Руководители РАМН огласили список претензий к Михаилу Зурабову
"Вчера завершилось двухдневное общее собрание академиков Российской академии медицинских наук (РАМН), на котором был единогласно принят новый устав научного сообщества. Академики принципиально не захотели принять предложения Минздравсоцразвития относительно изменения порядка финансирования и способа управления РАМН. Они категорически отвергли возможность создания наблюдательного совета из госчиновников и выступили против передачи целого ряда своих научно-исследовательских институтов в пользу нового Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи. Обсуждение устава, вылившееся в критику команды Михаила Зурабова и его единомышленников, похоже, стало для академиков более важным событием, чем избрание новых членов РАМН, которое отложили на самый последний момент.
«Новый устав практически не отличается от старого», -- с нескрываемым удовлетворением отметил после заседания президент РАМН Михаил Давыдов в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Пожилые академики пожимали г-ну Давыдову руку и просили и впредь «защищать науку от Зурабова». Министру ставили в вину то, что он не врач и не ученый. «Про медицинскую науку в России просто забыли, я говорю о ее финансировании», -- заявил академик Геннадий Рябов. Вопрос финансов сейчас для РАМН один из самых важных. Желание государства хотя бы просто посчитать собственность академии (точное число зданий, принадлежащих ей, назвать не может никто в этой структуре) воспринимается не иначе, как попытка передела собственности.
Отвергая сотрудничество с профильным министерством, медицинская академия остается независимой, но бедной. В Минздравсоцразвития говорят, что бедность академических институтов -- следствие безграмотного управления финансами и общей неосведомленности академиков в области менеджмента. Сами же академики считают, что министерство берет институты измором, зажимает финансирование, кстати, закрепленное за РАМН отдельной строкой федерального бюджета. В качестве примера прямого "издевательства" над медицинской наукой в РАМН приводят расценки, по которым оплачиваются, к примеру, трансплантации и прочие виды высокотехнологичной медицинской помощи. Так, в частности, пересадка органа оплачивается из общего расчета 735 тыс. руб. на человека, в то время как реальная стоимость такой операции -- 45 тыс. долл. Причем последняя цифра взялась не с потолка -- она следует из стандартов оказания медицинской помощи, разработанных самим министерством. В аппарате президента РАМН «Времени новостей» пояснили, что научному сообществу уже невмоготу постоянно ходить с протянутой рукой за министром. То есть распределять исследовательские бюджеты академики хотели бы сами.
Примечательно, что оказавшиеся в подавляющем меньшинстве академики РАМН из команды министра Зурабова предпочли хранить молчание и не реагировать на критику коллег. Руководитель нового Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи Иван Дедов, глава «Росздрава» Юрий Беленков и заместитель министра Владимир Стародубов покинули зал заседаний без выступлений и комментариев.
Игнатий АНТОНОВ, член-корреспондент РАМН:
-- Я живу в Белоруссии и являюсь также академиком национальной академии Белоруссии. Мы внимательно следим за тем, что происходит в российском здравоохранении и медицинской науке, и хочу сказать, не отказались бы от такой программы финансирования, как ваш нацпроект «Здоровье». Единственное, что я не понимаю, как министром здравоохранения может быть не врач, а человек какой-то технической профессии. Да и министерство здравоохранения должно заниматься только медициной, а не всей социальной сферой. Но у нас, к счастью, никогда ничего подобного не было и, надеюсь, не будет.
В том, что касается заявлений о необходимости отделения научных институтов от академии, я убежден, нет никакого здравого зерна. Научные институты должны заниматься наукой, самостоятельно определяя круг своих интересов и задач. Объединять их с кем-то или переподчинять вредно в первую очередь для науки. Конечно, сотрудничество, скажем, НИИ с кафедрами учебных заведений никто не отменяет, такое взаимодействие должно развиваться. Но стать подразделениями одного ведомства принципиально разные институции, с абсолютно разными магистральными линиями не могут ни при каких условиях. С этой позиции я и оцениваю новый устав академии, он меня вполне устраивает.
Геннадий СУХИХ, академик РАМН:
-- Разногласия между Минздравсоцразвития и РАМН носят очень непростой и даже философский характер. Любой межведомственный конфликт не способствует успеху ни одной из сторон. Но в данном случае речь идет еще и о двух, безусловно, талантливых и сильных личностях. Михаил Зурабов, исключительно талантливый человек, финансист и, безусловно, эпохальная личность для медицины, имеет очень сильный козырь. Это отсутствие у него собственных научных амбиций, врачебного и академического прошлого. Раньше, если министр был хирургом, начинался крен в сторону хирургии, если кардиолог, то принимались активно развивать кардиологию. Нынешний министр пытается завести сложный механизм современного здравоохранения через универсальный инструмент -- финансы. То, что сейчас министерство занимается не только здравоохранением, но и социальными вопросами, тоже добавляет возможностей для маневра -- это же удвоенный финансовый ресурс. Президент РАМН Михаил Давыдов -- безумно талантливый, волевой человек, блестящий хирург, бывший десантник и необыкновенно эмоциональный человек, так же переживает за целостность академии и ее перспективы. Если двум столь крупным фигурам удастся договориться, а я считаю, что это рано или поздно произойдет, выиграют все. В том, что конфликт затянулся, возможно, ответственно и окружение этих двух выдающихся руководителей. Я не так давно встречался с академиком Давыдовым и хочу сказать, что его взгляды и оценки претерпели значительные изменения за последний год. Мы все мечтаем, что министр и президент РАМН услышат друг друга. Основа для этого есть -- их глубокая государственность. "