскую спасательную лодку не доставили в Мурманск самолетом, а повезли морем - вообще отдельный сюжет. Наверное, какие-то объяснения этому возможны, однако никто толком не удосужился их изложить. Отдельный вопрос: почему посвященный в подводники главковерх в день трагедии не вылетел в Североморск?
Все вышеперечисленное, впрочем, наводит на одну-единственную мысль. Нельзя исключать, что уже предварительное изучение повреждений, полученных лодкой, дало основание считать, что спасать там, по сути, уже некого. Но сообщить стране, еще не пришедшей в себя от ужаса взрыва на Пушкинской, о новой, более масштабной трагедии власти сразу не решились. Страну готовят к трауру. Идут спасательные работы, заведомо обреченные на неуспех. Предположение кощунственно? Конечно! Но еще более кощунственным выглядит та беспомощность, которая видна уже даже неспециалистам.
P.S. Традиционная русская чиновничья забава "поиск стрелочника" уже началась. Появилась информация, будто бы пресс-служба Северного флота в полном составе уже разогнана. За профнепригодность.
"