"В Нижегородской области разгорелась бурная дискуссия, спровоцированная недавним выступлением первого вице-губернатора области Сергея Потапова, заявившего, что «политической элиты в регионе просто нет». Эти слова стали предметом для серьезного обсуждения.
Давний соратник губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева Сергей Потапов, курирующий в администрации вопросы государственно-правового и организационного обеспечения, затронул эту тему еще месяца два назад. По его словам, политическая элита в Нижегородской области отсутствует, есть только отдельные группы, ориентированные на прошедшее. И поэтому, мол, правительство Нижегородской области намерено эту недостающую региональную политическую элиту сформировать.
Губернатор Шанцев вынес приговор местной элите Вообще-то вопрос нижегородской элиты стал всерьез беспокоить Валерия Шанцева с осени прошлого года, когда разные политологи чуть ли не в один голос заговорили об обострении отношений московской команды Шанцева с нижегородскими политиками и бизнесменами. В прессе появились прогнозы о растущем недовольстве нижегородской элиты губернатором и неминуемом реванше с ее стороны. Шанцев впервые и заявил тогда, что это еще вопрос – кто на самом деле принадлежит к элите Нижегородской области: возможно, совсем не те люди, которые себя к ней причисляют.
Выступление замгубернатора наделало шума среди людей, считающих себя элитой региона. Вопрос жизни и смерти нижегородской политической элиты стал активно обсуждаться местным истеблишментом. Политики и политологи даже специально проработали эту тему за круглым столом, собравшись в рамках Клуба политического действия «4 ноября». Вице-спикер Законодательного собрания Александр Вайнберг настаивал, что надо разделять понятия «элита» и «тусовка», к которой принадлежат люди, стремящиеся «попасть на обложки глянцевых журналов». Депутат Госдумы Алексей Лихачев выдвинул теорию двух чаш в структуре элиты: первая чаша – политики, силовики, представители непосредственной власти, вторая – носители истинных ценностей. Чтобы общество находилось в гармонии, обе чаши, по его словам, должны быть уравновешены, как тело и душа. А вот политолог Валентина Бузмакова заявила, что «злость нижегородской элиты должна когда-то прорваться, уйти из бань и клубов и противопоставить свою нижегородскую идею московской».
Пожалуй, единственным безусловным представителем региональной политической элиты, без обиняков высказавшим недоумение позицией правительства по этому вопросу, стал бывший председатель Заксобрания Евгений Люлин. В интервью за несколько дней до отставки он вопросил: «Как может не быть элиты в такой области, как Нижегородская, с такой историей, с такой экономикой и наукой?». Тем самым он в очередной раз дал понять, что разговоры о противоречиях между ним и исполнительной властью региона отнюдь не беспочвенны.
На днях Люлин переехал работать в Москву. Представительную власть в регионе теперь возглавляет также коренной нижегородец Виктор Лунин, бывший министр финансов еще в администрации Бориса Немцова, депутат Заксобрания нескольких созывов, то есть давний представитель правящей политической группы региона.
Но вопрос, существует ли элита в регионе, так и не снят с повестки. «Региональная элита есть всегда, она по определению существует, – считает политолог Сергей Борисов. – Я бы не стал придавать значение реплике Потапова. Это неудачное выражение. Он просто не очень компетентный человек в вопросах элитологии. Как ученый я не могу серьезно к этому относиться. Понятно, что любому нормальному губернатору, особенно в шанцевской ситуации, чрезвычайно важно иметь влияние в элите, в каком-то смысле управлять тенденциями и направлениями элиты. Но никакой сильный лидер не может отменить ее или создать. Это как погода».
«На самом деле элиты как правящей группы в области нет, – придерживается противоположной точки зрения политолог Сергей Кочеров. – В регионе есть люди, признанные в самых разных областях, но нет элиты в классическом политологическом понимании как определяющей будущее страны и региона. Я не уверен, что и команда Шанцева может быть отнесена к элите Нижегородского региона. У них проблемы со стратегией, а также неизвестно, сколько они здесь пробудут. Пока Шанцев здесь, они с ним. Но если его куда-то назначат, они мигом уедут. А это не элита. Элита – это те, кто остается и продолжает принимать решения. И я бы не сказал, что Шанцев начал элиту формировать. Он никого не растит».