Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Мэрский передел

Участившееся уголовное преследование градоначальников имеет под собой в основном экономическую подоплеку

"На минувшей неделе прокуратура Рязанской области возбудила против мэра Рязани Федора Провоторова сразу два уголовных дела. Как сообщил помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью Дмитрий Плоткин, уголовные дела были возбуждены по статье 306 (ч. 3) УК РФ (заведомо ложный донос) и статье 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности). Подробности прокуратура не сообщает, но, по предварительным сведениям, следствие продлится около двух месяцев. В здании администрации Рязани был проведен обыск, как сообщил Дмитрий Плоткин, с целью изъятия документов, необходимых следствию.

И никакого волюнтаризма


Федор Провоторов стал седьмым мэром крупных городов, которые попали под карающий меч прокуратуры всего лишь за один год. Кроме Провоторова, под следствием или судом находятся градоначальники Александр Донской (Архангельск), Евгений Ищенко (Волгоград), Александр Макаров (Томск), Владимир Николаев (Владивосток), Николай Уткин (Тольятти) и Анатолий Опланчук (Снежинск).

Получается, что в среднем каждые полтора месяца против высшего муниципального чиновника в том или ином регионе России возбуждается уголовное дело. Это дало основание некоторым наблюдателям говорить об «охоте на мэров», о целенаправленной стратегии государства по подавлению самостоятельности глав городов и о подготовке муниципальной революции сверху, результатом которой станет отмена выборности мэров и их включение в единую вертикаль исполнительной власти, построенной на принципе назначаемости.

Взаимовыгодный интерес

Аресты глав этих городов автоматически привели или скоро приведут к обострению борьбы за передел собственности, финансовых ресурсов и сфер политического влияния. Причем активное участие в борьбе за вакантные места мэров уже принимают или непременно примут крупные московские, трансрегиональные экономические компании, олигархические кланы. В том же Волгограде, например, в борьбе за кресло градоначальника (выборы состоялись вчера) активно участвовали, поддерживая тех или иных кандидатов, две-три крупные российские компании. Есть веские основания полагать, что эти компании сегодня волнует прежде всего возможность взятия под контроль предприятий химической промышленности, а также перспективы использования транспортных возможностей города-героя на Волге и Волгоградской области (президент РФ Владимир Путин совсем недавно озвучил идею строительства судоходного канала «Волго-Дон-2»). Не менее острая борьба разворачивается и в других городах РФ, где стали вакантными кресла градоначальников.

Нынешняя чистка мэров российских городов только по форме и информационному сопровождению походит на кампанию по борьбе с коррупцией с целью последующего включения глав муниципалитетов в единую вертикаль власти. По сути же это передел экономически прибыльных региональных торгово-финансовых узлов (полисов). Кадровые чистки создают благоприятные условия для укрепления в соответствующих городах и регионах крупного российского капитала.

Представляется неслучайным совпадением то, что «охота на мэров» началась в самом конце путинского правления. В канун смены власти в Москве для многих крупных компаний крайне важно укрепить свои позиции в регионах РФ, получить доступ к тем экономическим и финансовым ресурсам, к которым только возможно. Это также выгодно и кремлевской бюрократии: в конце концов, именно крупным компаниям придется финансировать проекты, связанные с обеспечением преемственности власти и т.д.

Это, разумеется, вовсе не означает, что в недрах Государственной Думы РФ, партии «Единая Россия» или администрации президента сегодня не «пекутся» законопроекты, связанные с законодательным ограничением полномочий глав городов, а также переходом к системе назначаемости мэров. Такие проекты являются необходимыми элементами больших политических и финансовых игр, частью информационных операций и операций политического прикрытия. Хотя в то, что в ближайшее время будет принят какой-либо закон, меняющий принцип формирования муниципальной исполнительной власти, пока верится слабо. Путинская система не нуждается в формализации своих политических практик. Переход же к назначаемости глав городов принесет Кремлю больше политических проблем, чем дивидендов (новые обвинения западной и своей либеральной общественности в ущемлении демократии, наступлении на права местного самоуправления в России, игнорировании Европейской хартии местного самоуправления и пр.).


Волгоград, Рязань "
21.05.2007

Андрей Серенко, Зоя Мозалева
Независимая газета