Почему подготовка к "активной фазе" операции по спасению экипажа "Курска" затянулась на пять суток?
"Пять суток чиновники, ответственные за ход спасательной операции на АПЛ "Курск", руководили ею из Москвы по телефону. Как утверждает наш источник в аппарате Совбеза, еще в среду руководство этого ведомства "выразило удивление такой странной методикой спасательных работ". Владимир Путин, судя по всему, был того же мнения. Сразу же после встречи с президентом в Сочи Илья Клебанов в экстренном порядке убыл в Североморск - руководить работой правительственной комиссии на месте. Вместе с ним Москву покинул и главком ВМФ Владимир Куроедов. И вчера вечером правительственная комиссия под руководством Клебанова, по сообщению "Интерфакса", рассматривала вопрос "о переходе к активной фазе работ по спасению экипажа российской субмарины". Выходит, что предыдущие пять суток были всего лишь подготовкой? 120 часов на раскачку - не много ли?
Наши источники утверждают, что и адмирал, и вице-премьер якобы были не в восторге от командировки на Север. Причина, вероятно, одна: находясь непосредственно в зоне спасательных работ, они, как "старшие начальники", должны нести солидарную ответственность за любые принимаемые решения по спасению экипажа "Курска". В том числе и за неэффективные и ошибочные. И это тогда, когда ситуация в зоне бедствия уже третьи сутки квалифицируется специалистами как "стабильно катастрофическая". Ясно всем: итог этой спасательной операции потрясет страну гораздо сильнее, чем теракты в Москве. В этой ситуации, чтобы хоть как-то успокоить общественное мнение, Кремлю необходимы будут "крайние". Очень похоже, что как минимум двое - Клебанов и Куроедов - уже назначены...
Как утверждают специалисты, если бы Клебанов и главком ВМФ находились на месте ЧП с самого начала, это могло бы в какой-то мере ускорить ход операции. Во-первых, многие решения можно было бы принимать оперативно на месте - властью главкома и вице-премьера, а не вести долгие согласования между Москвой и Североморском. Во-вторых, их "эффект присутствия" дал бы возможность руководству страны объективно оценить весь трагизм складывающейся ситуации. Не исключено, что в этом случае решение о привлечении иностранной помощи было бы принято еще в понедельник вечером. И вообще, по технологии принятия решений возникает масса вопросов. Причем не только у журналистов.
По нашим данным, ГВП РФ готова в любой момент возбудить уголовное дело "по факту возникновения аварийной ситуации на АПЛ "Курск". В прокуратуре СФ формируется следственная бригада. Не исключено, что в Североморск в ближайшее время будут командированы военные следователи из Москвы и Санкт-Петербурга. Вопрос лишь во времени. По данным нашего источника, скорее всего, это произойдет в тот самый день, когда спасатели проникнут в прочный корпус АПЛ. "Поймите, невозможно и кощунственно возбуждать уголовное дело по факту гибели людей, не имея хоть каких-то результатов спасательных работ. С юридической точки зрения все 118 человек экипажа все еще живы. Они для нас, для следователей - главные свидетели. Но я очень опасаюсь, что мы можем лишиться и этих свидетельских показаний. Лично у меня, как у военного юриста, уже возникают вопросы по ходу проведения спасательной операции на "Курске", хотя я еще и не знаком с оперативными материалами", - считает наш источник. Он не исключает, что при анализе материалов прокурорской проверки по факту аварии на АПЛ может быть возбуждено не одно, а несколько уголовных дел. В том числе и квалифицированных как должностное преступление.
Вот как наши источники прогнозируют дальнейшее развитие ситуации. Если уголовное дело по факту катастрофы "Курска" будет возбуждено (в чем нет никаких сомнений), следствие проанализирует не только непосредственные причины возникновения аварийной ситуации на "Курске", но и весь комплекс факторов, котрые могут привести в конечном счете к гибели личного состава АПЛ. В этом случае в числе прочего будет скрупулезнейшим образом исследоваться весь ход спасательных работ. Будут изучаться вахтенные журналы всех кораблей и береговых служб, задействованных в операции, организация несения дежурной службы на кораблях, в частях и пунктах управления СФ. "На просвет" будут вычитываться все доклады, рапорты, протоколы заседания правительственной комиссии, все приказы и распоряжения. Будут опрошены сотни свидетелей - от командующего ВМФ до дневального. Основываясь на этих данных, следствие постарается "смонтировать" точную хронологию спасательной операции с выделением главных ее фаз. Если субмарина будет поднята, на ее борту будет проведена тщательнейшая судебно-техническая экспертиза с привлечением экспертов. Будут опрашиваться выжившие члены экипажа, проводиться судебно-медицинская экспертиза погибших. На основе этих материалов, как утверждает наш источник, будет строиться посекундная хронология развития аварийной ситуации на АПЛ. После этого следствие попытается совместить две эти хронологии, чтобы понять, была ли у руководства ВМФ возможность провести спасательную операцию более эффективно и в более сжатые сроки. Если такая возможность была, то почему она не была использована, на каком уровне соответствующее решение не было принято, кто виноват персонально?
Как пояснил наш источник, особый интерес представляет механизм принятия решения и скорость прохождения информации в отрезке между двумя временными точками: от первого доклада о потере контакта с АПЛ "Курск" до времени отдачи приказа о начале полномасштабной поисково-спасательной операции. Как показывает практика, утверждает наш источник, именно на этапе оценки степени тяжести ЧП и происходит трагическая по своим последствиям заминка: часто руководители на местах, боясь начальственного гнева, до самого последнего момента надеются, что ситуация разрешится сама собой, или пытаются справиться своими силами. "Если выяснится, что начало спасательной операции было неоправданно затянуто из-за неадекватной оценки сложившейся ситуации - по причине искажения информации, несвоевременного или неполного доклада, - это готовый материал для уголовного дела", - считает наш источник.
Вероятно, следствию стоило бы оценить и адекватность оценки имеющихся у ВМФ сил и средств по отношению к сложившейся ситуации. По мнению специалистов в области судоподъема, даже теоретическое суммирование всех факторов (штормовая погода, сильное придонное течение, плохая видимость и значительный крен корпуса АПЛ) говорит о том, что использование спасательного устройства типа "Колокол" как минимум неэффективно, а как максимум - бесполезно. Однако на апробацию этого метода ушли целые сутки. Причина одна: ничего другого под рукой не было, а Москва требовала форсировать начало работ. Специалисты утверждают следующее: иностранную помощь нужно было бы привлекать всю и немедленно. Сразу же стянуть в район бедствия все предлагаемые нам НАТО силы и средства. Одновременно, пока техника в пути, методом мозгового штурма совместно с иностранными специалистами нужно было выбирать оптимальную технологию спасения. На этом можно было бы сэкономить, по приблизительным данным, до 20-24 часов.
Складывается впечатление, что отсутствие на месте ЧП руководителей, напрямую ответственных за адекватную оценку ситуации и немедленное принятие решений, привело к тому, что пятеро суток механизм спасательной операции фактически работал вхолостую - в пассивной фазе. Вероятно, родственники моряков, заживо погребенных на стометровой глубине, очень хотели бы знать, почему так произошло. "